До ученического самоуправления
надо дорасти.
Но не детям, а... взрослым
Государственно-общественное управление
предполагает, что в организации школьной жизни
вместе с директором участвуют учителя, родители
и дети.
Пожалуй, основная задача управления школой
состоит в том, чтобы ребенок перестал быть
пассивным исполнителем воли взрослых и стал
соучастником, соорганизатором и инициатором
школьных дел.
Ученик? Товарищ? Союзник?
Самоуправление
приживается в тех школах, где администрация,
учителя и родители готовы к сотрудничеству с
детьми. Это школы, где взрослые видят в ребенке не
только ученика, которого следует обучать, но и
своего товарища, союзника, с которым можно и
нужно обсуждать все происходящее в школе.
В равнодушной, невнимательной к потребностям
ребенка школе самоуправление невозможно. Пусть
даже там выберут президента и в каждом классе
создадут ученический совет, но если учителя
относятся к этому несерьезно, как к пустому
занятию, дело остановится.
Недавно я услышал такое утверждение: ребенок
никогда не сможет общаться на равных со взрослым.
Казалось бы, все верно, слишком велика разница в
статусе, в жизненном опыте. Все верно, кроме
одного – категоричности, кроме этого слова
“никогда”. Иногда, наверное, все-таки может.
Иначе зачем директор тверской школы №1 так
подробно отвечает на вопрос члена ученического
совета: почему у нас на первом этаже все еще
холодно? А потом ребята идут в классы и
рассказывают другим: Лидия Аркадьевна решает эту
проблему, но пока у нее не получается.
Если же для учителя ребенок – это человек, чье
дело исключительно “меня слушать”, тут вопрос
не в различии статуса и жизненного опыта. Это
вопрос внутреннего ощущения, позиции.
Трудно это или легко, но чтобы ребенок поверил в
свои силы, в них должен по-настоящему поверить
взрослый.
“День рождения для меня...”
Бывает и так: учителя и директор всей душой “за”,
и ученический совет в школе есть, а реального
самоуправления нет.
Такая ситуация была когда-то в московской школе
№ 529. В учебном заведении шел эксперимент:
педагогика сотворчества на принципах
рефлексивной психологии. Учителя осваивали
новые формы работы, а вот члены ученического
совета находились как бы в стороне от этих дел.
Мол, что скажут – сделаем, но не более того... И
тогда взрослые решили испытать технику
рефлексивной психологии в ученическом совете.
Благо приближался день рождения школы. Ребятам
предложили поразмыслить над тем, что это вообще
такое – день рождения? Что значит день рождения
для меня? И что можно сделать в день рождения
школы, чтобы он прошел интересно для всех детей,
учителей, родителей? Вот эти вопросы и стали
первыми шагами к настоящему самоуправлению.
И плюс три варианта расписания
На конференции отчетливо наблюдалась
закономерность: чем лучше в школе развито
самоуправление, тем увереннее и естественнее
ведут себя дети. Собственно, самоуправление
затем и нужно, чтобы ребята обрели уверенность в
своей способности преобразовывать мир вокруг
себя, чтобы они научились отстаивать свои
интересы и воплощать в жизнь свои желания.
Как, например, это происходит в средней школе № 1
города Конакова, где интересы детей отстаивает
школьная ученическая дума. И если ребенок
совершил какой-нибудь проступок, ребята
стараются понять мотивы его действия, найти
смягчающие обстоятельства, если директор вдруг
предложит слишком жесткое наказание.
Но вообще здесь дети дружат с педагогами.
Президент думы Светлана Пономарева в любое время
вхожа к директору. Учителя обращаются в думу,
если требуется какая-либо помощь, скажем, в
оформлении сцены или подготовке лыж к зиме.
Однако, как заявил на конференции президент, в
первую очередь мы проводим то, что запланировали
сами.
В тверской школе № 1 действует аналогичный
принцип: сначала делается то, чего хотят дети.
Какие бы интересные идеи ни приходили педагогам,
но если ребята желают устроить дискотеку или
пойти в поход, значит, “идем в поход”.
Пятиклассники из школьного научного общества
решили определить уровень комфортности обучения
в своей школе. Начали с озеленения: подсчитали
количество горшочков в каждом классе. Потом
везде измерили уровень радиоактивности.
Одолжили у сотрудников местной санэпидстанции
приборы для измерения уровня шума и
освещенности. Оказалось, что самое тихое место –
на спортплощадке за школой, а самый комфортный
кабинет, естественно, у директора.
Итоги этого исследования вся школа узнала на
научной конференции. Особо пятиклассники
акцентировали внимание на том, что “надо
рассмотреть вопрос об освещенности в кабинетах
№ 45, 54, 92”.
В школе практикуются встречи ученического
актива с администрацией и работниками различных
служб, в частности столовой, медпункта. И пусть в
материальном измерении эффект от этих встреч не
так велик, как хотелось бы, – например, 500 рублей,
выделенных на закупку медикаментов для
медпункта, зато существует другой неизмеримый
эффект, когда ребята с гордостью говорят: “Это мы
добились того, что были выделены деньги на
анальгин”.
А вот как в школе решалась проблема успеваемости.
Закончилась вторая четверть, а результаты
неутешительные. Как быть?
Этот вопрос стал главным на очередном совете
старшеклассников. Ребята задумались: что же нам
мешает учиться?
На общешкольном собрании их аргументация
прозвучала очень убедительно: на подготовку
домашнего задания по тем требованиям, которые
сейчас предъявляют учителя, необходимо от 5 до 8
часов. А если посмотреть на листок с распорядком
дня, там написано: на домашнее задание отводится 2
часа.
Ребята разработали и предложили три
альтернативных варианта расписания.
Когда у детей развивается самостоятельное
мышление, они становятся способны на самые
неожиданные поступки, удивляющие и поражающие
учителей.
В тверской школе восьмиклассника не устраивал
учебник по математике. Что, как вы думаете, он
сделал? Свой учебник – несколько аккуратно
исписанных тетрадок с примечанием в конце:
“Методические рекомендации для учителей от...”.
Теперь он пишет учебник по философии.
Примечательно, что с развитием самоуправления
меняются отношения детей и педагогов.
Сотрудничая, дети и взрослые становятся ближе
друг другу, а атмосфера в школе – родной,
домашней. Как сказала психолог школы № 1268, дети
идут в школу не только чтобы пообщаться с
одноклассниками, они идут на встречу с учителями.
И еще одна тенденция: когда дети, учителя и
родители научаются действовать сообща, проблемы
дисциплины уходят. На первый план выступает
насыщенная событиями и впечатлениями жизнь. А
воспитательная работа становится все менее
заметной. И это верный признак ее действенности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|