Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Ольга Дашковская

Без чего мы не сможем реформировать школу?

Недавно в Подмосковье состоялся семинар, посвященный обсуждению и доработке документов стратегии развития образования. В дискуссии участвовали руководители органов управления образованием, представители различных фракций Госдумы, сотрудники аппарата Правительства РФ, педагоги. Будут ли идеи стратегической программы развития образования воплощены в жизнь в ближайшее время? Печальный опыт прошлых реформ учит, что между словом и делом пролегают порой дистанции огромного размера, а планов громадье, пусть даже самых прекрасных, так и останется на бумаге. Вот основные мысли, высказанные участниками семинара.
Мы постарались представить те высказывания, которые наиболее ярко и точно отражают общие настроения и мнения педагогической общественности, без ссылки на конкретные имена.

Избавиться от предрассудков

Не только государство должно контролировать расходы своих граждан, собирая с них налоги, но и граждане должны знать, на что расходуются средства, которые они доверяют государству в виде налогов: на то, в чем они действительно нуждаются, или на пустые дела.
Если бюджет не выполняется, если трансферты, направленные из центра в регион для поддержки школы, потрачены совсем на другие цели, каждый из нас вправе спросить, почему это произошло и кто должен понести ответственность за случившееся.
Общественность должна контролировать процессы, происходящие в разных сферах нашей жизни, в том числе в образовании и его финансировании. Правда, это утверждение останется недостижимым идеалом до тех пор, пока на самом высшем уровне будут провозглашать, что образование у нас бесплатное.
Когда же все поймут, что образовательные услуги финансируются за счет налогов, которые платят граждане и предприятия разных форм собственности, тогда общество, делегируя деньги государству, возьмет на себя право заказывать музыку и оценивать, насколько хорошо выполнен этот заказ.

Разделить ответственность

Предлагая различные механизмы финансирования, введения новых технологий обучения, нельзя забывать, что образование у нас муниципальное и реализация задуманных реформ в основном зависит от реальных возможностей того или иного района. Поэтому федеральный норматив должен рассчитываться с учетом минимальных социальных стандартов конкретного региона.
Если мы говорим о том, что финансирование должно быть многоканальным, то должны четко разделить зоны ответственности: за что платит центр, регион, муниципалитет, родители. Чем точнее и прозрачнее будет формула распределения финансовых функций, тем меньше недоверия и недовольства будет со стороны родителей. Просто им надо объяснить, за что платят федеральный, областной, местный бюджеты, а за что – они сами.

Не декларировать, а делать

Много лет подряд мы говорим о важности и необходимости гуманитаризации, но много ли сделано в этом направлении? На поверку окажется, что почти ничего. Насколько учителя воспользовались правом вариативности? А правом работать с 10, 20, 100-балльной рейтинговой шкалой оценки знаний?
Без решения этих и других открытых вопросов реформа школы невозможна. А ключом к решению может быть введение единой системы оценки качества знаний и единый государственный экзамен, заменяющий школьные выпускные и вступительные вузовские испытания.

Ввести единые экзамены

Тот факт, что на протяжении многих лет результаты школьных выпускных экзаменов не представляют интереса для вузов и не принимаются ими в расчет, создает ситуацию тотальной лжи. Выходит, 11 лет школа работает вхолостую? Единые экзамены и централизованное тестирование в их нынешнем варианте можно расценивать только как попытку выжить в сложившейся абсурдной ситуации, но принять в качестве стратегии просто недопустимо.
Предлагаются письменные единые для всей страны экзамены базового и повышенного уровней. Первый дает право на получение аттестата, второй (по профильным дисциплинам) – на поступление в вуз.
Вопросы и задания на экзаменах должны проверять логику, умение высказываться, мыслить и одновременно быть предельно объективным инструментом проверки знаний. Ученики и педагоги должны быть заранее адаптированы к способам подачи материала. Тогда процедура экзаменов становится открытой и в то же время защищенной от разного рода злоупотреблений.
Но возникает другая проблема: нужно ли учитывать школьный компонент при аттестации ученика и если да, то каким образом это лучше сделать? И как соотносить результаты школьной аттестации с итогом единого экзамена? Во Франции аттестаты выдают по результатам единого экзамена, и в первые годы более половины выпускников (теперь около 40 процентов) оставались без аттестатов. Для нас это может оказаться невероятным шоком. С другой стороны, разве школа, отучившая ребенка 11–12 лет, не имеет права оценивать своих учеников? Если результаты единых экзаменов и школьные оценки будут расходиться, то возникает вопрос: соответствует ли качество школьного образования необходимым требованиям и если нет, то что в таком случае делать со школой?

Изменить кадровую политику в школе

В условиях демографического спада из школы вынуждены будут уйти педагоги со средним профессиональным образованием. А педагогические колледжи должны будут работать в тесном взаимодействии с профильными вузами, обеспечивая студентам возможность продолжить образование на более высокой ступени. Педагогические учебные заведения среднего звена могут стать хорошей стартовой площадкой для подготовки сельских учителей.
Реформа школы невозможна без реформы профессионального педагогического образования, предусматривающей не только изменения программ и технологий обучения, но и пересмотра системы распределения молодых специалистов. Диплом учителя должен выдаваться не сразу по окончании вуза, а лишь после года работы в школе. Мужчинам, избравшим карьеру Макаренко, надо засчитывать педагогический стаж в качестве альтернативной службы в армии.

Укрупнить сельскую школу

В некоторых регионах, где подушевое нормативное финансирование уже применяется на практике, произошло укрупнение сельских школ. Проблема решалась в каждом случае по-разному – в зависимости от конкретных обстоятельств: или строили интернат, или покупали автобус, который, кстати, может служить не только для подвоза детей к месту учебы, но и для экскурсий.
Лозунг – закроем школу, потеряем село – многие считают неправильным. Школа, как известно, надстройка, и при отсутствии экономической базы она не спасет село и не решит нынешних проблем. Люди будут жить не там, где расположена школа, а там, где есть рабочие места и нормальные бытовые условия. Только тогда они будут рожать детей и думать, где их дети будут учиться.

Создавать университетские комплексы

Вузы – ядро системы профессионального образования: в рамках высшей школы есть все уровни обучения, весь набор образовательных услуг, представленный в том числе в ПТУ и колледжах. Мы пока делаем только первые шаги на пути создания университетских комплексов, и в этой новой системе профессионального образования необходимо четко обозначить место предприятия, работодателя.

Понять, куда идем

Но вот главный принципиальный вопрос, на который следует ответить в первую очередь: в каком направлении мы движемся? В сторону бедного, но милитаризованного государства или развитой демократической свободной страны? Ответ на этот вопрос в конечном итоге и определит стратегию развития образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru