Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

До ученического самоуправления надо дорасти.
Но не детям, а... взрослым

Государственно-общественное управление предполагает, что в организации школьной жизни вместе с директором участвуют учителя, родители и дети.
Пожалуй, основная задача управления школой состоит в том, чтобы ребенок перестал быть пассивным исполнителем воли взрослых и стал соучастником, соорганизатором и инициатором школьных дел.

Ученик? Товарищ? Союзник?

Самоуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя и родители готовы к сотрудничеству с детьми. Это школы, где взрослые видят в ребенке не только ученика, которого следует обучать, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать все происходящее в школе.
В равнодушной, невнимательной к потребностям ребенка школе самоуправление невозможно. Пусть даже там выберут президента и в каждом классе создадут ученический совет, но если учителя относятся к этому несерьезно, как к пустому занятию, дело остановится.
Недавно я услышал такое утверждение: ребенок никогда не сможет общаться на равных со взрослым. Казалось бы, все верно, слишком велика разница в статусе, в жизненном опыте. Все верно, кроме одного – категоричности, кроме этого слова “никогда”. Иногда, наверное, все-таки может. Иначе зачем директор тверской школы №1 так подробно отвечает на вопрос члена ученического совета: почему у нас на первом этаже все еще холодно? А потом ребята идут в классы и рассказывают другим: Лидия Аркадьевна решает эту проблему, но пока у нее не получается.
Если же для учителя ребенок – это человек, чье дело исключительно “меня слушать”, тут вопрос не в различии статуса и жизненного опыта. Это вопрос внутреннего ощущения, позиции.
Трудно это или легко, но чтобы ребенок поверил в свои силы, в них должен по-настоящему поверить взрослый.

“День рождения для меня...”

Бывает и так: учителя и директор всей душой “за”, и ученический совет в школе есть, а реального самоуправления нет.
Такая ситуация была когда-то в московской школе № 529. В учебном заведении шел эксперимент: педагогика сотворчества на принципах рефлексивной психологии. Учителя осваивали новые формы работы, а вот члены ученического совета находились как бы в стороне от этих дел. Мол, что скажут – сделаем, но не более того... И тогда взрослые решили испытать технику рефлексивной психологии в ученическом совете. Благо приближался день рождения школы. Ребятам предложили поразмыслить над тем, что это вообще такое – день рождения? Что значит день рождения для меня? И что можно сделать в день рождения школы, чтобы он прошел интересно для всех детей, учителей, родителей? Вот эти вопросы и стали первыми шагами к настоящему самоуправлению.


И плюс три варианта расписания

На конференции отчетливо наблюдалась закономерность: чем лучше в школе развито самоуправление, тем увереннее и естественнее ведут себя дети. Собственно, самоуправление затем и нужно, чтобы ребята обрели уверенность в своей способности преобразовывать мир вокруг себя, чтобы они научились отстаивать свои интересы и воплощать в жизнь свои желания.
Как, например, это происходит в средней школе № 1 города Конакова, где интересы детей отстаивает школьная ученическая дума. И если ребенок совершил какой-нибудь проступок, ребята стараются понять мотивы его действия, найти смягчающие обстоятельства, если директор вдруг предложит слишком жесткое наказание.
Но вообще здесь дети дружат с педагогами. Президент думы Светлана Пономарева в любое время вхожа к директору. Учителя обращаются в думу, если требуется какая-либо помощь, скажем, в оформлении сцены или подготовке лыж к зиме. Однако, как заявил на конференции президент, в первую очередь мы проводим то, что запланировали сами.
В тверской школе № 1 действует аналогичный принцип: сначала делается то, чего хотят дети. Какие бы интересные идеи ни приходили педагогам, но если ребята желают устроить дискотеку или пойти в поход, значит, “идем в поход”.
Пятиклассники из школьного научного общества решили определить уровень комфортности обучения в своей школе. Начали с озеленения: подсчитали количество горшочков в каждом классе. Потом везде измерили уровень радиоактивности. Одолжили у сотрудников местной санэпидстанции приборы для измерения уровня шума и освещенности. Оказалось, что самое тихое место – на спортплощадке за школой, а самый комфортный кабинет, естественно, у директора.
Итоги этого исследования вся школа узнала на научной конференции. Особо пятиклассники акцентировали внимание на том, что “надо рассмотреть вопрос об освещенности в кабинетах № 45, 54, 92”.
В школе практикуются встречи ученического актива с администрацией и работниками различных служб, в частности столовой, медпункта. И пусть в материальном измерении эффект от этих встреч не так велик, как хотелось бы, – например, 500 рублей, выделенных на закупку медикаментов для медпункта, зато существует другой неизмеримый эффект, когда ребята с гордостью говорят: “Это мы добились того, что были выделены деньги на анальгин”.
А вот как в школе решалась проблема успеваемости.
Закончилась вторая четверть, а результаты неутешительные. Как быть?
Этот вопрос стал главным на очередном совете старшеклассников. Ребята задумались: что же нам мешает учиться?
На общешкольном собрании их аргументация прозвучала очень убедительно: на подготовку домашнего задания по тем требованиям, которые сейчас предъявляют учителя, необходимо от 5 до 8 часов. А если посмотреть на листок с распорядком дня, там написано: на домашнее задание отводится 2 часа.
Ребята разработали и предложили три альтернативных варианта расписания.
Когда у детей развивается самостоятельное мышление, они становятся способны на самые неожиданные поступки, удивляющие и поражающие учителей.
В тверской школе восьмиклассника не устраивал учебник по математике. Что, как вы думаете, он сделал? Свой учебник – несколько аккуратно исписанных тетрадок с примечанием в конце: “Методические рекомендации для учителей от...”. Теперь он пишет учебник по философии.
Примечательно, что с развитием самоуправления меняются отношения детей и педагогов. Сотрудничая, дети и взрослые становятся ближе друг другу, а атмосфера в школе – родной, домашней. Как сказала психолог школы № 1268, дети идут в школу не только чтобы пообщаться с одноклассниками, они идут на встречу с учителями.
И еще одна тенденция: когда дети, учителя и родители научаются действовать сообща, проблемы дисциплины уходят. На первый план выступает насыщенная событиями и впечатлениями жизнь. А воспитательная работа становится все менее заметной. И это верный признак ее действенности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru