Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

“Замечательная” книга для “дорогих друзей”

Ефимова О., Морозов В., Угринович Н.
Курс компьютерной технологии с основами информатики:
Учебное пособие для старших классов. –
М.: ABF, АСТ, 1999

Рецензируемая книга, как сказано в издательском предисловии, “продолжает традиционное направление издательства “ABF” по созданию учебных пособий для изучения компьютерных технологий в школе”.

По мнению издательства, от своего предшественника, вышедшего в 1998 году под авторством О.Ефимовой, В.Морозова и Ю.Шафрина (имеется, очевидно, в виду “Практикум по компьютерной технологии” О.Ефимовой и В.Морозова, изданный как практическое пособие к “Основам компьютерной технологии” Ю.Шафрина), новое издание отличается следующими двумя принципиальными особенностями: точным соответствием программе образования по информатике, помещенной в приложениях, и уделением значительного места изучению теоретических основ информатики.

Мы еще вернемся к рассмотрению этих принципиальных особенностей, а пока коснемся особенностей другого рода.

Наиболее заметным среди таковых является широковещательное обращение во всю последнюю страницу обложки, в котором издательство без ложной скромности представляет “дорогим друзьям” “новый и лучший на сегодняшний день учебник”, “замечательную книгу”. Но такой наигранный восторг заинтересованной стороны очень часто наблюдается именно тогда, когда “дорогим друзьям” собираются предложить нечто совсем непотребное. Открыв книгу, пришлось сразу убедиться в обоснованности возникших опасений.

Можно только догадываться, какие чувства испытали авторы первого раздела пособия Н.Угринович и В.Морозов, увидев, во что превратились иллюстрации написанной ими главы 9 “Компьютерные коммуникации”. Я выделяю сейчас именно эту главу просто потому, что ее содержание совпадает на 90% с содержанием вышедшей за полгода то этого книги тех же авторов “Основы Интернет” (М.: АО “Московские учебники – СиДи-пресс”, 1999), где те же иллюстрации имеют нормальное полиграфическое качество. В рецензируемом же издании половина из примерно 60 иллюстраций данной главы не читаема вовсе.

“Замечательная книга”, таким образом, малопригодна для использования уже просто в силу своих недопустимых полиграфических свойств. Но проанализировать ее содержание все же необходимо. Во-первых, потому, что она идет на смену очень широко распространенному в школах предшествующему изданию. А во-вторых, она написана “ведущими специалистами города Москвы по преподаванию информатики в школе”, как говорится все в том же упомянутом обращении издательства, а если точнее – специалистами Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО), что вольно или невольно придает ей роль определенного ориентира для учителей информатики.

В отличие от своего предшественника, являвшегося, как уже говорилось, практическим пособием к книге с теоретическим материалом, новое издание содержит и раздел теоретических основ информатики и компьютерной технологии. При этом ее объем не только не возрос, но даже уменьшился. Разумеется, это не прошло бесследно для практической части (задания из которой, замечу, я и мои коллеги активно использовали на уроках). Так, например, объем материала по текстовому процессору MS Word сократился в 3,7 раза! Из возможностей, отличающих текстовый процессор Word от обычного, интегрированного в систему редактора WordPad, рассматривается только создание таблиц... Именно так на практике выглядит “точное соответствие с базовой программой”, продекларированное издательством. Только так ли уж это хорошо? Пособие, таким образом, оставляет без методической поддержки дополнительный образовательный модуль “Офисные информационные технологии” (Д10), столь популярный в профильных школах и учебных комбинатах. Мало того, если заглянуть в прилагаемую издательством “базовую программу” (“Содержание образования по информатике”, с. 389), то можно обнаружить и выплеснутого вместе с водой ребенка: оставшуюся фактически без методического покрытия “технологию вставки и внедрения объектов (ОLЕ)”, которую позволяли изучать упражнения этой главы предыдущего издания.

Итак, практическая часть подверглась серьезнейшему сокращению за счет, в частности, упражнений с важным концептуальным основанием. Но беда не только в этом. Видно, что сокращения велись не путем переработки прототипа, изъятия избыточных с точки зрения той же “базовой программы” частностей, более качественного отбора и структурирования материала, а методом редакторских ножниц. В итоге в переработанном таким образом материале появились дополнительные ляпы. Так, введя на с. 283 понятие “смешанная ссылка”, которого не было в предыдущем издании, авторы забывают внести коррективы в его переработанный фрагмент и называют на с. 314 такую ссылку по-прежнему абсолютной. Однако хуже, пожалуй, то, что в качестве наиболее легкой добычи жертвой ножниц стали итоговые таблицы каждого параграфа предыдущего издания, устанавливавшие в емкой форме связи между теми или иными поставленными задачами и требуемыми для их решения действиями. Без них материал по тем же базам данных MS Access, склеенный вдобавок в единый параграф, может у любого навсегда отбить охоту к изучению этого предмета.

Прежде чем перейти к рассмотрению теоретических основ, остановимся еще на все той же прилагаемой “базовой программе” (“Содержание образования”) по информатике.

Общее правило: если товар не несет информации о своем происхождении, то его качество сомнительно. В полной мере это относится и к данному содержанию. Откуда оно взялось? – такой вопрос не может не прийти на ум, когда читаешь пункт “Технология обработки числовой информации”: “Форматы данных (числа, формулы, текст)”. Назвать типы данных форматами – такого мне еще ни в одном содержании видеть не приходилось! Все это тем более странно, что еще до сдачи данного пособия в печать уже были известны “Обязательные минимумы содержания образования по информатики”, утвержденные приказом Министерства образования РФ, причем на их основе тот же Н.Угринович составил и обнародовал проекты программ базового и углубленного курсов информатики, изданные затем в сентябре МИПКРО-Пресс под названием “Информатика–2000”. Почему, казалось бы, не включить эти программы курсов и в данное пособие?

Ответ на этот вопрос получаешь, начиная сравнивать структуру пособия и указанных программ базового и углубленного курсов. Дело в том, что программы эти тоже включают в себя два раздела – теоретическую информатику и информационные технологии. И тоже предусматривают возможность их раздельного изучения. Но похожесть эта чисто внешняя. Разница в разбиении материала в программах и в пособии весьма существенна, причем обоснованность отнесения материала к тому или другому разделам в программах курсов гораздо очевиднее. Например, в программах курсов “Основы объектно ориентированного программирования” включены в технологический раздел, параллельный “Основам алгоритмизации” теоретического раздела. В то же время в пособии и то и другое входит в единую главу теоретического раздела. Та же ситуация и с “Компьютерными коммуникациями”. Ясно, что если бы в качестве “базовой программы” в приложении пособия действительно была бы помещена какая-либо из указанных программ курсов, то всякие пассажи издательства про “точное соответствие с программой образования по информатике” выглядели бы слишком явным преувеличением...

Остановимся еще на той части пособия (целиком входящей в состав его первого, теоретического раздела), которая не была опубликована в других изданиях.

Первые пять глав, посвященные общим вопросам информационной культуры, основам логики и моделирования, производят хорошее впечатление и вполне соответствуют декларируемым целям. Имеется, однако, ряд неточностей. На некоторые из них хотелось бы указать.

На с. 15 римская система счисления называется непозиционной потому, что “значение цифры не зависит от ее положения в числе”. Однако в отношении римской системы это слишком сильное утверждение, и при последующем ее описании оно немедленно опровергается: “Если меньшая цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа – прибавляется”. Необходимо либо ослабить требования к непозиционности (“значение цифры не обязательно зависит от ее положения в числе”), либо признать римскую систему не вполне непозиционной.

Шестая глава “Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование” впрямую объединяет, как следует из ее названия, темы двух параллельных разделов – теоретического и технологического. Понятно, что на 25 страницах эти темы, даже в рамках приложенного “Содержания образования”, не раскрыть. Не раскрытым остался не более и не менее как вопрос “типы данных: переменные, массивы, записи, файлы” (так в “Содержании”. – А.М.). Так что “тем учашимся, которые планируют сдавать экзамен по информатике при поступлении в вузы” (с. 391), пособие уж никак не поможет, что хорошо иллюстрируют даже помещенные в Приложении 2 “Тесты по базовому курсу информатики”. Таков, например, вопрос 12 второго варианта тестов, предлагающий определить, когда переменная считается полностью заданной (с. 397) – на эту тему в пособии нет ни слова! Зато на тех же 25 страницах есть разного рода ошибки, в основном из области программирования.

Приведенная на с. 89–90 программа на Visual Basic, реализующая компьютерный эксперимент “Движение тела, брошенного под углом к горизонту”, вообще говоря, неработоспособна, если специально не предупредить пользователя, что независимо от действующего в операционной системе Windows 9x разделителя целой и дробной частей чисел (у авторов, судя по рис. 6.10, это запятая) при вводе в программу дробных начальных значений нужно использовать строго точку. В противном случае вводимое дробное число будет усечено до целого ввиду использования авторами для преобразования строки к числовому типу Double устаревшей функции Val. Правильным решением является использование вместо нее функции CDbl.

Подведем итоги.

По своему содержанию пособие, несмотря на отдельные удачные фрагменты, недостаточно продумано и проработано, недостаточно выстроено, чтобы претендовать на звание школьного учебника. С учетом же полиграфических свойств издания оно вполне могло бы претендовать на звание худшего проекта года.

Впрочем, год еще только начинается...

Андрей МАРГУЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru