Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА И. ИВАНОВА:


1923–1992
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ

Игорь Петрович Иванов родился 5 ноября 1923 года. В 1941 году окончил 1-ю опытную школу Ленинграда. В период Великой Отечественной войны работал на военных заводах Уфы и Горького. В 1949 году с отличием окончил Ленинградский государственный университет по специальности “философия”. Во время учебы преподавал в школе логику. В 1955 году защитил диссертацию по теме “Воспитательская работа комсомольцев с пионерами в средней школе”. В 50-е годы в СЭНе (Союз энтузиастов) вместе с учителями и вожатыми начал искать пути включения детей в планирование и организацию жизни пионерского коллектива. В 1959 году в Ленинграде создал неформальное сообщество детей и взрослых – Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ). С 1961 года работал в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена.
В 1963 году создал педагогическое объединение студентов, преподавателей и учителей – Коммуну имени Макаренко (КИМ), усилиями которой отрабатывалась методика коллективных творческих дел. В 1972 году защитил докторскую диссертацию по теме “Творческое содружество поколений как условие формирования юных общественников”. В этой работе идеи содружества поколений нравственного и гражданского становления личности, а также развитие демократических и гуманистических основ в воспитании, находят научное обоснование и практическое подтверждение. В 70-е годы возглавляет Макаренковскую секцию Ленинградского отделения педагогического общества РСФСР, выпускает рукописный журнал “Родник”. В 1987 году в “Учительской газете” появилась серия очерков С. Соловейчика “Жизнь Иванова”. В 1989 году избирается действительным членом Академии педагогических наук. 9 августа 1992 года его не стало. Похоронен И.П. Иванов в Ленинграде, на Волковом кладбище.

О ПЯТИ УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА
Первое условие – общая забота: наша цель – счастье людей! (1969)
Организация постоянной многосторонней заботы каждого о своих товарищах, о людях близких и далеких, о малышах и взрослых – вот, по нашему убеждению, самый краткий ответ на вопрос, что организовывать, строя воспитательную работу.
Что включает в себя подлинно заботливое отношение к людям?
– Привычку и умение быть внимательным и чутким, вглядываться в окружающую жизнь. Искать и находить нужное людям, возможность приносить им пользу и радость.
– Привычку и умение строить личную и коллективную перспективу, планировать, распределять во времени решение разнообразных жизненно важных задач.
– Привычку и умение преодолевать трудности в выполнении задуманного, доводить начатое до конца, воодушевлять товарищей, передавать им свой опыт и использовать опыт других.
– Привычку и умение оценивать собственный опыт и опыт других, учиться на собственном опыте и опыте других, извлекать уроки на будущее.
Уже из этого далеко не полного перечня внутренних сторон и условий подлинной заботы о других людях видно, с какой необходимостью соединяются в ней культура отношений, поведения и деятельности, как органически она сочетается с глубокой заботой человека о себе, о своем самосовершенствовании. А именно эти условия, усложняясь по своему содержанию и формам в условиях дружеского общения со взрослыми (не опеки!), ведут ребенка и подростка по ступеням самосознания и самовоспитания.(1989)
Говоря кратко, воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой (общественно-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивной) заботе. Ведь только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, труду, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе.
Второе условие – товарищество (1989)
Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.
Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность действий на общую радость и пользу, в которых нужно участвовать, чтобы улучшать, совершенствовать себя как товарища других людей.
Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, которое делает весомым, успешным каждое его воздействие, создается и крепнет “истинный авторитет” (по выражению А.С.Макаренко) взрослого. Это отношение, в котором неразрывно соединены уважение и требовательность воспитанников к воспитателю как старшему товарищу: младших членов семьи к их родным, учащихся к учителю.
Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств (1989)
Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности.
В жизни же нередко делается упор на одну из сторон личности. Особенно часто – на формирование знаний, а другие внутренние силы – чувства, потребности, привычки – оказываются постоянно на втором плане, играют по преимуществу вспомогательную роль, да к тому же воздействия оказываются обособленными друг от друга, рядоположенными, случайными.
Именно поэтому и получается разрыв между знаниями и взглядами-убеждениями, между знаниями и интересами, между умениями и потребностями. И что особенно нетерпимо – разрыв между всем этим и деятельностью.
Четвертое условие – единый коллектив (1989)
Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого из воспитанников на самого себя.
Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.(опубл. в 1996)
Воспитательный процесс носит этапно-циклический характер.
На первом (предварительном) этапе каждого цикла воспитательный процесс представляет собой самовоспитание воспитателей. Движущая сила здесь – воспитательная забота каждого воспитателя о себе и о других воспитателях как товарищах воспитанников. Этот период может быть весьма кратким, но его роль исключительно высока. Именно здесь определяются конкретные, комплексные задачи воспитания данных воспитанников в данное время, планируется руководство общей творческой деятельностью, начинает осуществляться общая творческая работа самих воспитателей по самообразованию.
2-й (переходный) этап – единство двух звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется) и воспитания воспитанников. Здесь действует уже и новая движущая сила: непосредственная воспитательная забота воспитателей о воспитанниках – скрытая и открытая.
На 3-м (основном, самом продолжительном) этапе к действовавшим ранее движущим силам добавляется рожденная ими воспитательная забота воспитанников друг о друге и каждого о себе – открытая и скрытая.
4-й (завершающий) этап – единство четырех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей, воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников (продолжается и углубляется!) и воспитания воспитателей воспитанниками. К движущим силам добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая забота воспитанников о воспитателях. В основе этой заботы – единство уважения и требовательности к воспитателям как к старшим товарищам по общей творческой заботе.
Каждый новый цикл – это виток спирали, на котором происходит как бы возврат к прежним этапам.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что непосредственной основой и внутренним источником самодвижения, динамики воспитательного процесса и развития воспитательного коллектива является развитие субъективных отношений товарищеского уважения и требовательности воспитателей и воспитанников в диалектическом единстве с объективными отношениями товарищества. Так становится ясным принципиальное значение борьбы за “педагогику отношений” против “педагогики мероприятий” и подлинный смысл этих понятий, ибо сведение процесса воспитания к мероприятиям для воспитанников – это тоже “педагогика отношений” чрезмерной опеки.
Именно объективная необходимость исследования различных типов отношений, их воспитательной роли вызвала разработку понятий “формальные” и “неформальные” отношения с отношениями “человеческими”. Стала проявляться необходимость слияния “делового” и “человеческого” характера воспитательных отношений, рассмотрения их специфики и единства.
При этом все более отчетливо выявляется важнейшее условие такого характера самодеятельности воспитанников всех возрастных категорий – ее подлинное единство, общность (а не сочетание) с деятельностью воспитателей, с педагогическим руководством.
Пятое условие – творчество, а не шаблон (1989)
Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия. Тогда воспитанники не чувствуют себя и не являются лишь объектами воспитания. Они – прежде всего! – участвуют в творческом решении общих с воспитателями жизненно важных практических задач.
Они – младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской заботе. Воспитатель воздействует на воспитанников и прямо – в личном общении, и опосредованно – через самих воспитанников, через других воспитателей. Однако и прямое, и опосредованное воздействие должно иметь прежде всего практическую направленность: что и как лучше сделать, чтобы улучшить жизнь – окружающую и своего коллектива? А собственно воспитательные задачи (научиться, овладеть, преодолеть…), которые при этом ставятся воспитателями, решаются незаметно для воспитанников. Тогда открытое воспитательное воздействие, которое прямо нацелено на достижение собственно воспитательных целей, становится средством, необходимым для решения общих и личностно значимых практических задач: “Чтобы успешно сделать что-то, надо научиться тому-то!”
И что особенно важно, такое открытое воздействие становится необходимым не только для воспитателей, но и для самих пионеров и октябрят, оно используется не только прямо, самим педагогом, но и опосредованно, через воспитанников. Используется по-разному в разных ситуациях и разными конкретными способами, т.е. воспитательными приемами.
Коллективные творческие дела должны быть способом – общим и конкретным – всестороннего товарищеского творческого сотрудничества. Наше время требует реального участия школьников в окружающей жизни, преодоление замкнутости на своем, “детском” мире. Не уводите ребят от трудных проблем, а вместе с ними ищите пути их разрешения на главных направлениях преобразования нашего общества. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИВАНОВА

А.Макаренко, А.Гайдар, А.Дистервег, Я.Коменский, Я.Корчак, Н.Крупская, В.Ленин, А.Луначарский, И.Песталоцци,
Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстой, К.Ушинский

Коммунарство – это напряженный совместный труд, опыт совместных переживаний и высоких отношений, умение требовать и прощать. Коммунарство – это стиль жизни и сама жизнь ребят.
      С.Шмаков

БИБЛИОГРАФИЯ

Иванов И.П. Труд, учение и отдых юных пионеров. – Л.: Лениздат, 1959.
Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов. – Л., 1969.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990.
Иванов И.П. Педагогика общей заботы. – С-Пб.: Образование, 1996

О МЕТОДЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Отношения разумной опеки и содружества (1996)
В истории воспитания возникли и развились следующие основные типы объективных воспитательных отношений: авторитарные; отношения “свободного воспитания”; отношения чрезмерной опеки; отношения “разумной опеки” воспитателей над воспитанниками; отношения товарищества воспитателей и воспитанников.
Отношения разумной опеки – это отношения, в которых воспитатели открыто передают готовый опыт, организуя для овладения им активную творческую деятельность воспитанников, но не сводят к этому воспитательный процесс. В этих отношениях воспитатели действуют как наставники, а воспитанники занимают позицию активных творческих учеников. Отношения разумной опеки дополнялись отношениями содружества взрослых и детей, подростков во всех сферах жизни, в играх, на прогулках, в совместных чтениях, путешествиях, в общественной деятельности, в труде, даже в учебной работе.
В этих отношениях воспитанники не только незаметно для себя учились у воспитателей, они и обменивались опытом, а самое главное – они вместе с воспитателями и под их руководством создавали новый опыт. Отношения разумной опеки и отношения содружества представляют собой во взаимосвязи воспитательные отношения товарищества воспитателей и воспитанников.
Коллективные творческие дела: все – творчески, иначе – зачем! (1990)
Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел (КТД) являются:
– единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности. Каждое дело – это форма творческого содружества воспитателей и воспитанников, их общей творческой гражданской заботы – практической, организаторской, воспитательной;
– творческий характер каждого дела: осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;
– единство шести отдельных стадий организации каждого дела.
Алгоритм содружества (1982)
Важнейшие традиции КИМа, названные нами алгоритмом содружества, легли в основу первого из условий успешности коллективных творческих дел (КТД). Мы определили это условие как “единство и последовательность шести стадий”.
На 1-й (предварительной) стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного КТД – в установочной (стартовой) беседе с воспитанниками, во время разведки дел и друзей, которую проводят микроколлективы по разным, сообща выбранным маршрутам.
2-я стадия – коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем сборе коллектива. Воспитанники и их старшие товарищи сначала по микроколлективам, а затем сообща решают такие примерно вопросы-задачи: для кого провести это дело (на радость и на пользу кому)? Как лучше его провести? Кому участвовать? Кто будет руководить? Где лучше провести это дело? Когда?
Ведущие общий сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят их воедино и организуют выбор совета дела или командира сводной бригады.
3-я стадия – коллективная подготовка дела. На этой стадии орган данного КТД конкретизирует план его проведения, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив готовит добрый сюрприз (при этом используются чередующиеся творческие поручения), а старшие друзья направляют эту работу и помогают воспитанникам “по секрету”.
4-я стадия – проведение КТД, где осуществляется конкретный план со всеми коррективами. Оказываются полезными также отклонения от замысла и ошибки, допущенные участниками, – все это тоже необходимая школа жизни. Главное для воспитателей – возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.
5-я стадия – коллективное подведение итогов КТД. На этой стадии важную роль играет общий сбор участников проведенного дела. Сначала по микроколлективам (где каждый высказывает свое мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД (что было хорошо? что нам удалось из намеченного? благодаря чему?), недостаткам и ошибкам (что не получилось? почему?) и – что особенно важно – к урокам на будущее (что нам стоит использовать и дальше? превратить в традицию? как действовать по-другому?..)
Ведущие сбор направляют коллективный поиск лучших решений этих вопросов, подхватывают и развивают ценное, систематизируют и обобщают высказанные мнения и предложения.
Участие каждого воспитанника в оценке КТД обеспечивается и другими средствами – беседами или анкетами (с такими, например, вопросами: что нового ты сделал? узнал? чему научился? чему научил товарищей?), стенгазетой или линейкой с творческими рапортами.
Воспитатели также подводят итоги выполнения собственно воспитательных задач.
6-я стадия – ближайшее последействие КТД и осуществление решений, принятых при подведении итогов и воспитанниками, и воспитателями.
Чередующиеся творческие поручения (1990)
В жизни коллектива могут использоваться и разрабатываться следующие виды чередующихся творческих поручений (ЧТП) микроколлективам и их функции.
Хозяева, или вахтенные, – дежурят, заботятся о порядке, готовят творческие поздравления с днем рождения от имени коллектива.
Санитары – заботятся о внешнем виде товарищей, учатся оказывать первую медицинскую помощь, заботятся о выполнении режима.
Книголюбы – знакомят с книжными новинками, собирают и хранят библиотечку коллектива, устраивают книжные выставки.
Любознательные, или мудрейшие, – проводят викторины, придумывают загадки для использования в устном журнале, работают с газетами и журналами, ведут стенды.
Друзья природы – заботятся о растениях, ведут календарь природы.
Затейники – пополняют игротеку коллектива.
– Физорги – подготавливают и проводят физкультминутки, помогают педагогам проводить спортивные игры и праздники.
– Журналисты – придумывают и рассказывают эстафетой (каждый частичку) небольшие устные рассказы, создают устный журнал – каждый выступает со своей страничкой.
– Газетчики – выпускают бюллетень, стенную газету, “молнии”.
Часто при смене поручений микроколлективы передают друг другу коллективные или личные знаки-эмблемы, говорят о том, что ими было сделано хорошо. При этом важно сосредоточить внимание воспитанников на стремлении сохранить лучшее из придуманного раньше и внести новое, устроить добрый сюрприз. Не следует давать оценки выполнению чередующихся поручений, что невольно возбуждает обиды, разжигает ненужное соперничество.

О МЕТОДАХ ТОВАРИЩЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАБОТЫ
Методы товарищеского побуждения
(1990)
1-я группа – это методы, с помощью которых возбуждается чувство радости и веры в свои силы, чувство чести, желание действовать на радость и пользу другим людям и себе как их товарищу.
Увлечение товарищеской радостной перспективой: “Давайте помечтаем” (мечта – увлечение дальней перспективой), “Давайте попробуем”. Ближняя перспектива – радостные события воспитательного значения ближайших дней; средняя перспектива – ближайших месяцев. Дальняя перспектива – это те общественно важные события, которые ждут человека как товарища других людей спустя годы.
Увлечение добрым делом возбуждает чувство радости от возможного добра, веру в свои силы.
Увлечение творческим поиском возбуждает умственные способности, острый интерес к деятельности: “Давайте подумаем, как нам лучше сделать?”, “Какой вариант будет оптимальным?”
Увлечение героическим, борьбой с трудностями на пути к высокой цели воспитывает способность стойко переносить неудачи, вырабатывает мужество, закаляет характер.
Увлечение прекрасным – в природе, в искусстве, в поступках окружающих людей – возбуждает желание познавать красоту, беречь ее и развивать.
Увлечение необычным, таинственным, загадочным начинается с вопросов: почему? Кто догадается? Кто разгадает тайну? Что надо узнать сначала, чтобы понять непонятное? Этим методом возбуждается желание познавать и открывать все новые тайны мира.
Увлечение смешным, веселым помогает преодолевать трудности, создает мажорный настрой жизни.
Товарищеское поощрение возбуждает у человека чувства гордости за то хорошее, что он сделал, веры в себя и желания делать еще лучше. Виды товарищеского поощрения: одобрение (словом, мимикой, междометием, жестом, взглядом), похвала (одобрение, выраженное словесно), награда. Одобрять воспитанников нужно как можно чаще!
2-я группа – это методы, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство ответственности за себя и товарищей.
Товарищеское требование – словесное выражение какой-то необходимости (распоряжение, запрет).
Товарищеский контроль за выполнением требований.
Товарищеское напоминание.
Товарищеская помощь в выполнении требования (в случае необходимости): открытая (совет) и скрытая.
Товарищеское осуждение: этим методом у человека должны возбуждаться чувство неудовлетворенности собой и желание исправить свои ошибки, стать лучше. Целесообразно использовать: порицание (словом, взглядом, мимикой, жестом), иронию (осуждение насмешкой, которая не оскорбляет, но вызывает у человека чувство неудовлетворенности собой), критику (развернутое, обоснованное порицание) и наказание (лишение человека права на участие в нужных людям действиях).
3-я группа – методы, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство веры в свои силы и чувство ответственности.
Товарищеское доверие выражается в поручениях словами: “Только ты это можешь сделать”, “Нам доверяют это сделать”, “Это очень трудное дело, но ты с ним справишься”.
Товарищеское внушение.
Товарищеская просьба – обращение к человеку как товарищу за помощью (просьба научить, помочь).
Методы товарищеского убеждения
Короткое товарищеское разъяснение.
Рассказ-размышление: рассказывая об одном или нескольких фактах, воспитатель подводит к нужному выводу, прямо формулируя его или не формулируя.
Беседа-размышление: воспитатель ставит вопросы, обменивается мнениями с участниками беседы, направляет общий поиск наилучшего жизненно важного решения.
Убеждение на собственном опыте.
Обсуждение собственного опыта и опыта других с извлечением урока на будущее.
Товарищеский спор: в споре всегда нужно доказать или опровергнуть, здесь особенно успешно идет формирование собственных взглядов.
Методы товарищеского приучения
Оптимальный режим жизни: осуществление жизненно важных функций в определенное время, в определенной последовательности, без ущерба друг для друга.
Товарищеское творческое (общественное) поручение – творческое выполнение задач, поставленных коллективу.
Творческая товарищеская игра – действие на радость и пользу коллективу в воображаемых, условных обстоятельствах, добавляющих реальные (первичный прием: “Представим себе, что…”).
Товарищеское соревнование – борьба за первенство в единстве с заботой об отставших.
Товарищеские традиции – творческое использование положительного опыта, созданного ранее коллективом (традиции товарищеской заботы и чести).
Особую роль в воспитании играет товарищеский личный пример как комплексный метод воспитательной заботы о других людях – заботы прямой и по преимуществу скрытой. Товарищеский личный пример – это метод товарищеского побуждения и приучения в их единстве.

Использованы фрагменты из книг И.П.Иванова:

Воспитывать коллективистов,
Методика коммунарского воспитания,
Педагогика общей заботы,
Формирование юных общественников и организаторов

Творческое содружество детей и взрослых
“Возможно, пройдет много лет и много нового изобретет наша школа, но педагогика коллективной творческой жизни всегда будет главным открытием”.
Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?
Каждое дело – людям, иначе – зачем?
Каждое дело – творчески, иначе – зачем?
Наша цель – счастье людей!
Мы победим – иначе быть не может!
Каждый день нашей педагогической работы должен возвышать детей духовно и нравственно, развивать всесторонне и гармонично. Почему подчас не осуществляются лучшие наши намерения? По-видимому, это происходит и от незнания общих условий успешного решения педагогических задач в самых разных обстоятельствах – обычных и необычных, предусмотренных и неожиданных, но требующих немедленного выхода из трудного положения.

Почта
Участники игры предварительно знакомятся с работой почтового отделения (посещение почты, беседы с сотрудниками, наблюдение за их трудом), затем на общем сборе-старте придумывают название для своего почтамта, распределяют участки работы (отделы, операции), решают, кого и когда будут обслуживать, договариваются об оформлении своего учреждения и своих отличительных знаках.
На почтамте могут действовать такие, например, отделы: приема писем и открыток, приема телеграмм, приема бандеролей и посылок, доставки корреспонденции (почтальоны).
Поскольку работа такого почтамта заключает в себе много разных видов деятельности (и простых, и более сложных), создается отличная возможность объединения старших и младших ребят, руководимых взрослыми (в качестве инструкторов, консультантов и т.д.).
Игра проводится обычно в канун праздников (в течение одного или нескольких дней) или во время праздника – в школе, у шефов, в микрорайоне, в пионерском лагере и др.
Приходящие на почту клиенты могут написать и оформить письмо, нарисовать и заполнить открытку, составить телеграмму, бандеролью отправить свои рисунки или книжку, посылкой – самоделки и т.д. Адресатами ребят-клиентов могут быть их товарищи по классу, по дому, родители, младшие и старшие братья и сестры, учителя, вожатые. Адресатами взрослых – их дети, ученики, товарищи по работе.
Сотрудники почты (прежде всего старшие ребята и взрослые) учат неопытных клиентов всем таинствам почтовых операций: как правильно надписать конверт, составить телеграмму и т.д.
В работу почты нужно вносить больше игровых, творческих моментов. В частности, можно придумать интересные формы оплаты почтовых услуг: оплата заказного письма – ответ на загадку, телеграммы – сочинение небольшого рассказа из тех слов, которые содержатся в телеграмме, и т.п.
Почтальоны (лучше, если они действуют небольшими бригадами из 2–3 человек) доставляют корреспонденцию адресатам в самой школе или по домашнему адресу (в микрорайоне школы), при этом, как положено, телеграммы доставляются в первую очередь.
Игру можно проводить не только в связи с праздниками, но и постоянно.

Педагогическим смыслом воспитательной системы, которую предложил Игорь Петрович, были отношения развивающего товарищества, а когда дети вырастали – творческого содружества старших и младших. Тем, чья судьба соприкоснулась с возвышенным ощущением коммунарского единения, до сих пор кажется, что это явление невозможно постичь и осмыслить до конца, что оно безгранично и было бы несправедливо сводить его только к способам воспитания и педагогическим методикам. Вероятно, пройдет еще много лет, прежде чем людям до конца удастся определить внутренние пружины этого удивительного явления. А мы все-таки будем считать коммунарскую методику Игоря Петровича Иванова самой современной системой воспитания. Лучшего пока не придумано.
                 С.Соловейчик
Сбор как романтическая книга о романтичных героях, но ее не читают, а проживают, и герои в ней – сами воспитанники. Влияние, которое оказывает сбор на ребят, ни с чем невозможно сравнить.
                  С.Соловейчик

“ПОЧТА” – КАК ЭТО БЫЛО
Из коммунарского дневника Валентины Котовой и Людмилы Тетерской:
“Всякому учреждению нужен начальник. У нас им стал десятиклассник Валера. Остальные добровольцы-сотрудники (ребята из 4–8 классов) тоже нашли себе дело по душе: кто стал почтальоном или телеграфистом, кто сортировщиком писем или кассиром.
Но почтамт еще нужно создать. Поэтому начальник отдает приказ: “Срочно привести помещение в соответствующий вид”.
И дело пошло! Почтальоны и кассиры стали на время снабженцами (добывали клей и бумагу, краски, ножницы), художниками, столярами. На следующий день закончили подготовку к открытию нашего почтамта.
Первые посетители пришли отправить поздравительные телеграммы своим товарищам, учителям, родным. Телеграфистка Галя тщательно подсчитывает количество слов и просит оплатить телеграмму. А расплачиваются у нас не совсем обычно. За телеграмму, в которой 13 слов, нужно написать рассказ с таким же количеством слов, начинающихся с буквы “О”. Клиенты обычно справляются с этой задачей и в подарок получали... свое же произведение (или отправляли его письмом по адресу друзей).
Вслед за первыми стали приходить все новые и новые посетители – старшеклассники и даже учителя, решившие поближе познакомиться с нашим учреждением. И каждый приносил и уносил с собой рассказ, шутку, стихотворение, куплет новой песни...
Немало пришлось потрудиться почтальонам. Они доставляли открытки, письма, телеграммы (в первую очередь, конечно, телеграммы). И где бы они ни появлялись – люди сначала удивлялись, а потом улыбались и радовались. И в этом – главное наше достижение.

Вечер веселых задач
Несколько познавательных игр-обозрений, переходящих одна в другую и составляющих своеобразную игровую сюиту. Участники этой сюиты, объединенные в небольшие команды (не более 10–15 человек в каждой), выполняют творческие задания и по очереди выступают со своими решениями-экспромтами. В сюиту могут входить игра в оркестр; эстафета веселых задач; кольцовка песен.
Разновозрастный состав команд, активное участие взрослых вовсе не препятствие, а, напротив, важное условие успеха, стимул для более полного раскрытия познавательных способностей и младших, и старших, для обмена знаниями и интересами, для взаимного увлечения творческим поиском, юмором, жизнелюбием, товариществом.

Ход вечера. Вечер открывается игрой в оркестр. Все участники садятся по кругу небольшими группами, и каждая группа выбирает себе один из инструментов оркестра – симфонического, духового, народных инструментов, джаза: скрипку, трубу, барабан, пианино и т.д. (при этом очень важно, чтобы в каждой группе были и младшие, и старшие ребята, и взрослые).
Оркестром руководит дирижер. Он неожиданно для участников показывает какой-либо группе игру на их инструменте. Группа в ответ на это должна показать дирижеру “нос”. Когда дирижер показывает группе “нос”, оркестранты этой группы, наоборот, должны показывать дирижеру игру на своем инструменте. Если же группа, к которой обратился дирижер, ошиблась и показала не то, что нужно, она получает коллективный фант (даже если ошибся только один член группы).
Этот поединок дирижера с оркестром продолжается до тех пор, пока каждая группа не получит фант, а еще лучше – 2 фанта. После того как все фанты взяты, ведущие назначают каждому фанту определенное задание. При этом еще раз следует подчеркнуть, что свой фант (или два фанта) выкупает вся группа.
Когда все задания розданы, всем группам (командам) дается 15–30 минут на решение творческих задач. По окончании этого времени ведущие собирают вместе всех участников игры, и начинаются выступления команд по кругу или в любом порядке, но с передачей какого-либо символического предмета-эстафеты (эстафета веселых задач или веселых экспромтов). Команда, последней принявшая эстафету и показавшая свое решение, получает право назвать тему для кольцовки песен.

Игорь Петрович очень обаятелен: он заразительно смеется, просто заливается, и все видят его доброту. Это человек-праздник. Когда он в комнате, то кажется, что в комнате все красиво и все значительно. Если он назначит встречу, никто не опаздывает, все дорожат каждой минутой общения с ним. Если он уезжает куда-нибудь, все бегут провожать, и тащат цветы, и несут его портфель до вагона, потому что любят его. Кажется, Игорь Петрович прямо создан был для того, чтобы вокруг него образовалось что-то вроде нашей коммуны.
                 С.Соловейчик
Он увлекал окружающих его людей – прежде всего детей, но и взрослых тоже – самим собой, тем, что он носил в своей душе. А носил он идею заботы об окружающих людях, заботы “прямой и по преимуществу скрытой”. И, прежде чем стать коллективной заботой, она уже была его личной заботой.
               Евг. Беляков

ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ для эстафеты веселых задач.
1. Придумать и разыграть мимическую сценку (или серию сценок) на предложенную тему (“На рыбалке”, “Прием у врача”, “Учитель и ученик” и др.)
2. Сочинить стихотворение по рифмующимся словам (буриме), например:
... порою
... горою
... толкает
... мечтает
Исполнить это стихотворение в какой-либо сценке.
3. Сочинить маленький рассказ по данному началу (например: “На площадке выстроились две команды...” или “До полета оставалось 5 минут...”). Прочитать этот рассказ приемом эстафеты (каждый член команды по очереди произносит одну фразу) или инсценировать его.
4. Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему (“Проиграли”, “Победитель космоса”, “В мастерской скульптора” и т.д.).
5. Изобразить и “оживить” (придумать и показать продолжение) известную скульптуру или картину (“Охотники на привале” В.Перова, “Опять двойка!” Ф.Решетникова и др.).
6. Изобразить пантомимой куплет или несколько из популярной песни (“Дан приказ ему на Запад...” или: “Мы шли под грохот канонады...”). Остальные участники отгадывают песню.
7. Драматизация шарады (кар-тина, пар-ад и т.п.).
8. Придумать 10 слов на одну букву и составить рассказ таким образом, чтобы с этих слов начинались все предложения. Инсценировать этот рассказ.
9. Произнести одно и то же слово или фразу в разных сценках с разной интонацией (не менее 5 вариантов), например: “Неплохо”, “Подумай еще”, “Войдите!”
10. Придумать и изобразить сценически разные варианты решения конфликтной (нравственной) ситуации, например:
– Хулиган бьет малыша. Ты идешь мимо. Что будешь делать?
– Мальчик дружит с девочкой. Их дразнят. Что им делать?
Предлагается дать не менее трех вариантов решения.
11. Исполнить одну и ту же популярную песню на несколько мотивов, меняя ее характер.
12. Исполнить несколько песен на одну и ту же тему (например, о море и моряках).
13. Драматизировать песню или стихотворение.
14. Придумать и изобразить сцену из жизни литературного героя (остальные участники отгадывают имя героя, называют книгу, ее автора).

“ВЕЧЕР ВЕСЕЛЫХ ЗАДАЧ” – КАК ЭТО БЫЛО
Из коммунарского дневника Зинаиды Полонской:
“Мы сидим в одном кругу с восьмиклассниками и их учителями. Первое знакомство состоялось. Теперь ребята ждут: что-то будет дальше? Танцев вроде не предвидится, а что может быть еще интересного?
– Так что же будет?
– Что? Оркестр!
И начала действовать уже испытанная палочка-выручалочка. По красноречивому взгляду дежурного командира кимовцы “идут в народ” и ведут разрушительную работу среди скептиков. Оркестр перемешал ребят, кимовцев, учителей... В игре самых разных инструментов кипит сплав нарождающегося товарищества.
Самое интересное началось при разыгрывании фантов. Каждый “инструмент” (т.е. бригада из 5–7 человек) получил веселое задание и помчался его выполнять. Времени было немного, так что “меньше зевай, быстрей соображай...”. И здесь, кажется, лед окончательно тронулся. Ребята наперебой предлагали свои варианты и вообще принимали наиактивнейшее участие. Были использованы все материалы, разысканные под крышей школы: тряпки, швабры, скатерти и прочие атрибуты.
Вот, например, одно из заданий: “Придумать 10 слов на одну букву и составить рассказ, все предложения которого начинались бы с этих слов”. И наша бригада придумала так: “Однажды мы приехали в город Пушкин. Он ждал нас у самого старого дерева Екатерининского парка. Ошеломленные, стояли мы, не в силах передать свой восторг. Очаровательная улыбка появилась на его лице. О, как это было мило! “Ощетинились!” – раздался наконец робкий голос дежурного командира. Обычно по этой команде наши головы начинают усиленно работать. Однако сейчас этого не потребовалось. “Олег Павлович!” – заорали мы, бросая в воздух чепчики. Объятиями закончилась эта встреча”.
По-настоящему коллективным было и исполнение этого рассказа. Вся бригада хором произносила первое слово каждой фразы, а затем один из нас (каждый по очереди) заканчивал предложение.
Главное, все было сделано экспромтом, ребята были увлечены и старались выступить как можно лучше.
Ребят просто потрясло участие учителей в пантомимической сценке на тему “Балет будущего”.
– Эх, костюмы бы сюда, вот здорово бы получилось! – шептали ребята в восторге.
“Выхожу один я на дорогу” – кажется, такие знакомые слова! А попробуйте-ка представить их пантомимой! Но бригада, получившая эту задачу, с честью вышла из трудного положения: встав с двух сторон, повернувшись друг к другу лицом и расставив руки, ребята изобразили телеграфные столбы вдоль дороги. Слава Винокуров выходит на эту самую “дорогу” в виде старого, опытного абрека, вглядываясь вдаль, вытаскивает блестящий “кинжал” и движется навстречу судьбе...
Итак, “хождение в народ”, очень сложный народ 8-го класса, вопреки историческому опыту, оправдало самые дерзкие надежды. Кажется, начисто были выметены скука и скепсис из сердец подростков, и уже трудно было отличить “народ” от тех, кто “ушел в народ”.

“Тайна” (“Следопыты”)
игра на местности с использованием туристских дорожных знаков, компасов, азбуки Морзе, творческих заданий поискового характера.
Участники игры учатся (или закрепляют умение) ориентироваться по компасу, определять маршрут по дорожным знакам, расшифровывать задания, расширяют знания о природе. Проводится на местности с природными препятствиями (лесная чаща, овраги и т.д.) во все времена года (правда, зимой эту игру устраивать сложнее, так как трудно скрыть следы тех, кто прокладывает маршрут для участников).
Участвовать в игре могут постоянные коллективы одного возраста, их объединения или сводные команды ребят разного возраста и их старших друзей (выступают в роли комиссаров команд). Продолжительность игры – от 1,5 до 3 часов. Примерная длина каждого маршрута – от 1 до 3 километров.
Подготовка к игре. Для разработки маршрутов и заданий к игре выделяется группа организаторов (8–10 человек) – штаб или спецотряд. Эта группа готовит игру по секрету от остальных участников: намечает секретные маршруты примерно одной длины, придумывает задания, зашифровывает тексты заданий (азбукой Морзе или другим способом) и запечатывает их в секретные пакеты (в других пакетах помещается ключ к шифру), составляет перечень дорожных знаков, которые будут встречаться на маршрутах (при этом можно использовать общеизвестные туристские знаки, а можно кроме них придумать и свои).
Все остальные участники разбиваются на несколько команд (в соответствии с количеством маршрутов), в среднем по 10–15 человек в каждой, выбирают командиров. Хорошо если время подготовки (несколько часов, день или несколько дней) будет использовано на овладение (закрепление) навыками ориентирования и пользования азбукой Морзе, на обмен знаниями о жизни природы (можно, например, провести турнир-викторину).
Ход игры. Перед началом игры каждой команде вручается компас и перечень дорожных знаков, которые могут встретиться на маршруте (если не было предварительной договоренности, что будут использоваться только общеизвестные знаки). Отводится время (до получаса), чтобы проверить, насколько каждый участник умеет определять азимут, расстояние по средней длине своего шага, знает азбуку Морзе, дорожные знаки и т.д. Участники помогают друг другу закрепить эти знания и умения, обмениваются опытом.
После этого команды выстраиваются и получают задания в пакетах, приготовленные штабом (спецотрядом). В тексте указано направление, в котором должна продвигаться команда, здесь же говорится, что дальнейшее задание в секретных пакетах следует искать на пути, внимательно следя за дорожными знаками.
Возможные задания на маршрутах:
– придумать название и девиз своей команды, связанные с характером игры (путешествие в природу), придумать и сделать из природного материала отличительный знак (эмблему) команды и каждого ее члена;
– придумать для других команд вопросы о тайнах природы данной местности (почва, растения, животный мир, погода и климат и т.д.);
– собрать небольшую коллекцию “Сюрпризы-загадки” (сучья причудливых форм, редкие цветы, образцы мхов и лишайников и т.д.);
– придумать творческий рапорт о своем путешествии.
Расшифровав очередное задание (с помощью ключа, спрятанного поблизости, – как его искать, указывается в секретном пакете), команда продолжает идти по дорожным знакам, выполняя задание по ходу движения.
Команда, пришедшая к месту общего сбора первой, разжигает костер (одну или несколько спичек для этого она также должна найти поблизости). Собравшись вокруг костра, команды по очереди выступают с творческим рапортом, знакомят со своими коллекциями, задают вопросы о тайнах природы и т.д.

“ТАЙНА” – КАК ЭТО БЫЛО
Из коммунарского дневника Антонины Смирновой:
“Долго мы думали и спорили, как лучше провести с нашими друзьями из г. Луги игру на местности во время праздника, посвященному А.П. Гайдару. Одни предлагали туристскую игру (ведь Гайдар увлекался туризмом и всю жизнь путешествовал!), другие – военную игру (“Мы ведь уже проводили такие игры, добавим что-нибудь новенькое, и будет здорово!”)... Наконец пришли к единому мнению: проводим операцию “Тайна”.
Штаб операции (совет дела) разработал все детали игры. В исходном пункте был установлен “компас” (опилками выложили большой круг с обозначением С; Ю; З; В). Когда все участники игры подошли к компасу, им предложили разделиться на три отряда и выбрать командиров. Затем отрядам объявили приказ командующего операцией о ее цели и задачах участников.
Отряды получили определенное направление движения. Сверившись с показаниями компаса, разошлись по трем маршрутам. Причем задания они должны найти на своем пути в указанном направлении. Каждый понимал, что задания настолько важные и секретные, что получить их и зачитать при всех невозможно.
С каждым отрядом пошли по два человека из совета дела. Не сразу удалось отрядам найти пакеты с заданиями: они были зарыты под кустами, висели среди ветвей ели или были в дупле пня. Искали все – время надо беречь. Наконец обнаружены опознавательные знаки. Только опытный турист мог разобраться в них, но, что цель близка, поняли все. И вот пакет найден! Ура! Однако представители штаба коварно улыбаются. Да, оказывается, задание зашифровано азбукой Морзе. Надо искать ключ к разгадке. Внизу листка небольшой знак. Стали искать в радиусе 10 м. Наконец задание расшифровано: “Придумайте гимн, девиз, название своему отряду; соберите подарки осени; следуйте дальше по указанным знакам”. Все оживились: ищут опознавательные знаки, собирают ягоды, коряги, листья, мох, сочиняют гимн, думают над названием отряда.
Идут дальше. Найден по знакам еще один пакет. В нем новые задания: “Сложите костер; найдите спички; подготовьте свой стенд с экспонатами – “Подарки осени”; придумайте приветствие соперникам”. Судьи учитывали все.
И вот отряды в сборе, задания выполнены. Представители от каждого отряда знакомят с экспонатами. Один из отрядов приготовил для победителей “торт” “Осенняя сказка” (из природного материала); отряд “Землеройки” представил самый богатый материал, особенно много было здесь скульптур из коряг: “Волк”, “Контролер”, “Мещанин” и др. “Землеройкам” как победителям предоставлено право разжечь заключительный костер. Все пели песни, пока не догорел костер.
Операция “Тайна” стала явью”.

Любое практическое дело – трудовое, познавательное, художественное, спортивное, общественно-политическое – становится коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности.

Гайдаровская разведка
Гайдаровская разведка – необходимая предпосылка и составная часть трудовых операций (атак, десантов, рейдов). Проводится ребятами вместе с их старшими друзьями; цель поиска – узнать, где и кому нужна помощь и какая (можно ли оказать ее немедленно или дело потребует длительного времени).
Разведка может быть секретной, т.е. проводится так, чтобы люди, с которыми встречаются разведчики, не догадались об их намерениях (тогда последующие трудовые операции будут сюрпризами), или полусекретной (если цели разведки необходимо сообщить отдельным лицам, например, руководителям учреждения – детского сада, фабрики и т.п.), или открытой, когда стоит посвятить в свои планы всех заинтересованных лиц, чтобы как можно лучше договориться и поработать вместе с ними.
Если уже во время разведки удается оказать помощь людям, сделать доброе дело, то это разведка боем.
Участниками разведки могут быть:
– микроколлектив со своими старшими друзьями;
– сводный отряд добровольцев (экстренная разведка в случае необходимости, например, перед праздником); право быть бойцом такого отряда может быть дано и как награда за активное участие в предыдущих трудовых делах;
– весь коллектив, идущий в разведку микроколлективами или сводными отрядами, например, в начале нового периода своей жизни (осени, зимы и т.д.) или перед рейдом.
В зависимости от цели и окружающих условий разведка длится 2–3 часа, целый день или несколько дней. Она может проводиться по секторам или по маршрутам. В первом случае на общем сборе-старте участники разведки разбивают окружающую местность на секторы-участки, которые тщательно обследуются отдельными разведгруппами (выясняется, кому и в чем нужно помочь). Во втором случае общий сбор намечает маршруты, т.е. объекты определенного профиля, например: “клубный”, “сельскохозяйственный”, “зеленый” (сад, скверы, бульвар и т.п.), “спортивный”. Составляются разведгруппы по маршрутам, каждая из которых обследует всю местность, но только по своему профилю.
Все разведгруппы выбирают командиров. Взрослым лучше действовать в качестве комиссаров разведгрупп (в некоторых случаях комиссары проводят свою особую секретную разведку; например, предварительно выясняют с руководителями предприятия возможность их встречи с разведгруппой или секретных действий этой группы на территории предприятия).
Общее руководство разведкой осуществляет обычно штаб предстоящей трудовой операции или совет коллектива. Командиры разведотряда и отдельных разведгрупп могут посылать в штаб со связными донесения о ходе разведки.
По завершении разведки все ее участники обсуждают результаты, а затем командиры разведгруппы докладывают о них общему сбору. По данным разведки общий сбор составляет план предстоящей трудовой операции или операций.

“ГАЙДАРОВСКАЯ РАЗВЕДКА” – КАК ЭТО БЫЛО
Из коммунарского дневника Маргариты Бесовой и Людмилы Максимовой:
“Наше первое утро на берегу Тосны. Живописная поляна. Полукружье палаток. За рекой – таинственные поля, деревни Усадище, Сидорово, Тарасово, Андрианово... Целая земля неведомая!
Идет общий сбор КИМа. Обсуждаем маршруты первой гайдаровской разведки. Земля неведомая должна для нас стать близким краем!
Маршруты наметили такие: “БС” (“Боевая слава”), “СХ” (“Cельско-хозяйственный”), “поселковый”, “клубный” и “РП” (“Ребята и педагоги”). Объявляется запись добровольцев в сводные разведгруппы.
Последние приготовления. Одна за другой уходят за реку группы. Все в напряжении: ведь это первая наша разведка! Но надо учиться в самой гуще жизни – учиться видеть, слышать, находить... Чтобы правильно решить, что сделать полезного для людей вместе с ребятами...
Нас, выбравших “клубный” маршрут, было трое. Вернулись тоже трое. “Погибших” не было, но пострадали все (от дождя и холодного ветра), зато данные, полученные в разведке, оправдали все “потери”.
Нашей целью было узнать, в каком состоянии находится клубная работа и сам клуб, какая требуется помощь, и решить, чем мы можем помочь.
Перед нами стояла еще одна очень сложная задача: собрать материал для выпуска нашего устного альманаха “Солнышко”. Не только собрать факты, но и проверить их, чтобы никого не обидеть.
Что же мы узнали?
Клуб – это неприметное (!) здание, стоящее в центре села. Вход его тоже ничем не примечателен. Внутри темно и грязно. Голые стены, скамейки и небольшая сцена, на которой раз в году появляются выступающие с концертом школьники. От сторожа узнаем, что заведующий клубом – здесь редкий гость, всем управляет техничка. “Всем” – это киносеансами и танцами. Кружков нет, массовой работы тоже. Нет и не бывает выставок.
А ведь условия для работы неплохие! Много хороших книг, но все они в беспорядке. Нет штатного библиотекаря, и некому заняться этой работой. Помещение довольно просторное, но, к сожалению, почти всегда пусто и на замке.
Рассказываем обо всем этом на общем сборе. Решаем: прежде всего украсить клуб (по мере наших возможностей), оформить несколько выставок, в том числе из сохранившихся картин местной художницы Е.А.Рубцовой, о которой разведали наши красные следопыты. И сделать все это вместе с ребятами!”

Использованы фрагменты из книги И.П.Иванова “Энциклопедия коллективных творческих дел”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru