Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

До выпускных экзаменов осталось…
В общем, времени почти нет!

Cколько дисциплин придется сдавать, существует ли апелляция, что делать, если получишь двойку?

Об этом знает главный специалист Управления дошкольного и общего среднего образования Наталья Ваганова

– Девятиклассники должны будут сдать не менее четырех и не более пяти экзаменов, одиннадцатиклассники соответственно – 5–6. То есть два федеральных, один региональный и экзамены по выбору (1–2 для 9 классов и 2–3 для 11-х). Педагогический совет школы имеет право решить, сколько экзаменов по выбору будут сдавать ученики.
Если школа специализированная, то скорее всего один из экзаменов по выбору ребята будут сдавать именно по специализации школы. Ученик имеет право выбрать для сдачи государственного экзамена УПК. Выпускники могут выбрать для сдачи любой предмет, который изучался в 10 и 11 классах.
– Что делать, если ты заболел или опоздал на экзамен?
– Не волноваться. Болеешь – пусть родители поспешат принести в школу справку. В этом случае экзамены переносятся на конец июня или конец августа. Те же правила для опоздавших или получивших на экзамене двойку. Но советую все-таки не опаздывать. Хочу предупредить ребят, что темы и вопросы на дополнительных экзаменах будут изменены.
– Существует ли апелляция на школьных выпускных экзаменах?
– Да. В каждом округе формируются конфликтные комиссии для рассмотрения жалоб по письменным экзаменам. Списки и график работы комиссий за две недели до начала экзаменов будут вывешены в каждой школе. Если ученика или его родителей не устраивает выставленная оценка, то выпускник имеет право в трехдневный срок обратиться в конфликтную комиссию. И терпеливо подождать ответа еще три дня. Не согласиться с оценкой собственного ответа на устном экзамене тоже возможно. Но дело в том, что такой экзамен можно перепроверить, лишь создав другую независимую комиссию и назначив срок нового экзамена. Пока таких прецедентов не было. Информация для отдельных героев: конфликтные комиссии будут работать до сентября.
– Имеет ли право ученик взять второй билет?
– Если он выбрал билет, внимательно прочитал вопросы и понял, что не знает на них ответа, то вправе взять новый, помня при этом, что оценка снижается на балл. На такой поступок лучше всего решиться сразу, не отходя от стола с билетами. Потому что, взяв билет и отсидев с ним сорок минут, тебе придется отвечать по нему. Второй брать поздно.
Предположим, ученик отвечает плохо, в таком случае комиссия имеет право задать дополнительные вопросы в рамках билетного материала. Если по билету бедняга не знает вообще ничего, то экзаменаторы имеют право задать вопросы в рамках всего предмета.
Комиссия не обязана объяснять, почему она задает те или иные вопросы. Поэтому я советую экзаменуемому собраться с силами и отвечать, а не требовать объяснений. Вставать в позу не нужно.
Поверьте, преподаватель на экзамене хочет лишь оценить знания, а не завалить ученика. Бывает, хорошо подготовленному выпускнику дополнительные вопросы могут подпортить картину. В результате – невольно заниженная оценка. Но никогда из-за этого не поставят «неудовлетворительно». Запомните выражение: «На экзамене нет большего врага, чем вы сами».

А медалистов ждут независимые комиссии

“Наша уважаемая пресса все время ставит под сомнение результаты золотых и серебряных медалистов”, – заметила Любовь Кезина, председатель Московского комитета образования. Так вот, с этого года изменен порядок проверки письменных экзаменационных работ школьников, претендующих на медали. Сразу после экзамена работы соберут и отправят на проверку в независимую городскую комиссию, в которую входят лучшие учителя Москвы. Ни школа, ни округ к проверке этих работ не будут иметь никакого отношения. А через год, по словам Кезиной, отличники, возможно, будут сдавать письменные экзамены вообще вне стен собственной школы.

Наука побеждать в борьбе обаяний

Итак вы плохо спите по ночам, пытаетесь зазубрить одновременно исторические даты, химические и математические формулы, правила физики и русского языка, даты рождения великих поэтов. Вы уверены, что жить
вам осталось недолго... Успокойтесь. Не нервничайте. Лучше прочтите внимательно наши рекомендации.


Прежде чем начать подготовку к экзаменам, убери наконец свою комнату. И маму порадуешь, и самому станет удобнее. Все необходимые учебники и словари расставь на полках. Чтобы потом не терять драгоценное время и не бегать по квартире с воплями: где мой учебник по физике?!
Психологи считают, что для занятий желтый и фиолетовый цвета просто необходимы. Они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно прицепить над столом какую-нибудь картинку в таких тонах.
Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Для начала определись, кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузи утренние или вечерние часы.
Лучше всего начинать зубрежку с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаешь хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, нет настроения. В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаешь лучше, с материала, который более всего интересен. Возможно, постепенно ты включишься, и дело пойдет.
Готовясь к экзамену, не надо стремиться прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Это не под силу даже его автору. Повторяй материал по вопросам. Прочитав вопрос, вспомни и кратко запиши все, что знаешь по этому вопросу, и лишь затем проверь себя по учебнику. Особое внимание обрати на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверь правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочти учебник, выделяя главные мысли – опорные пункты ответа.
Ответы на наиболее трудные вопросы полностью расскажи маме, другу – любому, кто захочет слушать. Конечно, трудно найти человека, который согласится выслушать рассказ о Нобеле или таблице Менделеева. Но попытка не пытка! Если такой человек нашелся, представь, что он экзаменатор. Не хихикай, а совершенно серьезно расскажи все, что выучил. Неплохо было бы записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.
Если в какой-то момент подготовки к экзаменам начинает казаться, что это выучить невозможно и ты никогда не сможешь запомнить всего, что требуется, подумай о том, сколько по этому предмету уже знаешь и сколько еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не хватайся за голову: «Ой, я ничего не знаю» или: «Я все равно ничего не успею». Отдели легкие или сравнительно легкие вопросы и темы от тех, на которые ты смотришь как на китайскую грамоту. А затем сосредоточься на том, что нужно выучить.
Готовясь к экзамену, никогда не думай о том, что провалишься, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение, но и позволяют ничего не делать или делать все спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет).
За несколько дней до экзамена обязательно проиграй мысленно ситуацию экзамена. Представь себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Постарайся сделать это как можно конкретнее, подробнее. Концентрируйся на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на страхи постарайся не обращать внимания: не гони их, но и не зацикливайся на них.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь все повторить, а перед устным экзаменом пересказать кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаешь комиссии на экзамене. Не повторяй билеты по порядку, лучше напиши номера на листочках и тяни, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомни и запиши план ответа. Если это получилось легко, можешь не рассказывать – этот вопрос ты знаешь хорошо. Рассказывай только то, в чем чувствуешь затруднение.
При рассказе пользуйся записанным планом – ведь на экзамене у тебя будут записи, сделанные при подготовке к ответу. Следи при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знай, что твоя речь, весь вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только выдают состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него. То есть, начав говорить спокойным и уверенным голосом, ты в действительности становишься спокойнее и увереннее в себе.
Если ты волнуешься, то непосредственно накануне представь себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, страшными мыслями… В горле пересыхает, а в голове не осталось ни одной мысли. Прикажи себе: страх, пропади! Сосредоточься. Если ты все же продолжаешь бояться, попробуй прием «доведение до абсурда». Постарайся напугать себя еще больше. Представь все самые страшные, немыслимые и ужасающие последствия. Такое предельное усиление страха приведет тебя к мысли, что бояться, в сущности, нечего, на самом деле не все так ужасно.
Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной последней перед ним ночи. Это ерунда. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Погуляй. Выспись. Чтобы встать отдохнувшим и даже агрессивным. Ведь экзамен – борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо суметь за себя постоять.

Не молчи, не теряй голову и не забывай про чувство юмора

Ольга Новосельцева,
директор школы № 720:

– Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит. А зря. Мы всю жизнь сдаем какие-либо экзамены. И независимо от возраста нервничаем. Что уж говорить о подростках. Если бы ребятам до экзаменов объясняли, как правильно готовиться, входить в аудиторию, отвечать, то даже самые отъявленные троечники сдавали бы на пятерки. Ведь главное на экзамене – мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, просто перестать бояться и поверить в себя и свои знания.
И хотя в приемной комиссии сидят родные учителя, ребята все равно пугаются. Учитель должен быть заинтересован в том, чтобы ученик не тушевался. Я на экзаменах почти никогда не задаю вопросов. Представляете ужас ученика, когда сам директор школы что-то у него спрашивает?! Тут и отличник позабудет все на свете.
Хочу дать несколько советов. Самое главное – не нервничать. Если тебе попался вопрос, на который ты можешь ответить совсем немного, не впадай в панику, а сразу начинай записывать все, что когда-либо слышал по этому поводу: в телепередачах, в фильмах, в разговорах с родителями или друзьями. В это время ты обязательно вспомнишь что-нибудь важное из пройденного материала в классе или прочитанного.
Если ты вообще ничего не знаешь, не молчи! О чем бы тебя ни спросили строгие члены комиссии, немедленной реакцией должна быть какая-то речь. Молчание, даже если оно глубокомысленное, многозначительное или символичное, всегда расценивается экзаменатором как признак незнания. Напротив, говорение, каким бы пустым оно ни было, больше свидетельствует если и не о специальных знаниях, то хотя бы об общей культуре. Что гораздо более ценно и может повлиять на оценку.
А если буквально на полуслове ты вдруг забываешь, о чем, собственно, собирался говорить, не теряй голову. Сохраняй спокойствие, хотя бы внешнее – такое может случиться с каждым!
Повтори последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможешь, другими словами. За это время вспомни план ответа: что ты уже успел рассказать? К чему эта самая последняя фраза может относиться? Если припомнил, смело продолжай ответ. Если нет, посмотри на записи в своем листке, которые ты сделал, готовясь к ответу. И… начинай отвечать следующий пункт плана, даже если тебе только кажется, что этот пункт следующий. Ведь в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустил.
Но вот ты уже почти закончил отвечать и тут-то наконец и вспомнил, о чем хотел сказать, когда потерял мысль. Ничего страшного. Ни в коем случае не прерывай ответа ради этого. Лучше поведай эту мысль в конце. Не говори: «Да, я еще забыл сказать о...» Говори, например, так: «Я хотел бы добавить...»
Экзаменатор в резкой форме перебивает, требует что-то уточнить, повторить. Или того хуже – кидает неприятные реплики. Кажется, что все сговорились тебя завалить. Отвлекись от этого. От тебя требуются мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируй внимание на точном ответе. Отвечай четко и коротко.
Ты оговорился, и все стали смеяться. Не переживай. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы – дикторы радио и телевидения. Посмейся вместе со всеми – и все. Если же оговорку кроме тебя вообще никто не заметил, продолжай говорить дальше, как будто ничего не произошло.
Самое страшное, когда задают дополнительный вопрос. Не пугайся. Не торопись с ответом. Можешь сказать, что тебе надо немного подумать. Четко определи, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируй ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного.
Ты ошибся. Ну и что? Не бойся ошибок! Они бывают у всех. Учись их использовать. И, в конце концов, никогда не забывай про чувство юмора. Помни, учителя нервничают не меньше тебя.

Советы для изобретательных, нахальных и темпераментных

Народ! Не слушай никого! Ну зачем тратить прекрасные весенние дни на подготовку к каким-то там экзаменам?! Сидеть в комнате и читать заумные книжки, когда все нормальные люди гуляют, влюбляются и едят мороженое, – такая тоска! Есть более удобные и простые способы подготовки. Они не требуют много времени, сил и нервов.

Способ первый – литье воды

Для непосвященных перевожу: это умение заболтать преподавателя, не зная ничего. Поскольку литье воды является искусством, немаловажную роль в нем играет вдохновение.
Употребляй как можно больше непонятных слов иностранного происхождения. Конечно, неплохо бы их сначала выучить. Обычно эти слова производят магический эффект. Известны случаи, когда экзаменатор, услышав милое его уху слово, немедленно прекращал экзамен и ставил “отлично”. Так что не упусти случая ввернуть на экзамене одно-другое из подобных ключевых слов, и результат превзойдет все ожидания!
Говори долго и запутанно. При этом преподаватель ни в коем случае не должен почувствовать, что ты мелешь чепуху. Для этого необходимо излагать информацию с умным видом и большим энтузиазмом. Главное – постараться сохранять ровный темп и монотонность речи.
Цитируй, ссылайся на информацию, почерпнутую из личного опыта, из уроков по другим предметам, из фильмов. Тут нужна определенная эрудиция. Тогда на твои высказывания о различных предметах, о которых преподаватель не располагает информацией, ему нечего будет возразить.
Используй любую возможность, чтобы отвлечь внимание экзаменатора. Его рассеянность позволит тебе выдать за чистую монетy полную чепуху. Например, верти в руках ручку, шелести листами бумаги, с одинаковыми промежутками то повышай, то понижай голос. Особо талантливым умельцам удается вогнать преподавателя в глубокий транс.
Проявляй максимум темперамента. Очень трудно противостоять живому напору. Одной выпускнице на экзамене по литературе достался билет, которого она не знала. Но не растерялась. Так замахала руками, заверещала и запрыгала, на глазах увеличиваясь в размерах и угрожающе нависая над экзаменатором, что тот остолбенел. И даже начал потихоньку сползать под стол. В итоге, поставив пятерку, преподаватель был вынужден признать, что никогда еще не встречался с таким энтузиазмом и что эта девочка наверняка очень любит литературу.

Способ второй – шпаргалки

Ученик со шпаргалками – тореадор, выходящий на арену с пулеметом, что лишает состязание всякого спортивного интереса. Но, с другой стороны, в изготовлении шпаргалок проявляется вся изобретательность и тысячелетний опыт великого множества учеников, передающих свои фирменные методы из поколения в поколение.
Традиционные шпаргалки делятся на собственно шпоры, то есть листочки, наклейки, дискеты, и книги с записанными формулами, данными и готовыми решениями задач. Поскольку эти методы знакомы любому первокласснику, не будем заострять на них внимания и перейдем к более изощренным способам укрытия шпаргалок от зорких глаз преподавателя.
Трудно найти деталь одежды, куда изобретательные школяры не прятали бы драгоценную информацию. Шпаргалки в юбках, куртках, чулках, на стеклах зеркальных очков, в ботинках. Успешны и дедовские методы: пришивание потайных карманов и шпаргалки, привязанные за резинку к внутренней части рукава, – достаточно ее просто отпустить, и она молниеносно втягивается обратно в рукав.
К счастью, прогресс не стоит на месте. Последние научно-технические достижения не обошли школу стороной. Необходимую информацию можно загрузить в память микрокомпьютера, внешне неотличимого от простого калькулятора, который обычно не возбраняется проносить на экзамен. Правда, преподаватели литературы наверняка не смогут понять, для чего на их экзамене вам понадобился калькулятор. Дату рождения Пушкина высчитывать, что ли?
Что же касается тривиального списывания, то здесь самое главное – не привлекать внимания преподавателя. Ни в коем случае не следует наполовину залезать под парту, где спрятана книга, шумно вертеться и периодически поглядывать на экзаменатора, чтобы проверить, не заметил ли он чего.
Если все же заметил, тебе уже ничто не поможет. Опытный, хищный взгляд преподавателя легко определит, списывает ученик или нет. Чем больше усилий ты приложишь, чтобы получше запрятать шпору, тем проще засечь списывание. И, наоборот, труднее всего экзаменатору увидеть шпаргалку, открыто лежащую на столе, так как он не ожидает подобной наглости.

Способ третий – хладнокровие стрелка и раскованность шоумена

Но вот шпаргалки удобно размещены в предназначенных для этого местах, а слегка отяжелевшие ноги отважно переступают порог класса. Здесь козырями любого экзаменуемого являются хладнокровие стрелка и раскованность шоумена. Ты должен абсолютно спокойно, не выдавая волнения, войти и первым делом, разумеется, поздороваться с экзаменаторами, не забыв обезоруживающе улыбнуться. Поговори с людьми (а экзаменаторы тоже люди) о погоде, о современной политической и экономической ситуации, перескажи в подробностях недавно просмотренный фильм, попроси совета в воспитании любимой собаки. Осыпь комплиментами дорогих и любимых учителей. Это должно отвлечь их от самого главного – экзамена.
Теперь перейдем к выбору билета. Казалось бы, что может быть проще? Но и тут существует свой метод, пригодный для укрощения самых суровых и вредных экзаменаторов. Его суть в том, что, вытянув билет, надо пару секунд посмотреть на него с неподдельным ужасом, после чего быстро запихать злосчастную бумажку назад в общую кучу. Изумленному такой наглостью преподавателю, заикаясь, объяснить, что тебе достался тринадцатый билет, а ты очень, очень суеверен!
Конечно, злорадствующий экзаменатор немедленно сам лезет в кучу билетов, торжествующе выуживает и насмешливо вручает тебе билет № 13, который… ты заранее выучил!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru