Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Учитель, останови войну!

Потерянное поколение – это не только солдаты, но и дети, ставшие свидетелями войны

Заканчивается учебный год, и нам кажется, что было бы важно обратить внимание наших читателей, всех учителей на главное содержание образования этого года. На Чеченскую войну.
Мы учим детей, как будто не замечая, что в стране идет война и гибнет огромное число солдат и мирных жителей. И сильнее, чем программы по литературе и истории, на учеников влияют смерть наших солдат, страдания мирных жителей, беженцев, заложников и призывы власти: “Добей гадину!”
Надо остановить войну. Нельзя ей оказывать поддержку. Нельзя показывать детям, что нам нравится воевать. Потому что война уже превратилась в педагогику, воспитывая потерянное поколение.

Я не военный журналист. Не езжу на передовую, но каждую неделю бываю в разных школах, в разных регионах. Плохо знаю армейские настроения, но смею думать, что знаком с настроем учителей и директоров школ. Я не общаюсь с солдатами, но зато общаюсь с теми, кто завтра встанет в солдатский строй, – с учениками.

Я ничего не знаю о том, как ведется военная пропаганда и насколько журналисты, пишущие на военные темы, зависимы от генералов или от своих собственных настроений, ощущений от войны и потерь, от собственных и чужих страданий, от того, что им пришлось пережить. Но я вижу, как с телеэкранов все время идут репортажи с войны и как совершенно не похожие на героев мальчишки тащат снаряды или стреляют из автомата, а потом по телевизору показывают развалины Грозного, похожие на руины Сталинграда из учебника, или рассказывают о том, как наши отряды попадают один за другим в засаду бандитов и как гибнут бойцы и командиры. И при этом нам говорят, что никакой партизанской войны нет и победа уже близка. Война и смерть – каждый вечер, в каждом выпуске теленовостей. Верстка информационных программ уже стандартна: сюжет из Думы, визит Путина в регион, война в Чечне, убийство предпринимателя в Санкт-Петербурге, новости спорта и... “а сейчас о погоде”.

Я не военный журналист. Я пишу о школе, о педагогике, об образовательной политике. Чтобы быть понятым, прошу представить, уважаемые читатели, что происходит с ребенком, если в его присутствии бьют человека, или происходит авария, несчастный случай, пожар, или, не дай Бог, на глазах ребенка происходит убийство. Я много раз встречался и разговаривал с психологами, которые выезжали в Армению после землетрясения и работали там с детьми, пережившими катастрофу. Иногда враги признавались в своем бессилии.

Теперь смотрите, что происходит: дети каждый день видят смерть и уже привыкли к этому. Дети видят, как государство, и власть, и СМИ, и даже интеллигенция изо всех сил стараются сделать войну правильной. Оправдать насилие и внушить детям, что другого выхода нет, что врагов надо душить голыми руками и убивать, убивать, убивать, пока не останется ни одного.

...Во время Великой Отечественной войны самый знаменитый советский публицист и военный корреспондент Илья Эренбург написал статью, которая называлась “Убей немца”.

...Но я не могу себе представить, как могли деятели культуры и искусства России в 2000 году подписать письмо в защиту войны.

Война делает поколение потерянным.

Выражение “потерянное поколение” военный журналист и писатель Эрнест Хемингуэй приписывает писательнице Гертруде Стайн. Потерянным она считала поколение, прошедшее войну. Тогда речь шла о Первой мировой. И потерянное поколение войны – это не только солдаты. Это и дети, в присутствии которых шла война.

Я не военный и не политик. Недавно мой товарищ, министр образования Республики Бурятия Сергей Намсараев крепко обиделся на меня за то, что я написал, что образовательную политику нельзя смешивать с большой политикой. Что, когда педагогика и политика смешиваются, дети становятся заложниками. Он обиделся потому, что как раз в это время без сна и отдыха вел предвыборную работу как представитель Путина и фактически может считать и своей заслугой, что Зюганов не прошел. Не говоря уже о том, что система образования благодаря сильной политической позиции министра Намсараева действительно приоритетна в Бурятии.

Аргументы Сергея Дашинимаевича Намсараева были настолько убедительны, что мне пришлось признать: действительно, политику и педагогику нельзя разорвать, невозможно заботиться о детях, не влияя на устройство страны, в том числе и политическое. Другое дело, что нельзя детей вовлекать в политические споры – с этим, кажется, все согласны. Но если политика и педагогика так связаны, то не означает ли это, что педагогическая оценка политики имеет право на жизнь. Педагогика – как система оценивания политических действий. Политики ведь учитывают и экономические последствия своих решений, и экологические. А педагогические? Война – любая война – разрушает образовательную основу человека. Если меня можно убить – на чем мне строить образ своего будущего? Моего несуществующего будущего?

И мне кажется, что миссия учителя – быть противником любой войны. Любой.

Все говорят:

– Они взорвали дома и погубили сотни невинных жизней...
– Они делают бизнес на заложниках, мучают их и зверски убивают...
– Они истребляют наших солдат и расстреливают пленных...
– Они хотят убить нашего президента и создают угрозу территориальной безопасности нашей Родины...

С этим невозможно и нельзя спорить. Но говорить детям, что драться на переменах в школе нельзя, что все конфликты надо решать мирным путем, путем переговоров, и в то же время истреблять граждан своей страны – так тоже нельзя. Кровавая жестокость, с одной стороны, и с другой – неумение справиться с ситуацией – зачем эта война? Нас всех сейчас объединяет только месть, только горе потерь, но от того, что мы перебьем как можно больше своих и врагов, месть и горечь только усилятся. Продолжение войны – это не приближение победы, это отравление ненавистью. И первыми гибнут дети.

...А в Грозном открылась республиканская детская больница, и в ряде районов уже заново начались занятия в классах: чеченские дети ходят в российскую школу. В русскую школу. Учителя ведут уроки по истории и литературе. И нам кажется, что война не должна мешать урокам. Учитель, останови войну!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru