Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Василий Кольченко

...Сочетая ученость без скуки и веселость без сюсюканья

Недавно я упомянул в заметке чеховскую “Скучную историю”. Очень уж подошел рассказ героя повести к моей теме – эмоциональному фону преподавательской работы. Удивительно верно и профессионально описывает Чехов страсти, захватывающие учителя до занятия, во время и после.

Конечно, “Скучная история” говорит прежде всего о жизни умного и достойного человека, который болен смертельной болезнью и обнаружил отсутствие в себе “общей идеи”, что и лишило его существование смысла, оправдания и покоя.

По воле Чехова этот человек оказался ученым и педагогом, отсюда и описание его учительских переживаний, поразительное по своей краткости, точности и простоте. Всего-то две странички, а в них вся педагогика – и эмоции, и мотивация, и методика, и мысль.

Место этим двум страничкам – в педагогической хрестоматии, но я там их не видел и вообще упоминания о них в педагогической литературе не встречал. Несправедливо! Как же эту несправедливость исправить?

И вот иду я по Бруклинскому мосту из университета А в университет Б, где преподаю по совместительству, а сам думаю о том, как лучше представить читателю чеховский текст.
Начинается и кончается отрывок описанием душевного волнения педагога – эти строчки я уже цитировал, – причем сдержанный Чехов не поскупился на яркие краски, он говорит о наслаждении, страсти, вдохновении и даже сладостном изнеможении.

А в середине речь идет о методике и мыслительном процессе, идущем в голове педагога во время занятия. Чехов начинает: “Чтобы читать хорошо, то есть не скучно и с пользой для слушателей...”

Прервемся. Это краткое уточнение стоит целой диссертации. Что значит преподавать хорошо? Хорошо – значит не скучно и с пользой для слушателей. Больше, пожалуй, ничего и не надо, но и на меньшее согласиться нельзя.

Есть учителя, у которых на уроке не скучно, зато и пользы для слушателей не найдешь, растворилась она в развлекательстве. Есть и такие, у которых что ни слово – то информация. Знания разве что из ушей у детей не лезут, зато на уроке – тоска зеленая.

Иногда меня заносило в классе в одну сторону, иногда в другую, но всегда я стремился выбирать средний курс, сочетая ученость без скуки и веселость без сюсюканья.

Вот и сейчас, дойдя до середины Бруклинского моста, с которого открывается потрясающий вид на небоскребы Нижнего Манхэттена, я думаю не о небоскребах, а о предстоящем занятии.

Ведь все известно и расписано заранее, и в то же время ничего не известно. Беспокоит меня главным образом все тот же баланс: не забыть о пользе для слушателей, успеть сказать необходимое – и в то же время не допустить скуки, отпустить своих слушателей со светящимися, а не с потухшими глазами.

Чехов перечисляет, что требуется для этого учителю: “Чтобы читать хорошо, то есть не скучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения”.

Талант в этом списке идет первым и само собой разумеющимся условием. Мол, понятно, что без таланта никуда, но и его одного недостаточно. Нужно еще иметь сноровку и опыт. Сноровка на первых порах может заменить опыт, выручая в трудную минуту. Гибкость, быстрота реакции, готовность к импровизации, изобретательность и практичность – в этом и состоит педагогическая сноровка.

Дальше “нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи”. Не просто ясным представлением – самым ясным! Это как бы взгляд со стороны: на себя, на своих учеников, на свой предмет. Без него теряешь перспективу и оступаешься, делаешь ошибки.

Примерив на себя чеховский список, я задумываюсь. Что у меня есть? Чего не хватает? Бруклинский мост подходит к концу, через полчаса начинается мое занятие. Все решится в классе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru