Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2000

Первая тетрадь. Политика образования

“Белая книга” образования: что это такое?

В зале им. Выготского состоялась презентация исследования с загадочным для непосвященных названием “Белая книга”. Как оказалось, в ней представлены результаты работы российских и зарубежных экспертов в рамках проекта Tacis “Управление образованием в Российской Федерации”.

Цель проекта – определить оптимальные пути развития российского образования с учетом европейского опыта и региональных особенностей.

Руководитель исследовательской части проекта и группы зарубежных авторов, профессор Университета “Pari-10” Анни Винокур обратила внимание собравшихся на то, что в России сегодня много говорят о децентрализации системы образования. “При этом зачастую предполагается, во-первых, что частное финансирование должно полностью заменить государственное. А во-вторых, что полномочия на принятие решений должны быть переданы пользователям образования – семьям учеников. Семьи и будут предъявлять спрос, вызывая конкуренцию между учебными заведениями, в результате чего качество обучения будет расти, а затраты снижаться”.

К сожалению, два этих подхода рассматривают как неразрывно связанные. Делается заключение: если семьи хотят выбирать учебные заведения, они должны и финансировать образование.

Однако мировой опыт показывает, что между этими подходами не должно быть такой тесной связи.

Эксперты программы «Tacis» предлагают свои меры для развития российского образования. В частности, нормативное подушевое финансирование, то есть выделение определенной суммы на одного ученика по принципу – деньги следуют за учеником. Также предлагается опереться на принцип финансовой автономности учебных заведений.

Существуют ли в современной России условия, чтобы эти меры эффективно сработали?
Все зарубежные эксперты сходятся на том, что, как ни парадоксально, для этого необходима жесткая централизация власти в руках федерального государства. Это исключает наделение промежуточного административного органа между центром и учебным заведением дополнительными полномочиями.

Вторая предпосылка: необходимо четкое и эффективное административное руководство. Должен существовать свод всем хорошо известных, очень четких правил. И, наконец, необходим рынок труда, который “посылает ясные сигналы обществу”, всем потребителям образования.

Эксперты предостерегают от “применения рыночной модели образования в условиях отсутствия достаточного государственного финансирования и эффективного административного руководства”, ибо “такое решение чревато усилением социального и территориального неравенства”.

Конечно, эта позиция не бесспорна. Уже сам смысл словосочетания “Белая книга” говорит об открытости для диалога, дискуссии. И во время обсуждения проекта в зале им. Выготского было высказано немало критических замечаний в адрес авторов. В частности, говорилось о том, что книга написана неровно, в ней наиболее полно проанализировано высшее образование, среднему, начальному профессиональному и среднему профессиональному образованию уделено значительно меньше внимания, к тому же многие спорные вопросы сформулированы недостаточно ясно.

И вот еще что: как отметил руководитель группы российских авторов Марк Агранович, при анализе “мы исходили из того, что развитие образования определяют прежде всего два фактора: социально-экономические условия и запросы потребителей образования”. А как же третий фактор – внутренние резервы самой системы образования?

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

 

Всемирный банк: дело не только в деньгах...

Во время выставки прошла пресс-конференция “Всемирный банк: образование и займы”. Советник по образованию Московского представительства Всемирного банка Исак Фрумин объяснял журналистам и любопытным, что это за организация, зачем она дает России деньги и как их нужно будет использовать.

Всемирный банк – не “организация, которая дает много денег”. Зато он помогает их найти, что в первую очередь означает “сделать ту или иную область деятельности более эффективной и рационально устроенной”. На деньги, которые Всемирный банк дает взаймы, всегда масса желающих. Во-первых, они даются по кредитной ставке в два-три раза ниже, чем коммерческие займы. Во-вторых, Всемирный банк обеспечивает колоссальную техническую помощь для реализации проектов, под которые берется заем.

Сейчас в России реализуется один значительный заем Всемирного банка на 70 миллионов долларов. Он направлен на радикальное обновление преподавания социально-экономических дисциплин в высших учебных заведениях и реформу учебного книгоиздания.

Первоначально российская сторона предложила профинансировать только создание новых учебников. А совместная группа экспертов дала совершенно другие рекомендации. “Перед тем как дать деньги, банк потратил почти миллион долларов на анализ ситуации с учебным книгоизданием, – рассказывает И.Фрумин. – Было проанализировано сорок регионов, и выяснилось, что неэффективная и монополизированная, а часто и криминализированная система учебного книгоиздания в России уводит из бюджета около 20–30 процентов денег, выделенных на учебники”. Бессмысленно создавать новые учебники, не реформировав систему их экспертизы и собственно систему книгораспространения. Важно, чтобы ребенок получал учебники по доступной цене.

Сейчас разрабатывается идея нового займа, направленного на реструктурирование общего и начального профессионального образования – школ и ПТУ. Россия может получить на эти цели до 50 миллионов долларов. Тремя “пилотными” регионами будут Самарская и Ярославская области и Чувашская Республика.

Любимая тема Всемирного банка – сельская школа. “Сейчас стоимость обучения одного ученика в сельской школе Самарской области в 2,6 раза выше, чем стоимость обучения одного ученика в городе Самаре, а качество образования на селе существенно ниже, – говорит Фрумин. – Из 60 тысяч российских школ России 45–46 тысяч сельские. И сельская школа становится “черной дырой” финансирования образования”.

В областях сейчас обсуждаются варианты выхода из этой ситуации. Один вариант – создание сельских культурно-образовательных центров, в которых будут объединены бюджеты культуры, спорта, образования.

Второй вариант – это известный “школьный автобус”. Например, в Чувашии хорошая сеть дорог. И там вполне реально создать в крупном селе хорошую качественную полную среднюю школу и возить туда на автобусах ребят из деревень, расположенных в радиусе 15 километров, в которых останутся только начальные классы.

Третий вариант помощи сельской школе – дистантное образование. Конечно, это дорого, зато есть перспектива резкого повышения доступности качественного образования для сельского ребенка.

“Пилотные” регионы обсуждают вопрос и о структурировании сети городских школ. Стоят, например, в микрорайоне три школы – рядом, забор к забору. Почему бы не объединить их – в одном здании сделать начальную школу, в другом – среднюю, в третьем поселить старшие классы. Тогда не понадобятся три практически одинаковые библиотеки, шесть компьютерных классов или три кабинета физики.

М. Б.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru