Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Было время – я несла себя в педагогику

И только постепенно приходило понимание того, что передо мной сидят не куклы, а живые люди

Я – старый читатель
Вашу газету читаю с первого дня выхода, с первого номера и по последний. Читаю потому, что я читатель Соловейчика.
Рада, что газета устойчива в понимании того, что написано наверху справа: сперва люблю, потом учу. Зачем знания, если они даются ценой унижения, ценой потери личности, самоуважения?
Но ты бежишь в класс, и дети бегут в класс, и мы знаем, что разговор будет на равных: что не только ребенок будет слышать учителя, но и учитель услышит, что хочет ребенок, – тогда это будет двустороннее познание мира. Только тогда будет большое удовольствие и польза от нашего общения, если оно строится на высочайшем уважении друг к другу.

Режиссура – это разговор с временем
Теперь я пенсионерка, и завтра мне не надо идти на урок. Но я читаю газету от корки до корки. Ведь если человек долго работал и любил школу, то он не может перестать думать о школе, о себе как об учителе. Это у него уже в крови. Он должен определиться, где он был прав, где не прав.
Я радуюсь тому, что педагогика – как живопись, как поэзия, как театр, как литература; в своих высочайших достижениях это великое искусство. И к искусству педагогики надо подходить как к великому режиссированию.
Для того чтобы быть хорошим учителем в школе, нужно, наверное, иметь в виду, что существует еще одна школа – древняя школа, называемая театром. Режиссура – это разговор с временем через любовь.
Вы соединяете психологию театра с психологией школы. Вы даете чувство знания, говоря высоким языком. Просто давать знания – это маловато.

Спасибо, товарищ Гусева!
Мне очень понравилась учительница Гусева из ярославского села. Она обладает настоящим, негромким талантом. Я с нежностью прочитала ее статью... 200-летие Пушкина. А у учительницы нет возможности повезти ребят в пушкинские места. И они, учительница и ребята, читая книжку, сумели выявить и понять, что было самое главное у Пушкина в Михайловском.
Они создали игру – поездка в пушкинские места. Ребята сделали выставку и сами же были на ней экскурсоводами. Они жили этим местом. И то, что у них не было никакой возможности посетить Михайловское, не стало непреодолимым препятствием. Но истинная любовь и к Пушкину, и к детям, и к педагогике как к искусству сделала свое дело.
Читая такие работы, можно только удивляться бесконечным талантам настоящих педагогов, которые из ничего делают мир прекрасным. Спасибо вам, товарищ Гусева.
Валентина Павловна, уважаемая, где бы и что бы вы ни писали, теперь мне достаточно увидеть вашу фамилию – и я уже заранее знаю, что это будет рассказ – искренний и такой человеческий в своих пробах, ошибках и любви к нашему делу, которой наделила вас природа. Вы бесконечно талантливы. Спасибо вам.

Со слов Марии Гинзбург
записано на Соловейчиковских чтениях
Марией Кольцовой

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru