Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Михаил Богуславский,
доктор педагогических наук

Педагогическое сообщество

Недавнее и далекое прошлое неформальных
учительских движений в России

В последние годы все чаще возникает ощущение, что наша профессиональная жизнь как-то поблекла, будто полиняла.
Особенно когда вспоминаешь фейерверк педагогических идей, авторских школ, фестивалей “Эврики”, взорвавшийся в конце 80-х. Но оказывается, это нормальный исторический процесс: за взлетом следует спад.

Для хорошего учителя всегда было важно постоянно повышать уровень собственного педагогического мастерства. Более того, образовательные реформы становились возможными только при неформальной педагогической активности.
Можно выделить четыре пика ее массового подъема в XX веке. Первый длился примерно до 1910 г. В России проводилось огромное количество учительских съездов разного масштаба. В то время научно-методическая база была одной из лучших в мире, и учителя имели возможность слушать крупнейших светил науки. И, разумеется, происходил обмен опытом в форме докладов, выставок, летних курсов, организованных земствами. Большое значение имела связь с заграницей. Существовала определенная квота Министерства народного просвещения на выезд примерно 200 учителей каждый год на месяц-два. Чаще всего ездили в Германию, Францию, Швейцарию. В Женеве даже был Русский учительский дом, где все путешествующие по Европе и приезжающие в Швейцарию учителя могли жить столько, сколько это было необходимо, и, естественно, бесплатно.
Кроме того, существовали специальные периодические издания для учителей. По России распространялись прекрасные методические журналы “Вестник воспитания”, “Русская школа”, профессиональная газета для учителей “Школа и жизнь”.
Для повышения образовательного уровня и статуса учителя была создана Русская вольная школа – целая сеть высших негосударственных образовательных учреждений. Среди них такие, как университеты Бехтерева, Шанявского. Учиться там мог любой, плата была минимальной.
В это же время, в начале века, происходит массовое педагогическое движение по подготовке реформы школы. И все проекты, программы, наработанные в эти годы, были реализованы в 1917–1918 годах.

Опытные станции 20-х

Второй всплеск активности в педагогической среде приходится на середину 20-х годов. В это время в силу понятных причин резко снизился образовательный уровень учительства. Но оставались старые учителя, не владевшие ни марксистской идеологией и фразеологией, ни новыми формами обучения, такими как комплексное преподавание или Дальтон-план. А так как все это было заявлено в программе ГУСа, которая в массовом порядке начала реализовываться в 1922–1923 годах, учителям пришлось овладевать этими новыми методами. Вторая группа учителей состояла из идеологически подкованных, но, как правило, недостаточно образованных людей. По отношению к ним задача стояла другая: подготовить их в профессиональном плане. Попытка реформировать массовую школу, первая и последняя, кстати, была очень решительной, и учителя были поставлены перед выбором: или перестраивать свою работу, или быть уволенными.
В это время создаются опытно-показательные станции и школы, полтора-два десятка. Располагались они в бывших гимназиях и оснащены были гораздо лучше остальных, преподавали там учителя с университетским или уж как минимум гимназическим образованием, настоящие подвижники своего дела. Понятно, что такие школы становились настоящими университетами для учителей всей страны. Каждый год в них приезжали по нескольку тысяч человек. Самыми известными были станция Шацкого, московская опытно-показательная школа им. Лепешинского, “Красные зори” Ионина, “Школа жизни” Н.Поповой.
Но уже в 30-е годы в силу социальных, политических причин все было предельно зарегламентировано: учителя были включены только в государственную систему повышения квалификации, и никто сам по себе не мог поехать в другой город, чтобы увидеть работу коллег.

Паломничество к маякам

Некие сдвиги стали происходить с начала 50-х годов, когда начал развиваться феномен педагогического опыта. Появились так называемые маяки, им не мог быть отдельный учитель, обычно маяком выступала школа. Первым был опыт работы с второгодниками в Ростове-на-Дону. Этот опыт получил признание, и в школу по государственной разнарядке и за государственный счет стали ездить группы педагогов. Никакого стихийного движения снизу еще не было.
Оно стало возможным в начале 60-х. Это было похоже на помешательство – долго сдерживаемое и зарегламентированное педагогическое любопытство и стремление общаться приобрели неуправляемый характер. В 1962–1963 годах настоящей педагогической Меккой стал Липецк. Люди спали на матах на полу, на верстаках в мастерских, все гостиницы были переполнены, тысячи учителей стремились припасть к педагогическому чуду. Впервые была предложена вариативная модель урока, введен поурочный балл, на уроках литературы использовалось комментированное чтение. Потом всеобщий интерес вызвали казанский и новосибирский опыт, коммунарское движение. Такие поездки во время своего отпуска и за собственные деньги приобрели характер настоящей общественной инициативы.
С конца 60-х и в 70-е годы ситуация в педагогическом сообществе изменяется. Те из учителей, кто не хотел ограничиваться государственной системой переподготовки, имели возможность присоединиться на свой страх и риск к одному из немногочисленных тогда кружков или клубов. Таких неформальных педагогических сообществ было около полутора десятков, каждый охватывал не более ста человек. Среди прочих – московский методологический кружок Щедровицкого, клуб последователей Никитина, объединение педагогов, занимавшихся развивающим обучением Давыдова.

Времена “Эврики”

Со второй половины 80-х годов ситуация кардинально меняется. Накопился колоссальный потенциал невостребованных идей, мечтаний, проектов, нереализованных возможностей. В это время возникают учительские клубы, такие как “Эврика”, учителя-новаторы собирают многотысячные аудитории. В Сочи на одной такой встрече было заполнено не только большое здание Зимнего театра, но и площадь перед ним. Огромным был тираж “Учительской газеты”. Слеты “Эврики” становятся постоянными, массовыми, подобные клубы создаются по всей стране. Возрождаются коммунарство, система Занкова, начинается движение развивающего обучения Давыдова и Эльконина. На это время приходится создание небывалого количества авторских программ, становится возможным общение с западными педагогами (например, в Крыму в 1991 году был проведен Международный педагогический фестиваль).
А на протяжении последних шести лет общественного педагогического движения просто не было. В лучшем случае существовали ассоциации педагогов отдельных направлений. Многие неформальные связи оказались прерванными в силу и материальных, и социальных причин. К 1998 году стало казаться, что рухнуло все. Но сейчас ситуация потихоньку стабилизируется. Люди стали ездить на курсы. Появилась возможность связываться с вузами, приглашать к себе научного руководителя, особенно на экспериментальную площадку, защищать диссертацию. Сейчас эта система оживает, но первый шаг человек должен сделать сам – понять, что и зачем ему необходимо.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru