Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Возможно, через пару столетий люди будут делитъ историю на две эры - до прочтения генома и после

В конце июня ученые объявили, что они большей частью прочли геном человека. Многолетний международный научный проект, ускоренный усилиями частной компании Селера и сравнимый разве что с освоением космоса, завершился на несколько лет раньше срока.
Это был первый шаг в освоении нашего внутреннего космоса, молекулярного и биологического, который для человека не менее важен, чем звезды в небе. Возможно, через пару столетий люди будут делить историю на две эры – до прочтения генома и после. В исторической перспективе цивилизация После Прочтения Генома будет отличаться одной основной чертой – пониманием человеческой природы.
Что же такое геном? Это совокупность всего генного материала организма. Книга инструкций, по которым человеческий организм растет, развивается, живет и умирает. Все свойства человека, не только физические, но и психические, определены генами – цепочками ДНК, где записана структура белков, управляющих организмом. Другое дело, что генный потенциал – это всего лишь возможность, которая или реализуется, или нет. Его проявление зависит от пережитого опыта, от воспитания и образования.
Если один близнец наподобие Маугли вырастет среди диких зверей, а другой с тем же геномом будет воспитываться в нормальной семье и учиться в нормальной школе, то получатся два совершенно разных человека – один дикий, неспособный связать двух слов, другой нормальный, с человеческим интеллектом, душой, духом. Физическое сходство останется, человеческое исчезнет.
Конечно, геном определяет пределы нашего развития, но он же щедро отпускает дарования и таланты, часто с избытком, куда больше, чем нам удается использовать. Здесь и скрыты огромные возможности педагогики. Педагог работает не просто с ребенком, не только с его изменчивым поведением и пластичным мозгом, но и с его неизменным геномом.
Это важный предмет педагогических усилий. Их надо направить не на то, чтобы сломать сопротивление мешающих нам генов, а на то, чтобы отыскать и пробудить активность генов полезных и желанных.
Не воевать со своим или чьим-то геномом, а познавать его и пытаться использовать – вот ключ к успеху и в школе, и в жизни. Познай самого себя – этот совет давали еще древние мудрецы. Но только сегодня становится возможным истинно научное познание человека, которое начнется с основы, с генного фундамента, запрятанного в недрах триллионов клеток каждого организма.
Первые успехи эпохи Генома появятся в медицине. Прояснятся молекулярные механизмы болезней, и это позволит разработать эффективные лекарства с минимальными побочными действиями. Раньше новые лекарства часто искали вслепую, а находили случайно. Теперь их будут искать направленно. Первые препараты нового поколения могут появиться в ближайшие 10–20 лет.
Ранняя диагностика будет определять не только развившуюся болезнь, но и риск ее появления, зависящий от генных ошибок. Зная свой риск, человек сможет заняться разумной профилактикой и лучше планировать будущее. Людям предстоят трудные решения. Как избежать дискриминации, ожидающей носителей опасных генов? Хотим ли мы знать жестокую правду о себе?
Уже сейчас можно определить ряд генетических болезней у плода во время беременности. Некоторые из них неизлечимы, они приносят страдания и новорожденному, и семье. Выбор будет за родителями: давать ли жизнь такому ребенку? В будущем выбор облегчится возможностью генетического тестирования эмбрионов до их имплантации в матку матери.
Не исключено, что со временем познание генома поможет отодвинуть старение и смерть. И то и другое предусмотрено в генах не только у человека, но и у других живых существ. Сегодня подопытные животные с измененными генами живут в полтора раза дольше своего естественного предела и стареют намного позже. Ученые говорят, что люди, вероятно, смогут жить до 120–150 лет, а может, и дольше. Это звучит как научная фантастика, но ведь пересадка сердца тоже казалась фантастикой каких-нибудь полвека назад.
Представьте: люди стали дольше жить, позже стареть, меньше болеть. Совсем другой мир! Но и это еще не все. Очень важно понять влияние генов на развитие мозга – человеческого интеллекта, эмоций, этики. Только после этого можно будет говорить о психологии и педагогике как о точных науках в полном смысле слова. Используя эту драгоценную информацию, человечество станет не только здоровее, но и разумнее, а также, надо надеяться, счастливее.
Когда все это будет? Не скоро. Как сказал Некрасов: “Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется – ни мне, ни тебе”. Что ж, нам довелось жить на заре эпохи Генома. Сегодня он прочитан, теперь пришла пора его изучать и использовать. Работа не закончена, а лишь начинается.
Три миллиарда букв-нуклеотидов, составляющих нашу книгу жизни, доступны каждому в Интернете, но все еще не вполне понятны, словно древние нерасшифрованные письмена. Их осмысление займет добрую часть века. Впереди не только успехи, но и трудности – тяжкое бремя познания, опасность честных ошибок и намеренных злоупотреблений. Но отказаться от самопознания равносильно самоубийству. Эпоха Генома – судьба человечества, а все мы – невольные свидетели ее непростого становления.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru