Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Хижнякова Л.С., Синявина А.А.
Физика: Механика. Термодинамика и молекулярная физика:
Учебник для 7–8 классов общеобразовательных учреждений. –
М.: Вита-Пресс, 2000

Этот учебник стал победителем конкурса учебников нового поколения для средней школы, проводимого Министерством образования России и НФПК. Согласно современным требованиям физическое образование состоит из трех этапов: пропедевтический, систематический курс физики основной школы и дифференцированные курсы физики средней школы по выбору учащихся. Пропедевтическое изучение физических явлений осуществляется в рамках курсов “Окружающий мир” в начальной школе и “Естествознание” в 5–6 классах. Учебник для 7–8 классов Л.С.Хижняковой и А.А.Синявиной появился очень своевременно, он соответствует второму этапу физического образования, чем отличается от имеющихся в настоящее время учебников физики основной школы.

Учебник представляет собой систематический курс физики, который регламентируется не только принципами научности и доступности, но и завершенностью физического образования в основной школе. Построенный по концентрической системе, он способствует формированию у учащихся целостного представления о физической картине мира.

В содержании учебника можно выделить несколько частей. Изучение курса начинается с введения, в котором рассматриваются объекты физики и методы исследования природы, например, физические явления, тело и вещество, электромагнитное поле как объект изучения физики. Физическая теория рассматривается как система научных знаний. В учебнике раскрываются основные понятия и законы механики Ньютона, гидро- и аэростатики, термодинамики, молекулярно-кинетической теории. Один из параграфов называется “Открытие законов – задача физики”. В каком учебнике физики найдется такой параграф! Дай бог, чтобы учителям хватило бы времени объяснить сам закон, а историю открытия законов учащиеся, если захотят, прочитают сами.

В конце учебника приведено описание лабораторных работ, посвященных в основном измерению физических величин с учетом максимальной абсолютной погрешности прямого измерения и относительной погрешности. Надо признать, что это вполне разумно. Ребята совершенно не умеют анализировать результаты лабораторных исследований. Погрешности получаются больше искомых величин, а иногда и просто абсурдные. В настоящее время погрешностями начинают заниматься только в девятом классе. С понятием инструментальной погрешности ребята встречаются вообще в десятом классе. А это уже поздно! Сейчас уделяется большое внимание проектно-исследовательской деятельности учащихся. Авторы своевременно обратили на это внимание. Одна из задач физики – это развитие творческих способностей, умение логически мыслить и оценивать результаты собственной экспериментальной деятельности.

Еще одна интересная особенность учебника состоит в том, что распределение материала соответствует идее изучения физических явлений в порядке усложнения форм движения материи. Это дает основание предположить, что данная структура учебника будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

В учебнике нашли отражение интересные и оригинальные методические решения. Возможно, это заинтересует работающего учителя. Так, введение понятия физического закона дано на конкретном примере взаимосвязи периода колебаний маятника с характеристиками изучаемого объекта. Объяснение давления газа на модели проведено в соответствии с обоснованием Р.Клаузиусом давления газа в его известной книге о кинетической теории газов. При решении простейших задач используются координатный метод и элементы статистического метода.

Учебник согласуется с принципом учета возрастных особенностей учащихся. Это видно даже в оформлении параграфов. Все учащиеся знакомы с работой компьютеров. (У кого-то компьютер есть дома, кто-то работает на нем в школе, то есть представление у ребят о нем есть.) Авторы используют компьютерные символы для выделения вопросов и упражнений. А это просто близко нашим детям!

Очень интересные рисунки подобраны к изучаемому материалу. Наконец-то изобразили гидравлический тормоз автомобиля. Спасибо авторам, так как для учителей слабого пола это просто непосильная задача. Вопрос о тормозах возникает как у учащихся 7-го, так и у учащихся 10 классов (тема: “Двигатель внутреннего сгорания”).

Для перехода к работе по данному учебнику не требуется специальной подготовки учителей физики, нет необходимости вносить существенные изменения в процесс обучения студентов в педагогических высших учебных заведениях. Авторы попытались сохранить лучшие традиции русской школы.

В настоящее время к учебнику подготовлены и находятся в печати рабочая тетрадь и методические рекомендации для учителя. Рабочая тетрадь существенно дополняет учебник. Она содержит проверочные тесты и контрольные работы по темам, а также разнообразные задания, позволяющие глубже понять материал учебника.

Светлана ЗАКУРДАЕВА,
учитель физики, Центр образования “Царицыно” № 548

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru