Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александра ЕРШОВА,
кандидат педагогических наук

В любой игре есть свои секретики

Однажды учительница литературы была на моем уроке, где пятиклассники работали с былинами. Гостья была поражена реакцией детей на многие социоигровые задания и, разумеется, решила попробовать их у себя на уроке в соседнем классе. Наиболее пленило ее упражнение “руки-ноги”, которое при всей своей простоте быстро привело класс в состояние деловой солидарности и стало камертоном всего урока.
Упражнение заключается в следующем. Один хлопок учителя – команда рукам (руки поднять или, если они до этого были подняты, опустить). Два хлопка – команда ногам (то есть встать или, если звучат два хлопка, а исполнители уже стоят, сесть). Меняя последовательность и темп хлопков (который всегда высок, иначе азарт исчезает и получается сонное царство), учитель пытается сбить детей с толку, тренируя их собранность.
В подростковой аудитории хлопки-сигналы следуют друг за другом почти с пулеметной скоростью. Хлопок – все поднимают руки. Еще хлопок – руки опускают. Одиночный хлопок повторяется – руки опять поднимают. Вслед звучат два хлопка – некоторые по привычке опускают руки, вместо того чтобы встать. Слаженность нарушается. Говорить ничего не надо – и так всем все видно: кто сидит, кто стоит, кто ошибся, кто нет. Возникает смех. Смеются в первую очередь те, кто сидит с опущенными руками, и те, кто стоит, но тоже с опущенными руками (а ведь команды рукам не было, они должны быть по-прежнему подняты). Не учитель, а сами участники поймали себя на ошибке. Они чувствуют, что ошибка – это плохо, но то, что они сами это обнаружили, – хорошо. Отсюда радостное настроение. Да неужели я не смогу такую ерунду делать без ошибок? – про себя решают ученики и мобилизуются. Учитель же, меняя последовательность хлопков и их темп, пытается опять сбить учеников с толку.
Вернемся к учительнице, которая, оценив все достоинства упражнения, попыталась повторить его на уроке в соседнем классе. На следующий день она со смехом и недоумением рассказывала: “Я сказала им: один хлопок – команда рукам, два – ногам. И хлопнула один раз – они подняли руки; два раза – они встали с поднятыми руками. Тут я подумала: а как же их посадить? И тогда хлопнула три раза – они послушно сели и опустили руки. У меня руки тоже опустились.
Как же так? Только что я видела, как соседний класс с азартом выполнял это упражнение, а у меня в классе ничего не получается. Может быть, дети слишком пассивные?”
Дети, конечно же, здесь ни при чем. Учительница, увлекшись простотой (подняли руки – опустили и т.д.), невнимательно отнеслась к условию (один хлопок – руки подняли или опустили и т.д.). В условии же этом скрывается трудность, которая позволяет игре стать игрой. Секретик оказался несхваченным, а упражнение перестало быть игровым. Ну что ж, бывает! На ошибках учатся.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru