Экзамены, оценки и медали
Говорят, что, заканчивая школу, человек
прощается с детством и вступает во взрослую
жизнь. А порогом, через который надо обязательно
перешагнуть, являются экзамены, или, правильнее
сказать, итоговая аттестация. Это оценка
состояния образованности выпускника
конкретного образовательного учреждения и всей
системы в целом.
Итоговая аттестация – это не замер обученности
по предмету, и от выпускника требуется отнюдь не
точность воспроизведения материала учебника и
не объем знаний по отдельным предметам.
К экзаменам готовятся не только учащиеся, но и
школа
К проведению итоговой аттестации в
Свердловской области во всех образовательных
учреждениях и органах управления образованием
формируются аттестационные, апелляционные
комиссии, утверждаются приложения к
экзаменационным билетам, проводится
инструктирование выпускников и родителей или
лиц, их заменяющих, готовятся приказы на
освобождение от итоговой аттестации. В
образовательных учреждениях должны быть
информационные уголки для выпускников и
родителей с нормативной и справочной
информацией.
“Ахиллесова пята” выпускника
Зачастую выпускники основной школы –
девятиклассники, усвоившие содержание
образовательных программ (основные понятия,
законы, теории, факты), при выполнении заданий
могут применить знания только в знакомых
ситуациях и затрудняются в выработке
собственного алгоритма действий.
Уровень усвоения выпускниками средней (полной)
школы образовательных программ несколько выше.
Это проявляется в умении самостоятельно
находить источники информации, рассуждать и
давать аргументированные (обоснованные)
умозаключения относительно фактов, событий,
явлений.
Есть различия в уровне образованности
выпускников школ повышенного статуса (или
профильных классов) и обычных
общеобразовательных школ – у первых результат
образования, как правило, выше.
Заданиями экзаменационных билетов
предусматривается вариативность и
разноуровневость.
Тяга к знаниям или к медалям?
На протяжении последних лет средний
аттестационный балл в 9 классах – 3,8; в 11 классах
– 4,1. По области растет число выпускников,
претендующих на награждение золотой медалью.
Количество медалистов в 1998 году выросло по
сравнению с 1997 годом на 38,2%, а в 1999 году по
сравнению с 1998 годом – на 45,9%. Такая тенденция
объясняется как желанием выпускников получить
признание и оценку личных достижений, так и
необходимостью иметь как можно больше гарантий
поступления в вузы бесплатно, на бюджетной
основе.
В прошлом году на рассмотрение в областную
“медальную” комиссию было представлено 402
сочинения. Были признаны не соответствующими
золотой медальной работе 66 сочинений, что
составляет 16,6%. По математике поступило на
рассмотрение 327 работ, отклонены две.
В 2000 году муниципальными органами управления
образованием заявлено претендентов на “золото”
697, на серебро – 1094. Для рассмотрения в областную
комиссию было доставлено 552 работы. Большая часть
отсеялась после сочинения. В 2000 году 472 учащихся
Свердловской области получат золотые медали.
Процент отсева меньше, чем в прошлые годы, – 13.
Половина претендентов на медали – из малых и
средних населенных пунктов. Свои медалисты стали
появляться и в небольших сельских школах
населенных пунктов Елань, Байны. Интересен тот
факт, что отсев медалистов из села минимальный: в
глубинке педагоги их пестуют, трепетно
“сопровождают”.
Впервые медали получили учащиеся учреждений
начального профессионального образования –
Камышловского профессионального колледжа, лицея
милиции и лицея им. Дягилева.
Самые “урожайные” территории – Новоуральск, Н.Тагил,
Краснотурьинск. Всего по области – около 260
медалистов, в Екатеринбурге – чуть больше 200.
Тенденция роста числа медалистов налицо. И
вопреки бытующему мнению качество знаний не
падает. “Медальные” работы стали качественно
лучше, глубже. Видимо, растет престиж знаний у
молодых. Две трети “золотых” детей – девочки.
Что умеют медалисты
Что касается сочинения, они должны уметь
“читать” тему, выделять в ней ключевые понятия (часто
в формулировке темы уже определен план
рассуждений) и, отобрав материал, раскрывающий ее,
целенаправленно его проанализировать, удерживая
тему в тексте сочинения. Необходимо также
владеть навыками литературоведческого анализа.
Большинство выпускников 2000 года не взялись за
литературоведческие темы типа “Смех как
действующее лицо в комедии Гоголя”, но уверенно
написали рецензии. Оригинальные сочинения
сельских ребят, посвященные любимым поэтам – Н.Рубцову,
С.Есенину, – произвели хорошее впечатление на
членов комиссии.
В заданиях по алгебре, по мнению “большого жюри”,
могли проявить себя с лучшей стороны выпускники
гуманитарных классов: вопросы для них были, как
говорится, на сообразительность, задания носили
творческий характер. Вообще в работах по
математике не допускается вольное использование
терминологии, должны быть предложены
рациональные, оригинальные способы решения,
обоснования, с чем справились учащиеся
математических и физико-математических классов.
Им, кстати, пришлось несладко: в заданиях было
много “занудных” вычислений, в процессе которых
дети часто теряют интерес.
От современного молодого человека требуются
развитость интеллекта, способность к творчеству
и саморазвитию, направленность на успех, на
профессиональное развитие, он должен обладать
коммуникативной, экологической культурой,
гражданской зрелостью, что и продемонстрировали
многие выпускники этого года.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|