Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александр АВДЕЕНКО

Кто написал полонез Огинского?

Вопрос, конечно, интересный. Как вы понимаете, не на знания, а на сообразительность. Ну действительно, откуда молодому человеку знать, кто написал этот самый полонез, если он и не слыхал о таком?! Ведущий держит пронзительную паузу и добивает незадачливого конкурсанта еще одной для него загадкой: “Кто написал “Войну и мир”? Дай ответ! Не дает ответа.

Высокоинтеллектуальный диалог в эфире завершен. Претенденту на знакомство с томящейся от скуки и неясных предчувствий девушкой приходится уступить место другому. Зритель доволен: уж он-то бы не посрамился, если надо, то назвал бы даже сочинителя марша Мендельсона или автора теоремы Ферма. В прошлом обозрении мы помянули передачу Дмитрия Диброва “О, счастливчик!”. Там тоже хватает вопросов на сообразительность, на засыпку, ну и на знания, конечно. Игра – как финансовая пирамида. Каждый удачный шаг удваивает твой шанс заработать миллион. Но и неминуемо ведет к краху, ибо в конце концов тебя спросят о таком, о чем может знать только узкий специалист. В том смысле, в каковом считал себя узким специалистом в физике Лев Ландау. Пока такой персонаж в игре Диброва не появился. Когда появится – наверное, и игре настанет конец. Ведь она не для тех, кто находится в студии, а для нас, как бы тоже участвующих в дележке миллиона, только без риска оконфузиться перед всем честным народом.
Вот симпатичная Алла В. гадает, кого завел в болото Иван Сусанин. Теряя темп, убирает два заведомо неверных ответа. Но и это не помогает. Решить сама – шведов или поляков – не может. Обращается за поддержкой к залу. Зал оказывается исторически подкованным. Помнит не только школьную программу, а возможно, даже посещал оперные спектакли. Счастливая Алла продолжает восхождение к миллиону, но опять закавыка – надо вспомнить, кто написал картину “Грачи прилетели” – Шишкин или Репин. А может, Саврасов? Последняя надежда – спросить по телефону у дяди Юры. Дядя Юра – молодец. Не колеблясь ни секунды, дает правильный ответ.
Я думаю: кто же он такой, дядя Юра? Любитель живописи? Или древний подписчик “Огонька”, когда там в каждом номере печатались репродукции знаменитых картин знаменитых художников? Или телевизионный зритель со стажем, помнящий времена, когда по ТВ шли сериалы не только о доблестных милиционерах и разведчиках, но и об отечественных музеях, театрах, деятелях отечественной культуры? У нынешнего зрителя все это отобрали недрогнувшей рукой, к тому же на него и ссылаясь: дескать, ему это неинтересно.
Сейчас идут очередные телевизионные переделы, на конкурсы выставляются целые телевизионные каналы. Замечателен аргумент, высказанный одним из министерских руководителей по поводу столичного канала: он, по его мнению, не отражает всего комплекса проблем огромного города. Конечно, не отражает и еще как не отражает! Но этот замечательный аргумент в пору обратить к любому нашему каналу (за исключением канала “Культура” – как называется, тем и занимается). Разве отражают они весь комплекс проблем огромной страны? Разве их интересует, чем живут ее города и веси, разве ищут они интересных людей, разве прослеживается хоть какая-нибудь линия культурной политики? Как оазисы в пустыне, возникают вдруг разовые передачи или документальные фильмы, когда глотком свежего воздуха и ключевой воды становится обычная жизнь обычных людей. Начал смотреть и не мог оторваться от показанного по российскому ТВ фильма Александра Политковского о девочках-сиротах одного монастырского приюта, которых воспитывают в добре и вере. Как, оказывается, много на свете простых человеческих слов и понятий. Как не хватает их в сегодняшней жизни. И как зачерствели наши сердца под беспрерывным обстрелом дальнобойных телевизионных батарей, давно бьющих по своим.
Отшумят очередные митинги по поводу наступления на свободу слова. Но ведь свобода телевизионного слова заключается не только в возможности бороться со своими политическими противниками. Этого, по-моему, на любом канале хоть отбавляй. Однако что-то от этой свободы должен получить и зритель. Неужели он нужен телевидению только для того, чтобы смотреть в перерывах между боевиками и детективами очередной блок рекламы? Или для того, чтобы узнать, какая фирма предоставила ведущим свои костюмы? Или для того, чтобы дядя Юра выиграл сотовый телефон, а все остальные узнали бы, какая это замечательная и нужная вещь в домашнем хозяйстве?
Из передачи “О, счастливчик!” Иван Сусанин перекочевал в очередной выпуск КВН. Там не угадывают, а шутят. Наверно, он был женщиной, говорит доморощенный юморист. Иначе зачем ему нужно было заводить в болото тридцать человек. Что по этому поводу думает Алла В.?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru