Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Просто учить?

Нет, создавать условия, в которых особенный ребенок получает соответствующее его возможностям образование и развитие

Каждый год 35 миллионов детей умирают и 35 миллионов становятся инвалидами.
В мире к началу XXI века, по статистике ООН, число детей с ограниченными возможностями приблизилось к 600 миллионам, а в России – к 600 тысячам.
Только с 1994-го по 1996 год детская инвалидность в нашей стране выросла на 35 процентов.
Эти дети нуждаются в нашей особой любви и заботе.
Они, так же как и другие, здоровые дети, имеют право на достойный уровень жизни, воспитание, образование, социально-бытовую адаптацию, отдых и охрану здоровья. На саму жизнь, в конце концов.
О том, как подготовить детей с особыми потребностями к жизни, сделать ее полноценной и счастливой, и вели речь специалисты на “круглом столе”. Тема была довольно узкой: “Перспективы перехода на новый срок обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии”, однако разговор вышел за обозначенные рамки.

А рядом с интернатами должна быть социальная гостиница

Дмитрий Степанович Шилов, кандидат исторических наук, начальник Управления специального образования Минобразования РФ:
– Сразу подчеркну: мы не намерены увеличивать срок обучения в специальной коррекционной школе, за исключением школ восьмого вида – для умственно отсталых детей. Речь идет лишь о развитии всех этих процессов. Ибо период от рождения ребенка до трех лет наиболее благоприятен для диагностики, лечения, коррекции и подготовки к переходу как в детские сады и группы компенсирующего вида, так, быть может, и в массовые дошкольные образовательные учреждения. По подсчетам специалистов, 50% детей с отклонениями в развитии после успешной коррекции могли бы вполне успешно влиться в общеобразовательную среду.
Но, к сожалению, всем известно, что сеть наших специальных коррекционных образовательных учреждений не позволяет вовлечь всех желающих учиться. И поэтому мы вынуждены примерно 43% детей с отклонениями в развитии направлять в массовую школу, порой даже не обеспечив им элементарную коррекционную помощь из-за отсутствия специалистов.
Вторая серьезная проблема – увеличение срока обучения в специальных коррекционных образовательных учреждениях восьмого вида. Мы считаем, что детей с умственной отсталостью надо удержать в системе образования подольше. И предложить такие условия, чтобы каждый из них получил углубленную профессиональную подготовку по тем профилям, где такой человек будет способен работать в будущем. Было бы просто здорово, если бы нам удалось создать в специальных коррекционных учреждениях восьмого вида крепкую базу для начального профессионального образования, филиалы профессиональных училищ. Только такая среда станет для них самой адаптивной. Более того, до трудоустройства больной ребенок остро нуждается в постинтернатной адаптации. Что можно было бы осилить, создав социальные гостиницы вблизи специальных коррекционных образовательных учреждений и выделив соответствующие ставки для работы с этой категорией детей. Ведь, чего греха таить, отнюдь не всегда удается решить вопросы трудоустройства и подготовки к жизни в условиях обычной школы.
Хорошо, что мы все здесь смогли собраться, поговорить, поделиться опытом, обозначить болевые точки.

Кто защитит нас от плохих учебников?

Михаил Михайлович Семаго, доцент кафедры коррекционной и специальной педагогики Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования:
– Я считаю, что сегодня самая острая болевая точка – это полная вакханалия, которая творится в диагностическом и методическом обеспечении деятельности психолога. Различные институты, центры, курсы, издательства выпускают Бог знает что. Весь этот вал литературы обрушивается на головы наших специалистов, вызывая полное смятение в их умах. И что еще более трагично – отработанные дефектологические программы в последнее время отодвинуты на задний план новой, совершенно недоброкачественной продукцией.
Это все теснейшим образом связано с тем, что подготовка кадров, в частности психологических кадров, совершенно не удовлетворяет потребностям специального коррекционного образования, а в последнее время вызывает множество справедливых нареканий у педагогов массового образования.
Было подготовлено положение об экспертном совете по анализу и сертификации программ. В первую очередь – программ подготовки тех специалистов, которые пойдут работать в специальное образование, и тех, кто в соответствии с новым положением о психолого-медико-педагогической комиссии (консилиуме) будет участвовать в работе этих школьных консилиумов. Вроде бы дело сдвинулось с мертвой точки. Но я бы поставил вопрос еще шире: пора говорить о сертификации в том смысле, в каком она уже достаточно технологично существует в системе Министерства здравоохранения. О сертификации самих специалистов. Не об аттестации, а именно о сертификации.
Необходима также сертификация программ, которыми пользуются образовательные центры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Пока что эти центры в большинстве своем не являются настоящим помощником образовательных учреждений. Каждый центр работает, по сути, под дуду своего руководителя. Какова его точка зрения на проблему, таково и направление работы центра. А в результате центр начинает функционировать изолированно от реальной практической системы образования.
Необходимо обратить внимание и на другой аспект деятельности экспертного совета – сертификацию и экспертизу диагностического, развивающе-коррекционного и дидактического материала. Повторюсь: положение катастрофичное. Полная неразбериха! Пособия выпускают все кому не лень. Без сопровождающего методического обеспечения, что в условиях отсутствия достаточного опыта у психологов значительно понижает эффективность развивающей коррекционной работы. Тревожит и то, что пособия эти грешат принципиальными ошибками, вплоть до искажения терминологии и тестового материала, которым пользуются психологи, логопеды и дефектологи. Сплошь и рядом встречаются совершенно грубейшие ошибки, которым, мы считаем, надо поставить заслон, что и должно стать первейшей задачей экспертного совета.
В более же широком смысле цель совета – научная оценка эффективности работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Научная экспертиза программ деятельности и научно-методического обеспечения специальных коррекционных и образовательных учреждений и центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, служб специальной помощи и практической психологии. Экспертиза и сертификация учебного и инструментально-дидактического оборудования для таких учреждений и служб. Пожалуй, нелишним было бы привлечь к работе совета и специалистов из регионов.

Школа дома, или школа-дом

Людмила Андреевна Сеннер, директор школы “Возможность”:
– Нашей школе уже девять лет. Она маленькая. Создана по специальному запросу родителей. Достаточно быстро стала центром коррекционного образования и коррекционной помощи детям-инвалидам. Своей заботой мы смогли охватить абсолютно всех детей, имеющих инвалидность. Когда только начинали, у нас обучались 13 детей, сейчас – 157. В 1990 году в городе были зарегистрированы 53 ребенка-инвалида, сегодня их уже 294. Резкое увеличение числа детей-инвалидов, конечно, не связано с появлением специальной школы. Просто дети с тяжелыми патологиями в конце концов стали признаваться нашими невропатологами как дети, требующие спецподдержки государства.
Город наш маленький, всего 70 тысяч населения, и поэтому, как и в любом маленьком городе, в одной школе оказались дети с самыми различными патологиями: сенсорными, двигательными, речевыми, с глубокими умственными и серьезными генетическими нарушениями, с множественными патологиями, с аутизмом… Причем синдром Дауна для нас сегодня стал одним из самых легких вариантов. Мы постоянно следим за тенденциями и динамикой роста или уменьшения числа детей с теми или иными особенностями развития, что позволило четче прогнозировать нашу работу и своевременно создавать такие условия, в которых любой ребенок получает адекватные возможностям образование и развитие.
Что это значит? Каждому ребенку ставится собственная цель. Она определяется уровнем его интеллектуального развития, физических возможностей, социально-культурным потенциалом семьи и реализуется через индивидуальные программы, технологии и методики. Формы организации учебного процесса самые различные: индивидуальная (на дому), групповая (в школьных помещениях) и интеграционная (в общеобразовательных школах города).
Фактически с момента своего основания школа взялась за обучение 2–3-летних ребятишек. И самая главная наша задача помимо коррекции – подготовка и интеграция детей в общеобразовательные школы. Только за последние два года нам удалось интегрировать в массовую школу 24 ребенка. Это большая победа. А за восемь лет мы помогли получить одиннадцатилетнее образование 28 инвалидам. Кстати, семеро из них окончили школу с медалями, 25 поступили в высшие учебные заведения страны.
Сейчас на базе реабилитационного центра наша школа планирует (и уже сделала первые шаги) создание междисциплинарного медико-социально-педагогического комплекса с целью ранней диагностики и коррекции всех детей города. Чего мы хотим? Развернуть в более широком масштабе коррекционную лабораторию по методике Марии Монтессори. Практика показала, что данная методика, своеобразная дидактическая среда в условиях малого города, спасает от дефицита грамотно оборудованных дефектологических кабинетов, которые сегодня необходимы и в каждой обычной школе. Потому что только такой мягкий подход вкупе с ранней диагностикой и последующим профессионально-трудовым обучением станет завершающим звеном в комплексной работе с детьми-инвалидами.

Лицейские классы как гарант поступления в институт

Елена Александровна Мартынова, декан факультета доступности высшего образования Челябинского государственного университета, начальник регионального Центра образования инвалидов:
– Образовательную модель для обучения студентов с нарушениями здоровья на базе классического университета мы называем системой доступности высшего образования. Она включает такое понятие, как непрерывность образования, то есть связывает учреждение высшего профессионального образования с учреждением среднего образования, в том числе и специального.
Безусловно, развитие такой модели обусловлено поддержкой потенциалами классического университета – профессионального, социокультурного, кадрового, гуманитарного, научного и информационного, где в основе образования инвалидов общий университетский принцип – фундаментальность образования.
Система доступности образования – это часть системы непрерывного образования. Она включает развитую довузовскую подготовку, обучение в университете и возможность дальнейшего образования инвалида уже после того, как он получил диплом. Уровень личностного ориентирования в этой системе, конечно, значительно выше, чем среди обычных студентов.
Но система доступности не должна находиться в противоречии с образовательным процессом в целом. Поэтому мы интегрируем таких студентов в общий образовательный процесс, добавляя в него своеобразный элемент – сопровождение человека-инвалида: организационно-педагогическое, организационно-методическое, медико-психологическое, социальное, социолого-информационное и техническое. Применяются также компенсаторные технологии обучения и компьютерные методы предоставления учебной информации.
Остановлюсь на связях между двумя образовательными уровнями: средним и высшим. Довузовскую подготовку мы совмещаем с адаптацией. Что входит в это? В первую очередь – предметная подготовка. Ведь появление абитуриента в вузе – всегда конкурс, и для инвалида тоже. Он должен успешно выдержать его, чтобы потом наравне с остальными учиться и иметь одинаковые академические результаты. Здесь, конечно, очень важна психологическая поддержка. У нас работает лаборатория психосоматокоррекции, постоянно проводятся психологические консультации, есть даже специальный день – день психологической разгрузки.
Не менее важны мероприятия по вхождению в профессиональное, культурное и социальное пространство вуза. Во время довузовской подготовки мы учим детей навыкам самостоятельной работы: как методам работы в обычной библиотеке, так и методам доступа к информационным технологиям, получения информации на электронных носителях, работы в системе Интернет. Поэтому информатика – это обязательный элемент довузовской подготовки инвалидов. И все это под наблюдением реабилитологов. В целом предметы адаптационного курса таковы: основы методики самостоятельной работы, библиографии, культуры речи, психологии, педагогики, информатики, основы правовых и медицинских знаний, документоведение, лечебная физкультура.
Адаптационный курс ребенок может освоить в региональном Центре образования инвалидов, то есть в нашем университете, или на базе школ с частичным обучением и пребыванием детей в университете.
Александр Григорьевич Станевский, директор Центра по обучению детей с нарушениями слуха, проректор по специальному образованию Московского государственного технического университета им. Баумана:
– Сомнений нет, создание в университете среды, открытой в культурном, правовом, техническом, социальном и технологическом плане для людей со специальными потребностями, – очень важный момент. В 1934 году эксклюзивным решением ЦК ВКП(б) Бауманскому университету было поручено обучение инвалидов по слуху. И если сегодня кто-нибудь наивно спрашивает, где здесь глухие студенты, все, начиная от преподавателей и студентов и заканчивая буфетчицами, отвечают: не знаем мы никаких глухих, у нас тут все обыкновенные. То есть ребят-инвалидов воспринимают как равных, что чрезвычайно важно.
Познакомлю вас с некоторыми выводами. Посмотрели мы на людей с сохранным интеллектом с инженерной точки зрения и подумали: а почему бы этим внешне здоровым, несмотря на тяжелые системные заболевания, людям не создать условия для того, чтобы они смогли работать? Вопрос: можно ли из них сделать квалифицированных специалистов? Ответ: в условиях интегрирования можно.
И еще: по оценкам ЮНЕСКО, сейчас происходит резкое изменение в запросах рынка труда на уровень технических специалистов. Спрос на работников со средним образованием падает. Перевес – в пользу работников с высшими ступенями и уровнями образования. Следовательно, если рынок ориентируется на последние и высокие ступени, то и мы (технический университет) должны готовить специалистов только этого уровня.
Но, признавая, что высшее техническое образование является удачной и эффективной формой социальной политики, готовы ли мы сотрудничать с высшей школой? Например, в наш университет инвалиды поступают на общих основаниях, и преодолеть конкурсный отбор без предварительной подготовки мало кто из них может. Известно, у нас сумасшедший конкурс. И тем не менее его успешно преодолевают ребята, прошедшие наш годовой цикл довузовской подготовки. У ребенка есть потенциал. Почему же он не выдерживает конкурса без нашей помощи? Думаю, ответ прост – отсутствует взаимодействие между средней и высшей школами. Нужна единая технологическая база, действующая на всех уровнях, как в средних и высших школах, так и в техникумах и ПТУ. А конкретный выход – классы лицейского типа.
Надо сказать, Москва нас тут “купила” с корнями, создав в университете свой центр комплексной реабилитации. Федералы тянут на себе образовательную составляющую, а Москва – реабилитационную. Что получилось? Федерально-региональная модель. Теперь на базе этих лицейских классов можно действительно добиться единообразия, как содержательного, так и методологического. У лицейских классов четыре составляющие: базовые дисциплины, профессиональное образование, коррекция и реабилитация, дополнительные образовательные услуги, позволяющие добиться индивидуализации.
Примем мы с вами такую модель, станем ее всячески поддерживать и развивать – вопрос непрерывной профессиональной подготовки для ребят с ограниченными возможностями будет решен.
Вопрос из зала:
– Добираются ли студенты-инвалиды до последнего курса?
– Бауманский университет – это мясорубка. Каждый год из 18 тысяч студентов отчисляют 3 тысячи. Учиться у нас нелегко, и все же среди студентов 200 инвалидов по слуху со средней успеваемостью 4,5 балла! В прошлом году университет окончили 12 человек с ограниченными возможностями здоровья. В нынешнем мы подготовим к выпуску 36, а в будущем – уже 44.
Вопрос из зала:
– Сколько таких выпускников нашли работу по специальности?
– Специальной системы трудоустройства инвалидов на рынке интеллектуального труда, я считаю, не должно быть. Все наши выпускники – специалисты высочайшего уровня. Различий между слышащими и неслышащими нет, все они одинаково востребованы на рынке труда. В прошлом году никто не остался безработным. И на нынешних выпускников уже пришли заявки от конкретных работодателей.
Людмила Ивановна Иванова, заместитель начальника Управления образования Одинцовского района Московской области:
– Москва – это же государство в государстве, и, к сожалению, повторить московский опыт не всегда возможно. Район Одинцово сельский и одновременно спальный. Практически все население работает на Москву и приезжает в город и район только к вечеру. Главная наша беда: вход в московские коррекционные и специальные учебные заведения для наших детей – табу, хотя мы всего в 25 минутах езды от центра Москвы. Мы – всего лишь область, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стало быть, проблемы решать надо самим.
На 253 тысячи населения, из которых 46,5 тысячи – дети, у нас 116 муниципальных образовательных учреждений разного вида. Общеобразовательные, дошкольные, дополнительного образования, две специальные коррекционные школы-интерната восьмого вида, детский дом-школа, коррекционная школа надомного обучения. И все это разбросано по всей территории. Надо было как-то приблизить специальное образование к массовой школе, не зачеркивая при этом и не уничтожая то, что уже есть. Мы поняли, что создавать дополнительные школы всех видов нереально. И даже если предположить, что нам удалось открыть такие школы в городе, это же какую массу детей придется оторвать от семей, вывезти из поселков и поместить в интернаты?! Какой в том смысл и разумно ли это? Решили, не отрывая ребенка от семьи, создать для него все возможные комфортные условия для получения той формы образования, которая ему доступна и на которую он имеет право, как и любой гражданин страны. Сделать так, чтобы у каждого ребенка была своя ниша в этом мире.
Совет депутатов принял целевую комплексную программу развития специального образования в районе. Каждой школе были выделены ставки для специалистов. Правда, тут же возникла проблема – нехватка этих специалистов. Академия повышения квалификации согласилась обучить наших специалистов без отрыва от производства. Сейчас заканчивают такую переподготовку 50 логопедов. Начали переподготовку группы психологов и валеологов. Надеемся за два-три года обеспечить каждую школу логопедом, психологом, социальным педагогом и валеологом.
А чтобы координировать всю эту работу, создали в Одинцове Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи, который включает три блока: диагностический, методический, медико-оздоровительный. Результаты? Да, уже есть, и какие! Все можно сделать и на местах. Было бы желание.
Валентин Ермолаевич Слабнин, директор Российского реабилитационного центра для детей-сирот, инфицированных туберкулезом, город Евпатория:
– Я хотел бы обратиться к управленцам из региональных органов образования. Наш центр после распада Союза оказался на территории другого государства. В Крыму начиная с нынешнего года ужесточены правила приема иностранцев. Теперь дети должны иметь все документы, касающиеся их эпидемиологического окружения, все выписки и справки о результатах обследований и прививках. В противном случае сопровождающие будут вынуждены платить за проведение всех этих обследований на месте. Я об этом уже не раз предупреждал, мы отправляли специальные информационные письма, но все равно детей к нам везут без необходимых документов.
Приоритетным направлением деятельности нашего центра является лечение детей, инфицированных туберкулезом. Еще раз призываю всех: направляйте к нам только тех детей, кто нуждается именно в лечении, а не в коррекции. Мы можем полностью клинически обследовать больного ребенка и провести качественное лечение, как основное, так и по всей группе сопутствующих патологий.

Программы есть – сцециалистов нет

Елена Дмитриевна Худенко, директор аналитического научно-методического центра “Развитие и коррекция”:
– Хочу вернуться к проблеме, о которой все забыли, – переходу школ на двенадцатилетний срок обучения. В специальных коррекционных школах этого делать не следует. Двенадцатилетнее образование потребует пересмотра всех программ, учебников, воспитательных мероприятий… И минусов может оказаться больше, чем плюсов.
И второй момент, который, на мой взгляд, является принципиальным в рассмотрении этой проблемы. Занимаясь подготовкой специалистов, мы обнаружили очень большую зону, так сказать, спящего потенциала, бесчисленные паузы на уроке, бесконечные повторы инструкций и заданий в ходе занятий и так далее. Все это – показатель непрофессионализма специалистов. Наши педагоги и воспитатели не владеют профессиональными навыками общения с ребенком. Они знают, как научить его писать, считать, но в какой форме подать этот материал ребенку с проблемами восприятия, не знают.
Психолог оторван от организации учебно-воспитательного процесса. Он сам по себе, а учебно-воспитательный процесс тоже сам по себе. Психолог, обследуя коллектив, каждого ребенка, должен дать педагогу рекомендации: как лучше работать с группой продленного дня, с малышами, подростками? Да, это мелочи, но их тысячи, и это как раз тот резерв коррекционного потенциала, который закладывается в действующие сроки образования. И мне кажется, что исходить надо не из удлинения продолжительности, а с позиций интенсификации, из профессионального мастерства учителей-дефектологов.
Ольга Васильевна Былинкина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе профессионального училища № 14 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в умственном развитии, город Саратов:
– Ребята оканчивают школу в 14 лет и поступают к нам. Через два года, получив профессию, выходят в жизнь. Как вы считаете, в 16 лет умственно отсталый ребенок готов к самостоятельной жизни?
Елена Худенко:
– Нет, конечно. Но уже сегодня школы восьмого вида имеют возможность организовывать десятые – двенадцатые классы – это раз. Два – можно удержать их в интернате подольше через постинтернатные формы допрофессиональной и, может быть, частично и профессиональной подготовки. Вам трудно, потому что вы толком не знаете, как с такими детьми работать. У вас есть программа профессиональной подготовки, но нет навыков управления поведением этих детей, вы не знаете приемов психолого-педагогического сопровождения.
Василий Мартынович Мозговой, заместитель декана отделения коррекционной педагогики Московского государственного открытого педагогического университета:
– Я внимательно выслушал всех выступающих и пришел к выводу: что бы мы ни изобретали, как бы ни экспериментировали, если все мы, а особенно управление и государство, не повернемся лицом к школе, ничего не получится. Отдельные хорошие примеры, конечно, радуют. Но давайте признаем: есть школы, и их много, которые настолько примитивны, настолько далеки от жизни, что страшно становится. В специальных школах слишком много непрофессионалов, которые, возможно, и могли бы замечательно работать в массовой школе, но здесь они не знают ни специфики, ни состава, ни возможностей учеников с особенностями развития.
И последнее. Дорогие наши управленцы! Полюбите хоть немного директоров школ-интернатов! Эти учреждения требуют очень большой и кропотливой работы. Хватит грязи и критики. Мы все от этого очень устали, хочется помощи, участия и тепла.

От редакции. Мы согласны с Василием Мартыновичем. Всем нам не хватает участия и тепла. Не только директорам, но и педагогам, и тем детям, кому жить чуть-чуть труднее, чем всем остальным, здоровым и сильным.
В шестнадцать лет и здоровый ребенок – еще ребенок. И мы, родители, стараемся оградить его от сложностей взрослой жизни, отодвинуть срок вступления в самостоятельную жизнь. Кто же позаботится о больных, об оставшихся без попечения?..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru