Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Подумать только!
И этих детей нам приходится учить...

Ведь бывает так, что учитель идет с урока, чувствуя себя явным победителем в случившейся на уроке заварушке. А вот с того же самого урока идут его ученики и тоже отнюдь не выглядят побежденными... Так кто же и какую победу только что одержал (и одержал ли?) и кто в таком случае должен чувствовать себя проигравшим?..
И вообще какие у детей случаются радости и горести после наших с вами уроков?
В том-то и дело, что свои – и радости, и горести. Иногда оторопь берет от того, над чем(!) они могут рассмеяться или от какого пустяка заплакать. А то и вовсе ничего из того, что мы чувствуем, чувствовать не желают!
Не будем спешить упрекнуть их в бесчувственности, а лучше вспомним, как часто нам в детстве приходилось слышать от родителей и учителей: «А совесть у тебя есть?!» И прикинем, как часто мы сами взываем к совести своих детей или учеников. Не ловушка ли это? Не сами ли мы создаем те обстоятельства, в которых детям приходится изворачиваться, обманывать, хамить, а нам риторически взывать к их совести?..
Так, может быть, наш профессионализм еще и в том, чтобы руководствоваться не столько своими сиюминутными меркантильными интересами (которые мы сгоряча отождествляем с Совестью), сколько понять, что «бессовестность» детей – зачастую всего лишь зеркальное отражение нашей учительской недобросовестности.
Случается, мы сетуем на «бессовестных» учеников, которые «буквально издеваются» над нами. А мы? Умеем ли мы со-чувствовать нашим ученикам? А вдруг все их шалости – ерунда по сравнению с тем, что мы себе позволяем в стенах школы. Да, конечно, и сменка нужна, и дежурства, и объяснение нового материала, и зачеты с экзаменами... Только вся проблема в том, как это сделать по-ЧеловеЧески. А по-человечески – и значит профессионально.
Мы надеемся, что сегодняшние, может быть, нелицеприятные и даже эпатажные материалы помогут кому-то из вас взглянуть на ваших учеников по-новому и тем самым расширят диапазон вашего профессионального мастерства.
Сегодня с урока идут и взрослые, и дети. И вот что забавно: наши юные авторы не какие-нибудь отпетые хулиганы или двоечники. Нет! Все они вполне приличные, если не сказать прекрасные, ученики. Одна – уже студентка юрфака, двое других готовятся поступать в самые престижные столичные вузы и, судя по тому, как лихо они владеют письменной речью, наверняка поступят. И нам почему-то кажется, что никто из них не станет черствым, бездуховным, эгоистичным, бесcовестным человеком.

Нашему счастью не было предела
Два эпизода из школьной жизни

В пятом классе у нас была очень интересная математичка. Она напоминала нам колдунью. Экстравагантная, импульсивная, прирожденная звезда сцены, каждый урок она колдовала возле доски, тщетно пытаясь объяснить нам незатейливые задачки о путешественниках.
Эти путешественники каждый раз совершали хождения из точки А в точку В. Задачи были простые, но объясняла она их так, что каждый раз весь наш класс оставался в недоумении. Дело в том, что скорость ее речи во время рассказа о злосчастных путешественниках раз в десять превышала скорость нашей мысли и постепенно приближалась к скорости света.
После объяснения она гордо оглядывала класс, утыкала толстую дубовую указку в кого-нибудь и спрашивала: «Понятно?» Встретив наши изумленные тупо-растерянные глаза, она с недоумением произносила: «Но ведь это же проще пареных гвоздей!» Все наши попытки объяснить ей, что хорошо было бы рассказать то же самое, только помедленнее, воспринимались ею как личное оскорбление.
Так мы с ней мучились год, пока наши ребята не решили отомстить ей за многочисленные двойки, которые математичка рисовала со всей щедростью души. Видя, что благоразумные средства по ее исправлению бессмысленны, они решили ее… уволить. Но как это сделать? Сама она не уйдет ни за что в жизни. Математичку уже и пугали в темноте, и закрывали в кабинете, и клали на ее учительский «трон» кнопки, но она крепко держалась за свое место.
Подумав хорошенько, наши шестиклассники подготовили на компьютере письмо о ее увольнении. Даже специально для этого случая подделали подпись директора. В удобный момент письмо было положено на учительский стол.
Надо было видеть ее реакцию! Смертельно побледнев, она начала постукивать дубовой указкой, злобно смотря по сторонам. Затем, покраснев, шагами чемпиона по ходьбе отправилась на первый этаж к директору.
К сожалению, для нас осталось тайной то, что там происходило. Закончилось все это тем, что через два месяца математичка уехала за границу. Прямо как шпион из детектива. Нашему счастью не было предела.

В нашей школе, как во всех нормальных школах, проверяют сменку. В одиннадцатом классе мы стали самыми внушительными и грозными борцами за чистоту и порядок. Наконец-то! Сбылась мечта школьников отомстить за отобранные старшеклассниками дневники, выговоры в плакате «Молния», выявлявшем нарушителей дисциплины.
Наказывая всех младших представителей школьного коллектива, мы сами свободно разгуливали в пятикилограммовых «бутсах», рейверских ботинках и рокерских полусапогах с металлом. Такая наглость шокировала всех, начиная с первоклашек и заканчивая десятым классом, который нам бурно завидовал. Не нравилось это и администрации.
И вот как-то раз фамилии многих достойнейших из нас, обутых во что придется, попали в знаменитую «Молнию». Это была месть уборщиц, нянечек и главных блюстителей порядка – завучей.
В ответ на это наши ребята устроили акцию протеста. На следующий день вся школа была ошеломлена: одиннадцатый класс явился в домашних тапочках. При этом в подборе обуви фантазия била ключом: на ногах одного гиганта (ростом около двух метров) миролюбиво красовались зайчата, у другого – симпатичные морковки, у третьего – мишки.
Пришла директриса и сказала, что мы превратили школу в сумасшедший дом. Но никто ее не слушал, учителя вместо уроков рассматривали наши ноги, вся школа стояла «на ушах».
После этого нам уже никто не запрещал носить родные, пыльные, с весенней грязью на подошве ботинки. Лишь бы уроки не срывали!

Катя С., бывшая ученица английской спецшколы,
студентка юридического вуза г. Москва

Мы не бандиты.
Мы отобранные дети
из интеллигентных семей.
И боремся за качество
образования.

Наташа Ш.,10 лицейский класс
г. Москва

И почему считается, что дети не хотят учиться? Мы любим учиться и прекрасно разбираемся, кто из учителей действительно может научить, а кто просто отнимает время.
После того как у нашей группы английского сменилось пять учителей, опыт оценки педагогов у нас был колоссальный. По тому, как учитель проводит первый урок, мы могли предсказать, какой у него “коэффициент полезного действия”.
О.Н. относилась к нам со всей нежностью, на какую только способно учительское сердце. Когда параллельная группа зубрила скучные грамматические конструкции, мы разбирали песни Фредди Меркури, обсуждали, как стать счастливым, писали сочинения о доме, где нам хорошо. Мы чувствовали мягкость характера Ольги Николаевны и не спешили верить ее предупреждениям, что если мы будем лениться, прогуливать, пренебрегать домашними заданиями, то обязательно случится нечто ужасное.
Когда ее уроки были первыми, из одиннадцати человек приходили от силы четверо. Каждое второе занятие срывалось. Оказалось, что мы необучаемы, когда находимся в условиях мягкого приморского климата, без резких перепадов температуры и влияния сурового нрава учителя.
Наша предыдущая учительница была с нами чрезмерно строга, зато мы прекрасно поняли, что такое сложное дополнение и кто такие прерафаэлиты. Она отказалась от нашей группы, потому что ей скучно было с нами заниматься, мы с трудом заучивали элементарные, на ее взгляд, правила и постоянно ленились. До нее у нас был потрясающий педагог, но ему не по вкусу пришлось наше стремление к свободе и независимости. Последней каплей стал хомяк, которого мы принесли на урок и заставляли бегать по партам. В общем, учителям английского с нами не везло.
Так вот об О.Н. Был проведен наш собственный блиц-опрос, который показал, что, несмотря на записи Фредди Меркури, большинству новая учительница не нравится. Следовательно, надо ее заменить – то есть доводить на каждом уроке, потом она от нас откажется. В следующий раз, быть может, нам повезет больше – благо учителей английского в родном лицее предостаточно. Лично я была против. Она была мне интересна как человек, и я не хотела ее терять. Поэтому в нашем лагере произошел раскол. До поры до времени.
Я общалась с О.Н. и сдерживала народное недовольство, пока не произошел один обескураживающий случай. О.Н. меня предала. Она публично обвинила меня, как будто бы я взяла у нее какой-то важный листочек со словами и не вернула. К концу урока одноклассник Сережа положил пресловутый листок ей на стол. Предательства я не простила. Цельность коллектива была восстановлена.
Мы не бандиты, с которыми О.Н., по ее словам, так хорошо уживалась. Мы отобранные дети из интеллигентных семей, учимся в привилегированном учебном заведении – лицее. Просто мы циничны и не видим людей. И боремся, как нам кажется, за качество образования.
На следующий год у нас будет другая учительница.

От нечего делать
Исповедь рядового проказника

Мы никогда не доводим своих учителей специально. Или целенаправленно. Это получается у нас так просто, от нечего делать.
Наш класс – профильный, гуманитарный, и поэтому чаще всего мы «достаем» учителей химии и биологии (физмат тоже на этих предметах оттягивается, ну не на математике же!).

Химичка у нас с этого года – молодая, неопытная.
Так вот, сидим мы на химии и на спор плюемся через трубочку в огромную таблицу Менделеева на точность попадания в химический элемент. Или плюемся в отвечающего у доски (тоже отличное развлечение).
Химичка начинает кричать: “Вы будете убираться после урока!” А то и вовсе: “Выходи вон из класса!” Мы ей отвечаем: “Да ладно, ну что вы, мы больше не будем”. И сидим, ни с места.
Она посмотрит-посмотрит и продолжает вести урок.
Кстати, наш класс наполовину состоит из учительских детей, включая сына директора.

А вот недавно был случай. Сидим мы на химии, дурью маемся. А химичка время от времени делает нам замечания.
Сынок директорский тоже скучает. И стал он заводить своего соседа: то пихнет его, то обругает, то подзатыльник даст.
Тот терпел, терпел, ну и заорал на весь класс: “Отвали!”
Химичка аж побледнела и говорит: “Уходите... Всё!” И убегает в лаборантскую.
Все сидят, молчат. Тут кто-то говорит: “Надо извиниться”, – и кивает на приоткрытую дверь лаборантской.
Бах! – дверь захлопнулась. Класс захихикал. Кто-то опять говорит: “Может, постучаться и попросить прощения?”
Не успели подойти, слышим: дверь на ключ закрылась.
А у лаборантской два выхода: один в класс выходит, а другой – в коридор. Побежали мы в составе пяти человек в коридор, чтобы там проникнуть в лаборантскую. Смотрим – а химичка уже дверь открыла, собирается сбежать.
Мы, конечно, стали просить прощения... извиняться... просить ее вернуться...
Потом кто-то ехидно говорит: “А вы что, сбежать от нас хотели, а?”
Ну, она слегка засмеялась и пошла на урок.
С ее возвращением ничего не изменилось. Опять все скучали и занимались ерундой: плевались, пихались, переругивались и т.д.

По-другому реагирует на нас училка по биологии.
Она уже совсем не молодая. Скорее “старая грымза” – сухая такая, злобная.
Ну и, конечно, ужасная скукотища на ее уроках. Она по полгода спрашивает одних и тех же людей про основные положения теории Дарвина!
На ее уроках у нас такое развлечение: мы снимаем с цветочных горшков в кабинете биологии таблички-бирочки с названиями типа сансевьера хания или хойя мясистая и вешаем друг другу на спину.
Смешнее всего, когда человека с такой вот “хойей” вызывают к доске. Биологичка ужасно злится, кричит, ругается: мол, кто это сделал? Мы, конечно, молчим.
Другое развлечение – играть в крестики-нолики или что-то в этом роде у нее под носом. А когда она начнет кричать и ругаться, говорить: а что такого?
Начинается перепалка. Заканчивается она тем, что биологичка замолкает или выгоняет кого-то из нас с урока.

Как-то раз один мой одноклассник вслух выругался, сам ушел с урока и не ходил потом больше месяца.
В конце концов училка сама подошла к нему и говорит: “Слушай, тебе же надо получать четвертную отметку. Ты собираешься ходить на мои уроки?”
А он в ответ: “Ну, на этой неделе я точно не приду... А вот на следующей – посмотрим... Может, и загляну”.
Тут она как заорет: “Что ты из себя строишь!.. Сейчас же пойдем к завучу!..” И дальше в том же духе.

Но специально мы учителей не доводим. Разве что так, для развлечения. Скучно же просто так сидеть на уроке!

Николай У.,
ученик 11 класса гимназии
г. Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru