Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Соуправление школой

Именно в этом, а не только в добывании денег – задача попечительских советов

13–14 июня в Подмосковье состоялся II Всероссийский семинар попечителей. Из 27 регионов и 39 муниципалитетов приехали 109 участников. Среди них – 49 директоров, 33 управленца, 26 реальных попечителей школ, мэр Усть-Илимска Виктор Дорошок. Cеминар проводился Государственной Думой, Министерством образования, Советом по федеральным экспериментальным площадкам и Институтом образовательной политики “Эврика”. С докладами выступили лидер фракции СПС в Государственной Думе, инициатор указа президента о попечительских советах Б.Немцов, министр образования РФ В.Филиппов, ректор ИОП “Эврика” А.Адамский. В работе приняли участие заместитель председателя Комитета по науке и образованию ГД Л.Глебова, академик РАО Ф.Михайлов, координатор образовательных программ московского отделения Мирового банка И.Фрумин. Семинар выработал рекомендации по трем направлениям:
– условия попечительской деятельности;
– инвестиционные проекты в образовании;
– нормативно-правовая база попечительства.

По всем рациональным, прагматическим расчетам попечительства в современной России нет и быть не должно.

Все против него – налоговых льгот почти никаких (запомним это почти, из него может вырасти много полезного), влиятельных или богатых людей, готовых вкладывать деньги в школу, почти нет (снова запомним это почти), наконец, власть на местах не особо поддерживает попечительство, просто не понимает, что это такое, а местные органы образования часто только вредят. Я знаю, что по крайней мере в трех крупных городах России, где я часто бываю, в приказном порядке заставляют школы организовывать попечительские советы и отчитываться.

И тем не менее в России зарождается попечительство, и при этом зарождается как новый проект, а не как повторение истории с родительскими комитетами.

В чем суть этого проекта?

Суть этого проекта в том, чтобы сделать школу гражданским институтом.

Если на вопрос “Зачем нам нужны попечительские советы?” вы услышите ответ, пусть даже от очень высокопоставленного лица, ну, например, замминистра или начальника управления: “Нам нужны попечительские советы для того, чтобы собирать внебюджетные деньги”, – можете смело поправить высокого начальника.

Скажите ему или ей, что в газете “Первое сентября” написали, что не для этого.

И пусть они с нами разбираются, а мы им объясним.

Обращаю ваше внимание, уважаемые читатели, на этот возможный диалог с начальством потому, что сейчас самый опасный враг попечительства – административный восторг бюрократа, перед которым стоит осязаемая и, как ему кажется, простая задача: отчитаться по количеству попечительских советов. План по валу, вал по плану – помните?

Не дай бог.

А проблематика попечительства в том, что директорам школ и вообще начальникам, по необходимости приватизировавшим школу, надо поделиться своей властью, пригласить партнера-управляющего.

Кстати, замечание о приватизации – не проходное.

На одной из дискуссий во время семинара попечителей известный управленец, один из самых уважаемых в России деятелей образования, Галина Макаровна Вебер сформулировала тезис о том, что приватизация школ практически состоялась. Ее осуществили директора.

Но мое добавление к этому тезису таково: да, приватизировали. Но по необходимости, в целях самообороны от нищеты и полного развала.

Если директор не осуществил фактическую (не официальную, конечно) приватизацию школы, то такой школе не выжить. Ведь во многих местах сохранилась только видимость государственного, то есть муниципального, обеспечения школ. Особенно на селе.

Но в том, что школа стала находить поддержку в частном секторе, – в этом все боятся признаться, поэтому ресурсное обеспечение школы перешло на нелегальное положение.

Сегодня любого директора школы можно посадить в тюрьму, как простого Гусинского. А сделать бюджет школ прозрачным и открытым нельзя. Потому что если его сделать прозрачным и открытым, то больше деньги в школу никогда не придут. Это будет ее последний бюджет, хотя и прозрачный.

А значит, срочно необходима легализация того, что школа приватизирована. Раз общество фактически содержит школу, потому что государство профукало те деньги, которые мы ему дали на школу (в самом деле, ремонта нет, зарплата у учителей мизерная, оборудования нет, ничего, кроме безумного плана двенадцатилетки, нет), значит, надо граждан сделать со-управляющими школой, то есть попечителями.

И опыт есть

На этом семинаре абсолютно уникальным открытием стал проект попечительства школы-гимназии № 17 из Перми. К сожалению, автор проекта В.Падей не смог приехать сам, но его представители прислали текст проекта.

Достаточно сказать, что основным понятием этого проекта является “эффективная школа”. А среди задач – “сформировать дополнительные параметры качества образования”. Я прошу оценить деликатность этой формулировки – “дополнительные параметры”. То есть попечительский совет мягко предлагает себе же работать над новым качеством образования. Боже мой, в этот попечительский совет надо срочно отправить на стажировку академиков из РАО, которые пытаются подменить в концепции двенадцатилетки научно обоснованную работу по обновлению качества примитивным наращиванием зуновских показателей!

А при этом основная проблема попечителей 17-й пермской школы – как повысить платежеспособность образовательного учреждения. Увязываются три вещи: качество, стоимость и эффективность школы. Причем попечители не только ищут деньги (а судя по проекту, эта часть у них получается на зависть другим чрезвычайно удачно), но и “участвуют в формировании целей, задач, планов образовательного учреждения”.

Вот это я называю приватизацией образования, когда граждане участвуют в формировании целей и планов, а при этом, смотрите, не командуют подчиненным директором и не просто контролируют выполнение поставленных задач, а ищут деньги на реализацию совместных планов.

Вот в этом и весь секрет попечительства – планы и задачи должны быть совместными.

...Мотором группы “Условия попечительства” были Светлана Зылевич, председатель попечительского совета красноярской школы № 71, и начальник городского управления образования из Ангарска Елена Низиенко.

Один из наиболее существенных результатов работы этой группы состоял в том, что и юрист Зылевич, и управленец Низиенко, и все другие участники группы пришли к выводу, что наиболее эффективной моделью попечительского совета является совет внутри школы. При этом вполне могут существовать и фонд, и любая другая форма вне образовательного учреждения, но полноправно выполнять функцию партнерского со-управления, влиять на цели и содержание, на школьную политику может только совет внутри школы.

Подробно обсуждалась и модель муниципального попечительского совета, правда, попечители, которые сейчас в основном заняты школой, а не муниципией, спорили с муниципальщиками и просили объяснить, какой смысл в попечительстве района или города.

Но на этом семинаре было много представителей сельских районов. Для них муниципальные попечительские советы – почти единственная возможная форма попечительства. Да и в городских муниципалитетах тоже ведь есть особая образовательная линия (об этом, в частности, говорила начальник Усть-Илимского городского управления образования Лариса Лысак), и пока у родителей не будет возможности напрямую общаться не только с директором школы, но и с муниципальной властью, не будет и гражданской основы самой системы образования.

Люди нужны

Через три дня после окончания семинара с попечителями в Нижнем Новгороде прошел экспертный семинар, посвященный целям и задачам института президентских представителей.

Конечно, образование не было на этом семинаре главной темой, но и вниманием не было обойдено. По крайней мере, тема образовательного округа на базе федерального прозвучала и обсуждалась.

Мое предложение в отношении образовательных округов сводится к тому, чтобы не дублировать другие ведомства, например прокуратуру, которая уже назначила своих окружных прокуроров. Я считаю, что укрупнять ведомственную образовательную линию во вновь нарезанных округах бессмысленно.

А вот создать попечительские советы образовательных округов – значит задать новый ресурс, увеличить количество источников финансирования школы, а заодно сделать более общественным, гражданским контроль за трансфертами, идущими из центра.

Сергей Кириенко, представитель президента в Приволжском округе, идею образовательного округа и попечителей этого округа одобрил. Но при этом стал говорить о тех лицах, которые могли бы быть попечителями. Он готов предоставить им какие-то полномочия, готов создать институт гражданского попечения школ и вообще образования, но где найти таких людей? Где найти попечителей?

Где найти попечителей?

Посмотрите вокруг. Среди людей вашего круга наверняка можно найти одного-двух интеллигентных и влиятельных, возможно, даже богатых, но это не обязательно. В большом селе, в маленьком городе, среди ваших знакомых или знакомых ваших знакомых есть человек, которому не хватает общественного признания или возможности влиять на жизнь страны. Найдите его и предложите стать попечителем. Скажите ему, что школа – это экспертный институт, что школа сегодня формирует новую элиту общества.
У вас есть лето – не теряйте времени.

Потому что осенью – третий семинар попечителей и сроки поджимают.

Подробный отчет о семинаре можно найти в Интернете на сайте www.1september.ru на странице “Федеральные экспериментальные площадки”. Материалы будут опубликованы в одном из августовских номеров газеты “Управление школой”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru