Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Затянись, выпей... уколись!

Это не только подростковый бунт или протест, а тщетные поиски средств, которые бы помогали, пусть таким страшным, патологическим образом, но как-то справиться с нынешней жизнью, стрессами и собственной не выдерживающей накала психикой

«Через пять лет наше общество столкнется с проблемой потерянного поколения», – считает Юрий Валентик, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой наркологии Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава.

Если наркозависимость рассматривать как проблему воспитания, то кто должен нести основную нагрузку в воспитании и профилактике наркомании: школа или семья?
– В идеале, – сказал Юрий Владимирович, – основную воспитательную нагрузку, безусловно, должны нести родители, только как до них достучаться? Конечно, работать с семьями нужно. И учить родителей, как, скажем, предотвратить начало экспериментов с наркотиками, как распознать, если эти эксперименты начались, и как вести себя с ребенком, у которого эта проблема уже есть, необходимо. Но всерьез рассчитывать на семью все-таки рановато.
В семьях с детьми-наркоманами нередки особые созависимые отношения, что очень быстро сказывается на психическом состоянии родителей, и они сами начинают остро нуждаться в консультациях специалистов и помощи. Кроме того, у многих из них есть и свои собственные проблемы с приемом психоактивных веществ, алкоголя, например.
Сегодня, пожалуй, только школа – реально существующая структура, которую можно поставить в центр профилактики. Вот мы говорим: учитель – это профессия. Да ничего подобного! Учитель – скорее человек, которому современное общество почему-то делегировало функции родителя. Учитель – это родитель. А значит, он должен и каким-то предметам обучить ребенка, и привить ему жизненные навыки, и научить способам разрешения конфликтных ситуаций, приемам психической саморегуляции, коммуникативному поведению. Задача не из легких не только для школьного психолога, но и для всего учительского корпуса. Ибо в рамках одного предмета научить ребенка быть добрым, честным, порядочным, обеспечить развитие личности и укрепление психического здоровья нельзя.

n
Работа по первичной профилактике сложна еще и потому, что она включает в себя и позитивные, и негативные аспекты. К негативным относится собственно профилактика, ориентированная на проблему. То есть информация и еще раз информация. О том, что такое наркотики, в чем их разрушительное действие, каковы последствия, как закон относится к наркотикам.
У позитивной профилактики другая цель – сделать ребенка способным обходиться без наркотиков. Это гораздо сложнее, чем просто осуждать употребление психоактивных веществ. И начинать придется с… учителя. Потому что у сегодняшнего учителя масса собственных психологических проблем: несложившаяся личная жизнь, недовольство своим положением в обществе, в общем, перечислять причины можно до бесконечности. А человек с комплексами, как известно, вольно или невольно передает их детям. Учителю давно не до демонстрации личного психического здоровья.
Профилактика же, которая ограничивается одними негативными аспектами, заведомо, как показала мировая практика, неэффективна. Она не работает и проблем никаких не решает. Ну рассказывает учитель на уроке, что наркотики – это погибель, а на перемене какой-нибудь мальчонка говорит: “Ребята – это обалденный кайф, попробуйте, вас за уши потом не оттащишь”. И… оказывается прав. На фоне нашей тусклой, напряженной и не очень радостной жизни наркотики для многих – это запредельное переживание. Мощные подкрепляющие, фаризирующие свойства психоактивных веществ очень опасны, потому-то в законе и говорится, что прием наркотиков – уже преступление. И часто одного приема достаточно, чтобы навсегда попасться на крючок.

n
Западный мир стремится продемонстрировать толерантность, терпимость. Время, мол, изменилось, пора пересматривать нормы, пора разрешать употребление мягких наркотиков. Но мне кажется, что хуже тактики не придумать. Разрешенных психоактивных веществ и без того достаточно: алкоголь, табак, кофе.
А вот программы снижения вреда очень нужны. Ведь в чем трагедия? Накапливается критическая масса народа, употребляющего наркотики. Ими никто не занимается, а они сами не в состоянии отказаться от пагубной привычки. Надо же что-то делать, хотя бы риск распространения ВИЧ-инфекции снижать.
И проблема не в каком-то конкретном заблудшем подростке с девиантным поведением, проблема в другом, в том, что мы, похоже, вступили в такой этап развития цивилизации, когда резко увеличившаяся нагрузка на человеческую психику требует компенсации. Далеко не всем комфортна жизнь в информационном мире. Не соответствует он нашим природным биологическим предпосылкам. К концу двадцатого века человек стал потенциально психически нездоров. Чтобы хоть как-то защитить себя, улучшить свое состояние, он хватается за психоактивные вещества, как утопающий за соломинку. Ужесточение наказания за распространение наркотиков ничего не даст. А как устранить причины, побуждающие к их приему, мы не знаем.
От агрессивного способа жизни, который нам навязала цивилизация, нет и не будет лекарства. Укрепление психического здоровья ребенка – единственное средство профилактики наркомании, да и всех других вариаций социального неблагополучия. Все проблемы современной экологии человека начинаются в школе. Мы выращиваем инфантильных молодых людей, которые не могут самостоятельно справиться ни с одной из них. Потом спохватываемся, пытаемся восполнить пробел, но время безнадежно упущено.
Сегодня школа – кузница болезней и социального неблагополучия, которое каждому из нас приходится расхлебывать всю оставшуюся жизнь, и причем неуспешно. Изменить организацию учебного процесса, отказаться от не оправдавших себя традиционных подходов, бесконечного увеличения изучаемых предметов, перенасыщения информацией, ввести специальные тренинги, организовать досуг школьников надо? Надо, но мы только говорим и говорим об этом, словно не знаем, что множество красивых и правильных слов не заменят реальных поступков.

n
Меня часто спрашивают, является ли наркозависимость проблемой воспитания. Нет. Это общая социальная проблема современного человека. Он настолько декомпенсирован в психическом плане, что рано или поздно вынужден обратиться к психотропным веществам. Раньше, когда наркотики были недоступны, народ активно пил. У каждого пятого наблюдалось проблемное потребление алкоголя. Сейчас молодежь просто поменяла одно зло на другое. Многие из тех, кто начал принимать наркотики в начале девяностых, когда придет их время занять ответственные социальные позиции, окажутся либо больны, либо и вовсе не смогут дожить до этого светлого будущего. К 2005 году подростки начала 90-х станут зрелыми 30–40-летними гражданами, но обществу от этого не будет никакого проку. Оно столкнется с проблемой потерянного поколения, которое мы уже проморгали.
Проблема приема психоактивных веществ давняя, просто наркотики сделали ее трагической. Сегодня белой вороной в молодежной среде становится трезвенник. Как, ты еще не пробовал кокаин? Затянись, уколись, нюхни! И это не только подростковый бунт или протест, а тщетные поиски средств, которые бы помогали, пусть таким страшным, патологическим образом, но как-то справиться с нынешней жизнью, стрессами и собственной не выдерживающей накала психикой.

n
Двадцать процентов населения планеты уже не могут обходиться без психоактивных веществ. ХХ век назовут веком наркотиков. Я боюсь, ситуация не изменится, и XXI век лишь унаследует этот “почетный” титул. Запретить наркотики невозможно. Вспомните, что было, когда запретили алкоголь. Массовое самогоноварение… Почему это произошло? Потому что человечеством не был придуман альтернативный выход, который бы сделал ненужным употребление психоактивных веществ.
Единственный способ решения проблемы – постараться сделать так, чтобы ребенок не нуждался в лекарственных костылях и сам мог справляться с тяготами жизни и… с собственной психикой. Вот в чем суть. Но мы точно сговорились не замечать ее. Заговор молчания. Не сейчас, потом. Еще успеем. Но когда наступит это «потом»? И пока мы безуспешно надрываемся в борьбе за социально-экономическую и социально-психологическую стабильность в стране и оправдываемся бесконечным переходным периодом, можем очень легко потерять своих детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru