Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Вячеслав ЕФИМОВ

Образование Чувашии: цифры и комментарии

С окончанием учебного года общеобразовательная школа Чувашии подводит своеобразные итоги. Специалисты пытаются определить отличительные черты года завершившегося, провести сравнительный анализ, уловить тенденции развития. Как и по всей России, в регионе находят прямое отражение все те проблемы, которые свойственны сегодня российской образовательной системе в целом. И, естественно, к ним добавляется проблематика регионального значения, обусловленная специфическими условиями национальной республики – ранее автономной, ныне суверенной.

С региональным компонентом все спокойно

Думается, можно констатировать, что национальный вопрос для общеобразовательной школы в Чувашии в минувшем учебном году не стал головной болью. Налицо стабильное развитие сосуществующих национальных систем. Наиболее весомые здесь чувашская, чья значимость основана на том, что чуваши составляют большинство проживающего на территории республики населения, русская, или русскоязычная, и третья по значению, пожалуй, татарская.
В Чувашской Республике функционирует около 700 общеобразовательных школ, из них примерно 65% приходится на долю чувашских, 30% – русскоязычных, 3% – татарских. В 1999/2000 учебном году в соответствии с принятым ранее постановлением республиканских властей о разработке концепции государственной национальной политики и программы ее реализации на 1998–2005 годы появилась концепция национальной школы. Она закрепляет равные права всех этих образовательных систем. Каждая из них так или иначе находит самовыражение. Применительно к школьной программе – в наличии так называемого регионального компонента.
Так что, судя по минувшему году, страсти, бушевавшие было в республике несколько лет назад по национальному вопросу, остались действительно в прошлом. В качестве базиса выступают федеральные нормативные акты, четко определяющие границы компетенции субъекта и центра по определению доли региональной составляющей. Как и в большинстве субъектов, в Чувашии примерно 15–20% учебного времени выделено под предметы, связанные с изучением школьниками национальных истории, культуры, языка.
Таким образом, в рамках преподавания филологических дисциплин в школе существуют русский язык, чувашский язык и какой-либо иностранный. Получается три предмета, между которыми нужно распределить время, не ущемляя одних за счет других. Ведь если посвятить больше времени, например, чувашскому языку, тогда придется урезать программу изучения русского или иностранного. Словом, временная структура преподавания языков должна быть такой, чтобы обеспечить нормальный уровень усвоения материала учениками. По словам министра образования Чувашской Республики Галины Черновой, в идеале после окончания школы ученики должны уметь свободно общаться на всех трех языках, независимо от того, родной для них изучаемый язык или нет. Сейчас же уровень знаний чувашского языка выпускниками русскоязычных школ во многих случаях такой же, как и иностранного.
По мнению министра, нет необходимости увеличивать количество часов преподавания чувашского языка в русскоязычных школах. Если еще 5–7 лет назад была проблема с кадрами, которые могли бы преподавать чувашский язык в русскоязычной школе, то сейчас ее нет. Чувашский государственный университет и Чувашский государственный педагогический университет обеспечили подготовку специалистов. Сложнее с учебниками. Их в республике разработали для школьников вплоть до 8 класса. Ныне авторский коллектив работает над учебником для 9 класса русскоязычных школ. Тираж уже изданной учебной литературы недостаточен. В национальных чувашских школах до 4 класса большинство предметов школьной программы преподают на чувашском языке, но проблема с нехваткой учебников тоже есть.
Вообще же если несколько отойти от темы регионального компонента и затронуть проблемы обеспеченности учебниками в целом, то очередной учебный год в Чувашии провожают с уверенностью, что в году 2000–2001 хуже не будет. Предпосылка тому в состоявшемся полтора года назад переходе на принципы многоканального финансирования. Суть в том, что учебники приобретают за счет школьных средств и денег родителей. Бесплатно они достаются лишь детям из социально необеспеченных семей. И в течение минувшего года, по утверждению Галины Черновой, степень обеспеченности школ учебниками удалось даже повысить как по федеральному комплекту, так и по региональному.
В республике уже начали подготовку к предстоящему учебному году в части закупки учебной литературы. Если в завершившемся году на эти цели затратили 3 миллиона бюджетных рублей, то сейчас на приобретение комплектов федеральных учебников уже перечислили 2 миллиона. Книги должны вот-вот прийти. Комплекты местных учебников рассчитывают закупить до 1 сентября. Конечно, этих бюджетных средств для всеобщего обеспечения бесплатной литературой явно недостаточно. Потребности оцениваются миллионов в 20. Поэтому родителям придется действовать по уже отработанной схеме. Школа собирает деньги на учебники и затем централизованно закупает их по оптовым ценам.
Возвращаясь к теме регионального компонента, отметим, что проблемы национальной школы, естественно, не замыкаются на обеспеченности учебниками. Мы уже затронули такую составляющую, как воплощение этого компонента в филологических школьных предметах. Другая составляющая – предметы по культуре, истории родного края. Большая трудность не только в том, как разумнее и правильнее соотнести региональные историю и культуру с общероссийской и мировой, обозначить межпредметные связи. Здесь еще острее встает другая проблема – выбор принципов преподавания. То ли это должен быть особо подготовленный учитель, специализирующийся сугубо на региональной тематике, – история, и язык, и культура в исполнении одного учителя. То ли это должен быть обычный учитель-предметник, затрагивающий вопросы изучения региона только в рамках своего предмета, например музыки или истории, и в контексте общероссийских процессов.
Выбор между этими двумя подходами во многом обусловлен опять же не только расхождениями во взглядах на методику, но и сложностью создания комплексного учебного пособия. Например, с трудом завершили работу над вторым томом учебника по культуре родного края. Подобная деятельность требует концентрации усилий большого количества разнопрофильных специалистов, немалых затрат. В общем, ныне установившееся соотношение, когда региональному компоненту выделяется три часа в неделю, представляется вполне удовлетворительным.

Сокращение зависит от детей

Минувший учебный год отмечен в республике и приездом федерального министра Владимира Филиппова, после которого заговорили о тревожной тенденции. Во многих российских регионах через десять лет количество бюджетных мест в высших профессиональных учебных заведениях превысит число выпускников школ. Стало быть, проблемы демографического спада, которые пока на себе испытывают только учителя начальных классов, напрямую заденут и высшую школу.
Завершившиеся недавно в республике комплексные исследования позволили сделать более оптимистичные выводы. Так, по оценке министра образования Чувашии Галины Черновой, столь острая ситуация республике не грозит. Во многом это связано с тем, что Чувашия – в первой тройке российских регионов по показателю плотности населения. Затем: система профессионального образования в регионе еще десяток лет назад была развита хуже, чем в других субъектах. Отсюда и невысокий показатель числа лиц с высшим образованием среди населения. Лишь в последние годы он начал активно изменяться в лучшую сторону. Тем не менее сейчас примерно только для 84% выпускников школ имеются места в начальных, средних и высших учреждениях профессионального образования. И это с учетом мест как финансируемых за счет бюджета, так и оплачиваемых самими обучающимися.
Безусловно, за предстоящие десять лет в связи с новой демографической ситуацией многое изменится. По прогнозам, в первую очередь в республике начнут пропадать профессиональные учреждения на коммерческой основе и филиалы вузов из других регионов. Но все равно процесс пойдет не столь быстро, как в других регионах. В будущем учебном году демографический спад подберется к 4–5 классам.
Эта проблема в какой-то мере рождает и другую – сокращение учителей. Прошедший учебный год в этом смысле для Чувашии оказался довольно спокойным. Массовых учительских сокращений, таких как после памятного федерального постановления двухгодичной давности, не было. Если и сокращали, то не столько конкретных людей, сколько ставки. Вот и в ближайшей перспективе на предстоящий учебный год республиканский министр говорит о том, что массовых сокращений не будет. Разве что сократится количество детей в школах.

Форма – единая, подходы – разные

Завершившийся год начинался многими хлопотами, связанными с внедрением в общеобразовательных школах республики обязательной единой формы одежды. Разговоров по этому поводу было немало. В преддверии школьного сезона 1999–2000 г. даже провели исследования, своего рода референдум, о целесообразности такого шага. Две трети высказались “за”, одна треть – “против”. После таких результатов намерения по унификации закрепили нормативно на уровне решения государственной власти. Постановили ввести форму для учеников 1–9 классов, причем поэтапно. В минувшем году на единую форму одежды планировали перевести начальную школу.
Как показал этот год, замысел себя оправдывает. Многие учителя среди главных преимуществ называют установившиеся более комфортные условия работы в классах, более социально уравновешенный климат. Что в общем-то и преследовалось. Поэтому практику поэтапного перехода на школьную форму продолжат и в следующем учебном году. Одной из основных сложностей, как и ожидалось, стал тот факт, что многим семьям тяжело найти средства на покупку формы. И эта проблема остается нерешенной.
За минувший год не изменилась ситуация с частным образованием. В республике всего две частные школы, и в массе общеобразовательных школ, коих, напомним, около 700, они просто теряются. Теряются их проблемы, значимость. Отсюда и сохранившееся отношение властей по принципу: мы – сами по себе, вы – тоже сами по себе. К тому же обе эти школы так и не получили государственной аттестации.
Уж если и говорить об альтернативах традиционной общеобразовательной школе, то в сфере реформирования уже существующей системы, финансируемой из бюджета. Речь прежде всего о дифференциации образования. У самого министра Галины Черновой на этот счет уверенность в том, что в старших классах просто необходимо широкое использование профильного обучения. С тем чтобы ученики заранее, более эффективно и целенаправленно включались в процесс обучения. И в преддверии 2000/2001 учебного года каких-то радикальных изменений не планируют.

Всемирный банк для сельской школы

Неординарным можно назвать завершившийся учебный год в части отношений общеобразовательной системы Чувашии с международными организациями. Речь не только о том, что республика недавно выиграла грант Фонда Сороса, предусматривающий поступление 400 тысяч долларов: соответствующие документы находятся в стадии окончательной доработки с представителями соросовской программы. Большая часть года прошла под знаком тесных контактов по линии Всемирного банка.
Эта международная организация, как известно, заявила о намерениях предоставить целевые займы трем российским регионам, различным по социально-экономическим показателям, для поддержки и развития образовательной системы. Выбрали Самарскую, Ярославскую области и Чувашию. Конкретные цели предоставления займа – проведение в регионе реструктуризации образовательной системы с тем, чтобы повысить ее качество и добиться большей оптимизации. Причем акцент делается на сельской школе.
Чтобы получить деньги Всемирного банка, необходимо провести целый комплекс исследований, привести доказательства соответствия финансово-экономических показателей региона требуемым. Среди них, например, отсутствие долгов по зарплате перед учителями и определенный уровень зарплаты, устойчивое развитие и стабильность, наличие профессионально подготовленных кадров.
Пока над выдвинутыми требованиями работали наши специалисты. В июле ожидают приезд вашингтонских экспертов. После чего, видимо, и состоится более предметный разговор о суммах. Следует признать, что в связи с этими событиями в республике провели огромную исследовательскую работу, наметили перспективы дальнейшего возможного развития.
Главное в этих исследованиях – определить базу, под которую Всемирный банк обещает выделить средства. Без убедительного определения содержания этой базы получение займа выглядит весьма проблематичным. В связи с этим составляются карты сельских районов Чувашии. На них отражаются данные своеобразной инвентаризации школ. Устанавливается, какие школы в районе дают только начальное образование, какие – среднее основное, какие – полное. Какова рождаемость в данном районе, количество граждан фертильного возраста и число потенциальных школьников. Также отражают затраты на обучение одного ученика сельской школы. При этом четко прослеживается закономерность, что чем больше школа, тем ниже себестоимость пребывания одного ученика. И наоборот, в небольших школах затраты на каждого воспитанника значительно выше. Подсчитывается и заполненность школы от нормативного уровня. Изучаются резервы, которые можно задействовать в случае закрытия соседних в округе образовательных учреждений. Немаловажный фактор – удаленность школы от места жительства. Ведь по существующим нормативам школа должна обслуживать население, проживающее в радиусе не более 5 километров.
Так вот, проводимый анализ позволяет выделять те сельские школы, от размещения которых в другом месте затраты на обучение одного ученика сокращаются. Например, одно только допускаемое нормативами укрупнение сельской школы уже во многих случаях повышает эффективность расходования средств. В этом и состоит изменение структуры сельской образовательной системы, или реструктуризация. Естественно, что для ее осуществления необходимы финансовые вливания. В частности, на организацию автобусных маршрутов, если до школы более 5 километров, на развитие инфраструктуры, организационные мероприятия. Их и обязуется предоставить международная организация в случае проведения республикой подготовительной работы.
При этом нежелательно совсем закрывать школы, где затраты на обучение чрезмерно высоки, поскольку школа для деревни или села больше, нежели просто часть административной территории. Видимо, оптимальный вариант заключается в поиске таких соотношений, чтобы и экономическую эффективность соблюсти, и не нарушить систему ценностей сельского человека. Думается, можно заключить, что пока все идет нормально и новый учебный год начнется с подписания конкретных документов со Всемирным банком и скорого получения средств.

Школа в партнерах

По мнению министра Галины Черновой, в целом минувший учебный год для школ республики оказался легче, чем предыдущий. При этом основные проблемы она делит на две большие группы. Первая связана с материально-техническим и организационным обеспечением функционирования школьной системы. Бюджетных средств на поддержание материально-технической базы явно недостаточно.
Выход из этой ситуации видят либо в прямом привлечении внебюджетных инвестиций, либо в активной поддержке со стороны попечительских советов, которые в ряде школ республики уже созданы. Такие советы объединяют людей, небезразличных к проблемам образования. Они призваны заменить некогда постоянно заявлявший о себе институт шефствования предприятий над школами, но на качественно ином уровне. Цели создания попечительских советов заключаются не только в получении школами финансовой помощи, но и в закреплении в обществе философии социального партнерства.
Минувший год четче обозначил тенденцию порядка введения в строй новых школ. Если еще несколько лет назад школы сдавали, не особо задумываясь об экономической эффективности, то сейчас ежегодно сдают по 10–12 школ, но выборочно. Положительный момент среди проблем материально-технического и организационного обеспечения – ликвидировали долги по зарплате. Отпускные тоже выплатили вовремя.
Вторую группу проблем связывают с содержательной стороной системы образования. Избитая тема – отставание содержания образовательных процессов от требований реальной жизни. Прошедший год в этой части мало что изменил. Сейчас большие надежды связывают с планируемым переходом на 12-летнюю систему школьного обучения. Сама министр образования Чувашии входит в состав рабочей группы при федеральном ведомстве, занимающейся концепцией 12-летней школы. Она считает, что планируемый переход предоставляет и России, и Чувашии уникальный шанс провести комплексные изменения, одна из главных целей которых – социализация образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru