Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

В России появились федеральные округа

Что это означает для системы образования?

31 мая окончательный вариант программы “Стратегия для России: образование” поступил в правительство, в Государственную Думу и в Совет Федерации.
Хотя по кусочкам и целиком эта программа уже вся опубликована, тем не менее она до последнего момента остается тайной, потому что публиковались и комментировались предварительные материалы. Сегодня до конца еще не ясно, что из них войдет в правительственную программу и станет основой стратегии для России. В том числе и в области образования.
Мы не будем раньше времени ни комментировать, ни критиковать, ни поддерживать.
Мы не будем описывать и то, что там есть.
Но вот то, чего там точно нет, – это появление в России федеральных округов и то, что может произойти в связи с этим в образовании.

Введенные указом президента от 13 мая федеральные округа не являются административными. У них вообще очень странная правовая база и неясные функции. Полномочия представителей президента тоже очень туманны. Все будет формироваться на марше, по ходу боя.
Поэтому сейчас можно строить только предположения относительно того, как могут развернуться события. Но ясно одно: представители президента постараются овладеть ситуацией, связанной с прохождением финансовых потоков. Один из самых важных потоков – деньги, предназначенные на образование.
И вообще – вся сфера образования нуждается в том, чтобы там было введено прямое президентское правление. Как это возможно?
Один из сценариев, например, такой.

Действия по становлению образовательных округов.
1. Федеральные округа объявляются образовательными (или учебными) округами. Например, Поволжский федеральный образовательный округ. В него входят все образовательные учреждения (независимо от учредителя, формы собственности и уровня образовательной программы), которые располагаются на территории Поволжского федерального округа.

2. Известно, что подавляющее число регионов получает трансферты из центра, а тратятся эти трансферты губернаторами по своему усмотрению. Это нехорошо. Нехорошо, потому что общая сумма трансфертов составляется с учетом потребностей образования, а удовлетворяются не все потребности. Что делать? Прежде всего отменить трансферты и ввести целевые образовательные субвенции. Рассчитывать их по финансовому нормативу (который в будущем станет частью социального стандарта) и в зависимости от специфики программы образовательного учреждения, а не только от разных климатических условий в регионах. Итак, введение образовательных субвенций на основе норматива.

3. А как тратить субвенцию? Прежде всего не пускать деньги в регион. Пусть финансовый поток идет из Москвы в округ, а оттуда – прямо в муниципалитет или в школу, если у нее есть свой расчетный счет. Чтобы раз и навсегда исчезло понятие нецелевого расходования средств. Что значит “нецелевое”? Цель денег – школа. Пришли деньги в школу – цель достигнута. У школы есть попечительский совет или совет школы, есть директор, есть свой бюджет – они и определяют цели расходования. А нецелевое расходование возникает там и тогда, где появляются промежуточные звенья между источником финансирования и целью финансирования. Уберите их – и исчезнет проблема нецелевого расходования. XXI век, в конце концов, неужели принимать телевизионный сигнал в Урюпинске можно, а денежный перевод – нельзя? Что за чушь? Технически это возможно, значит, это возможно и практически. Итак, финансирование образовательных учреждений через округ – в муниципалитеты. А то и прямо в школу. Вообще-то только ради этого и надо было создавать округа. Если страна такая огромная, что из Москвы направлять деньги в каждую школу нельзя, то надо разбить страну на такие единицы, из которых можно. Этим и должны были бы определяться границы федеральных округов – чтобы в каждую школу можно было отправить деньги. Москва – округ – школа. Чем округ отличается от региона? Скажем откровенно: тем, что найти 7 честных наместников легче, чем избрать 89 честных губернаторов. И спросить с 7 назначенных, оказывается, в России легче, чем с 89 выбранных. Если Москва – округ – школа не получается, тогда в крайнем случае Москва – округ – муниципалитет – школа. И если хоть до одной школы деньги целевой субвенции не дошли, глава администрации расстается со своей должностью тут же, потому что по закону обязан содержать школу, но не содержит.

4. Как управляется федеральный образовательный округ? Самый важный вопрос. Самый тонкий и самый интересный. И самый неприятный для региональных образовательных баронов, как я их называю. Неправильно, конечно, называю, потому что среди региональных управленцев есть замечательные и преданные нашему делу люди. Но есть и бароны. Так вот, для честных и преданных система управления округами – в радость, а для баронов – неприятность. Самая плохая новость для них та, что руководители образовательных округов не будут назначаться министром ни в качестве своих заместителей, ни в качестве смотрящих за округом. Не ведомственное это дело – управлять федеральным образовательным округом. У представителей президента пусть будут заместители по социальному блоку – они возьмут на себя весь груз бюрократической и финансово-бухгалтерской работы. А собственно управлением займутся попечители округа. При этом в совет попечителей людей набирает сам генерал-губернатор округа. Самых влиятельных, самых честных (ну десяток честных людей в одном округе найдется?), самых авторитетных. То есть членов попечительского совета округа назначает сам представитель президента. А они, в свою очередь, выбирают одного попечителя образовательного округа. Это позиция политическая, это как уполномоченный по правам человека, как верховный судья, как... попечитель. Он следит за тем, чтобы и региональные, и муниципальные чиновники исполняли свои обязанности и содержали школы в таких условиях, чтобы там детям было хорошо. И чтобы учителям было хорошо и они получали зарплату. Должность попечителя образовательного округа олицетворяет государственно-общественный принцип российской системы образования. А все управления остаются и работают и над стратегией, и над хозяйственным обеспечением образовательной деятельности. А вот управлять будут попечители. Нравится?

5. А что же министерство? Может быть, теперь уже пора честно признать, что с ролью стратегического центра, штаба образовательной политики, ведомство не справляется и, значит, ему надо удовлетвориться техническими функциями. Ни один амбициозный проект ведомства не реализован: закон не выполняется, доктрина получилась какая-то полуживая, ФПРО – никто про нее и не вспоминает, с двенадцатилеткой тоже как-то все неудачно – не вовремя и без обновления содержания. Уж видно, на роду написано министерству заниматься рутиной и не лезть в образовательную политику – ничего инновационного там сделать не могут. Я это на примере сети ФЭП вижу – ни содержательной, ни финансовой поддержки нет. Даже административно одни препоны.
Так что уж если начинать структурную перестройку, то в первую очередь с самого министерства. Поэтому и программу стратегии развития образования в России реализовывать должно не ведомство – ничего оно не реализует, кроме школьных олимпиад и бестолковых инспекций.
И в этом смысле введение федеральных образовательных округов – добрый знак того, что все-таки перемены в образовании могут осуществляться не по ведомственному пути, а по государственно-общественному.
Кстати, весьма важное обстоятельство: ведь прямая связка округ – муниципалитет – это и есть решение проблемы муниципализации. Округа занимаются тем, что создают для муниципалитета источник финансирования школы – федеральная гарантия для муниципальной школы, или, как я это называю, федерально-муниципальная система образования.
Другой в России, наверное, и быть не может.
Ну и не надо.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru