Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Елена ЛОСЕВСКАЯ

Школьный автобус идет до интерната...

На бумаге это кажется хорошей идеей: заменить десятки маленьких школ одной большой. А на практике все может обернуться настоящей образовательной катастрофой...

О бедах и проблемах сельской школы знают, наверное, все, кто имеет к ней хоть какое-нибудь отношение. Подавляющее большинство сельских школ катастрофически бедны: годами, а то и десятилетиями не обновлялась их материально-техническая база, не проводился мало-мальски приличный ремонт, не приобретались учебники нового поколения. Сельская школа, по оценкам специалистов, во многом проигрывает сегодня городской и не может дать детям конкурентоспособного образования.
Пути спасения и развития сельской школы ищут сегодня на самых разных уровнях. Чаще других звучит предложение о переводе сельской школы с муниципального уровня на федеральный. Но встречаются идеи куда радикальнее.

Тревожный маневр

Как известно, в президентском Центре стратегических разработок в рамках программы “Стратегия России” группа специалистов, занимающихся сферой образования совместно с представителями Министерства образования, в конце апреля представила доклад о стратегии развития образования России. Несколько строчек в нем занимает пункт о реструктурировании сельской школы: авторы предлагают укрупнить ее на стадии основной и полной средней школы. Обозначены и варианты реструктурирования: школьные автобусы, пятидневные интернаты, дистанционное образование и учебно-культурные центры в деревнях, включающие начальную школу, библиотеку, клуб и центр дистанционного образования.

Но можно ли при фактическом отсутствии денег на содержание сельских школ сейчас говорить об этом? Особую тревогу вызывают первые два варианта – школьные автобусы и пятидневные интернаты.

Отметим сразу, что речь не идет об уже принятом решении. Пока, к счастью, это лишь идея. Но хотелось бы напомнить, чем могут обернуться для детей подобные стратегические меры.

Маленькие школы хранят богатую культуру

В истории советской школы такие попытки предпринимались уже не раз. Сельские школы укрупняли в 30-е годы – на волне коллективизации и в 60-е – во время кампании по уничтожению так называемых бесперспективных деревень. Аргументов было два: большая школа на центральной усадьбе будет экономнее по сравнению с десятком-двумя малокомплектных и богаче по своим возможностям – педагогическим и коммуникационным.

Но убедительные на бумаге, аргументы в жизни оборачивались печальными последствиями. Опыт настолько хорошо известен, что не нуждается в подробном описании. Были закрыты десятки тысяч малокомплектных школ. Детей отрывали от семьи, а значит, и от традиций и образа жизни, отправляли в интернаты.

Правда, и в первую, и во вторую кампании в какой-то момент спохватывались и поворачивали назад – открывали заколоченные школы. Но большинство из них восстановить не удавалось.

Жизнь показывала: там, где закрывалась школа, рано или поздно умирала деревня. И не просто умирали деревни – распадались и деградировали общности.

– На Севере эти меры привели к вырождению местного населения, – рассказывает Анатолий Маркович Цирульников, заведующий лабораторией Института педагогических инноваций РАО. – Молодое поколение, помещенное в интернат, теряло культуру своих предков: женщины не могли передать дочерям, как шить теплые торбаса, а мужчины – научить сыновей пользоваться гарпуном. Но и чужую, навязанную им культуру они не принимали. И в результате теряли себя – пьянствовали, бездельничали, деградировали, бросали семьи. То же самое происходило и с горскими народностями в Дагестане, когда закрывали высокогорные школы: к жизни на равнине переселенцы приспособиться не могли, у них была другая психология. Подобных примеров немало и в средней полосе России. В маленьких деревнях, где школа небольшая, более тесные связи с этнографией, историей, укладом жизни людей. Их уничтожение приведет к уничтожению уникальности и самобытности социокультурной ситуации, вообще жизни людей, где они еще живут.

Поколение беззащитных и одиноких

Об интернатах – разговор особый. Когда-то считалось, что жизнь в интернате воспитывает лучше, чем жизнь в семье: ребенок вырастает более самостоятельным, целеустремленным, ответственным, общительным. Но наблюдения и исследования психологов показали: любая семья для ребенка лучше, чем самый хороший интернат, потому что она дает то, что не способен дать ни один интернат, – ощущение защищенности и безопасности. Конечно, бывают крайние случаи, когда ребенка просто необходимо изолировать от семьи, но это не значит, что надо проводить эксперимент над всеми.

– Интернатные условия обычно полностью атрофируют волю, – считает Наталья Николаевна Толстых, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. – У детей, живущих в интернатах, заметно снижены самооценка, нет избирательности в общении. Подобная среда склоняет быть конформистом. Впрочем, психологические проблемы выходят на первый план в том случае, если детям обеспечены благополучные условия. Нас же, если мы начнем плодить интернаты, подстерегает другая опасность – социальная: увеличится число правонарушителей, преступников и наркоманов.

Весь мир постепенно отказывается от интернатной системы. Может быть, потому, что сама идея утопична?

Меньше школ – больше проблем

Но вернемся к основным аргументам в пользу укрупнения сельских школ. В одном из вариантов доклада авторы определяют цели реструктурирования так: “Первая – обеспечение сельским школьникам уровня образования, сравнимого с городскими школами. Вторая – ресурсный маневр внутри сферы образования, повышение эффективности использования бюджетных средств”. В первом случае речь, очевидно, идет о качестве образования, во втором – в скрытом виде об экономичности. И тот и другой вопрос спорный.

– Все, кто говорит о том, что укрупнение школ приведет к повышению качества образования, лукавят, – считает Галина Федоровна Суворова, заведующая лабораторией сельской школы Института общего среднего образования РАО. – Никто никогда серьезно не исследовал уровень подготовки сельского школьника. Наши специалисты проводили локальное исследование по сравнению знаний сельских и городских ребят начальной школы по природоведческим понятиям: сельские знали меньше слов, но в отличие от городских абсолютно точно соотносили слова с предметами. Прежде чем говорить о качестве, необходимо определить, что мы под ним подразумеваем: знание само по себе или умение применить его в жизни?

Ресурсный маневр внутри сферы образования предполагает, вероятно, что сэкономленные на закрытии школ средства пойдут на строительство интернатов и на приобретение автобусов. Массовое строительство интернатов сегодня нереально. Значит, придется приспосабливать уже имеющиеся здания – так, чтобы они соответствовали санитарным нормам (надо сказать, почти все имеющиеся уже пришкольные интернаты им не соответствуют).

Но и это потребует немалых вложений: даже в самом маленьком интернате должно быть как минимум 4 комнаты, включая спальни и столовую, гардероб с сушилкой, стулья, столы, кровати, матрасы, постельное белье... Плюс последующее содержание здания. Кроме того, потребуются услуги воспитателей, уборщиц, поваров... Прибавятся расходы, и немалые, на содержание транспорта. Не дешевле ли обойдется купить в малокомплектные школы новые учебники, оснастить компьютерами там, где это возможно, и провести добротный ремонт?

Кстати, в Новосибирской области на примере одного района решили подсчитать, какой будет экономическая эффективность при укрупнении малокомплектных школ. Сначала сэкономленная сумма впечатляла, но последующие расчеты показали, что через год, другой, третий она возрастет в несколько раз и перекроет расходы на содержание закрытых школ. Вот вам и ресурсный маневр.

Автобусов нет, дороги размыты...

В регионах к предполагаемому укрупнению относятся скептически и одновременно настороженно. Многие считают, что этот шаг несвоевремен и никак не стыкуется с действительностью.

– Люди, которые выдвигают подобные предложения, видимо, совсем не знают, что представляют собой дороги в провинции, – считает Наталья Андреевна Малокина, начальник отдела инспекции Департамента образования и науки администрации Нижегородской области. – И не учитывают климатических особенностей регионов. В нашей области многие деревни находятся на расстоянии 10–15 километров друг от друга. Зимы суровые, весной и осенью бездорожье. Рассчитывать на школьный транспорт бессмысленно: на 52 сельских района приходится всего 30 школьных автобусов.

В Новосибирской области три года назад идея укрупнения уже витала в кабинетах чиновников. Определили, какие школы можно закрыть, и чуть было не приступили к решительным действиям. Но столкнулись с массой проблем.

– Оказалось, что обеспечить ребят крышей над головой невозможно – нет свободных помещений, – рассказывает Сергей Николаевич Григоренко, заместитель начальника Управления образования администрации Новосибирской области. – Автоматически увеличивался штат педагогических работников – социальных педагогов, психологов, дефектологов. Катастрофически не хватало автобусов. Ну а главное, большинство родителей восприняли эту идею в штыки.

Начальник Главного управления образования администрации Оренбургской области Исаак Иосифович Калина также убежден, что идея закрытия малокомплектных школ не найдет поддержки у людей – сельские сходы будут категорически против.

– К счастью, в нашей области вопрос о закрытии сельских школ никто не ставит и, надеюсь, не будет ставить и в дальнейшем. Половина населения всей области проживают в деревнях и селах, и наша задача – научить ребят культурно жить и эффективно трудиться на земле. В каких-то единичных случаях и нам придется закрыть школы – там, например, где детей осталось очень мало и между деревнями проложен хороший асфальт.

Вернемся к проблеме транспорта, похоже, она стоит остро во всех регионах. Даже в Подмосковье в отдельных районах дети перестают учиться в ноябре, когда портится погода и общественный транспорт ходит крайне нерегулярно. Эти факты руководители обычно замалчивают, но это не значит, что их не существует.

Не надо торопить события

Итак, перед нами две чаши весов. На одной – разговоры об экономической и педагогической целесообразности стратегической меры под названием “укрупнение”. На другой – уничтожение деревень, распад и деградация общностей, крайне негативные условия для развития ребенка и элементарная неготовность регионов обеспечить решение этой проблемы. Какая перевесит?

Возможно, решающим аргументом для сторонников идеи укрупнения станет следующий: школы все равно придется закрывать, потому что число детей уменьшается с каждым годом. Да, может быть, и придется, но пусть это произойдет естественным путем, зачем торопить события и навязывать людям то, что противоречит привычному укладу и образу жизни.

Ошибка еще и в том, что многие смотрят на сельскую школу сквозь призму городской и соответственно по типу городской строят, развивают, улучшают. А между тем для маленьких школ можно находить оригинальные организационно-педагогические решения: сегодня существует по меньшей мере 40 моделей организации деятельности сельской школы. Важно лишь правильно оценить, какая из них окажется жизнеспособной в той или иной социокультурной ситуации. Вот бы на что бросить силы и средства.

Как развернутся дальнейшие события? Трудно предсказать. Кипит активная работа над текстом доклада о стратегии развития образования. В ближайшее время он будет представлен на обсуждение узкому кругу специалистов. Поговаривают, что дело может дойти и до широкого обсуждения. Состоится оно или нет – пока неизвестно. Неужели и в очередной раз судьбу деревенских жителей будут решать люди, далекие от их жизни и проблем?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru