Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Психологический ликбез

Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А.
Психология для 8–11 классов: Учебник. –
СПб.: Питер, 2000

– Психолог! А, вы, наверное, психотерапевт?
– Нет!
– Тогда в фирме, тесты там всякие, да?
– Нет.
– Неужели в школе?
– Нет.
– Тогда чем же вы занимаетесь? Психов, что ли, лечите?

Так часто приходится участвовать в таких диалогах! Несмотря на широкое распространение в наши дни профессии психолога, мало кто реально понимает, чем занимается, что изучает наука психология. Со школьной скамьи мы имеем представление о химии, физике, биологии, географии и т.д. И хотя психология является школьным предметом, большинство из нас, в том числе и молодое поколение, практически ничего не знает об этой науке. Данная ситуация является следствием различных причин, в том числе и отсутствия хороших учебников. Какие же функции должен выполнять хороший учебник по психологии?

Во-первых, мотивационная функция. Мы знаем, что главный бич сегодняшней школы – нежелание ребят учиться, отсутствие мотивации, заинтересованности. Учебник должен заинтересовать ребят своим содержанием. Чтобы после первых же страниц не тянуло в сон, а на середине оставалось желание дочитать до конца.

Во-вторых, если школьники впервые встречаются с данной дисциплиной, то ее необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими науками. Психология не должна быть исключена из общекультурного контекста. Для знакомства нужно обозначить рамки предмета исследования, рассказать об основных методах и т.д. Должны быть описаны основные отрасли науки.

При углубленном изучении одного из направлений психологии учащиеся должны быть в курсе его внутринаучных связей.

В-третьих, гностическая функция. Конечно, как и любой учебник, учебник по психологии призван давать конкретные знания.

В-четвертых, практическая. Мы должны давать не просто какие-то абстрактные знания, но и показывать, как они могут быть связаны с практикой, и не только с общечеловеческой практической деятельностью, какую пользу могут принести конкретному ученику.

В-пятых, функция воспитательная. А может ли учебник воспитывать? Именно школьный учебник по психологии не только может, но и должен. Поскольку объектом науки психологии является человек, то и учебник должен иметь гуманистическую направленность (раскрывать перед человеком человека, лучшее в нем).

Шестая. К сожалению, мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда ученик, прочитав даже с интересом учебник, выносит из него только конкретные знания. Но ведь мы должны помогать в процессе обучения развитию мышления, творчества, интереса. Чтобы, прочитав, изучив материал, школьник не просто закрывал книгу, но спрашивал: а что дальше, что лежит за пределами изученного? Своим материалом и способом его изложения учебник призван помочь педагогу в решении этой проблемы.

Для осуществления всех этих функций необходимо, чтобы учебник был, с одной стороны, единым целым, при этом имел четкую структуру (главы, параграфы). И в каждом параграфе должны быть ясно и доступно выделены основные мысли и т.д.

С другой стороны, важен язык изложения: его доступность, простота и четкость объяснений. Добавим, что художественное и графическое оформление, то есть наличие рисунков, схем, таблиц, играет не последнюю роль в процессе освоения материала. И помимо всего учебник должен доставлять просто эстетическое наслаждение, чтобы его хотелось взять в руки.

Итак, перед нами новый красивый учебник по психологии для 8–11 классов. Глядя на него, не только глаз радуется. Открыв первую страницу, мы сразу погружаемся в увлекательный мир нового знания благодаря простому, лаконичному, ясному языку изложения. Для иллюстрации различных явлений и закономерностей психической сферы авторы используют житейские ситуации, примеры из литературы (отрывки из “Мастера и Маргариты” М.Булгакова, “Золотого теленка” И.Ильфа и Е.Петрова, восточных притч и др.), эпизоды из жизни великих людей (Л.Тостой, Петр Первый, Н.Ге), сюжеты известных художественных фильмов (“Назад в будущее”). Но не только это помогает избежать монотонности текста: веселые юмористические иллюстрации не только оживляют материал, но и помогают лучше его понять и усвоить. Использование прямых обращений дает возможность читателю более легко вступить в диалог с авторами, поддерживает ощущение приятной беседы. Представляется очевидным, что авторы проявили много умения, чтобы учебник выполнил мотивационную функцию, сумел заинтересовать.

Системная функция отражена в данном учебнике слабо. Во “Введении” на нескольких страницах рассказывается об истории психологии и ее особенности как науки и перечисляются некоторые отрасли. Таким образом, вписывание психологии в общекультурный и междисциплинарный контекст, а также разъяснение предмета, методов, специфики психологии остается задачей учителя.

Гностическая функция. Какими именно теоретическими знаниями должен овладеть ученик? С чего начать? На эти вопросы трудно ответить так, чтобы полностью быть уверенным в своей правоте. Авторы предпочли остановиться в основном на общей психологии, затронули проблемы социальной психологии, психологии личности и др.

Сильной стороной данного учебника является то, что в нем раскрывается, как теоретические психологические знания могут быть полезны для конкретного ученика. В главе “Память” даются советы, как улучшить память, в главе “Мышление” излагаются схемы, с помощью которых можно совершить те или иные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, абстракция). А использование информации из глав “Общение” и “Межличностное познание” поможет улучшить коммуникативные способности.

Связь с практической деятельностью является не единственным достоинством учебника. Очень радует, что читателю открывается не безотносительное знание, но практически в каждой главе ненавязчиво присутствуют ценностные ориентиры. Школьник получает представление о каждом человеке как творческой неповторимой личности, достойной бережного отношения и уважения.

Перейдем к последней функции учебника. Создается впечатление, что авторы не ставили перед собой задачу развивать проблемное мышление, так как весь текст основывается на изложении конкретных явлений и закономерностей, и при этом практически отсутствуют попытки их объяснения, что, возможно, хорошо для средней школы и неудачно для старшеклассников. С нашей точки зрения, учебник как основное пособие адресован скорее к ученикам 8–9 классов.

Оставляет желать лучшего структура как на уровне глав, так и отдельных параграфов. В некоторых случаях главы взаимосвязаны (глава “Личность” и последующие). В других же – нет. Непонятно, почему глава о темпераменте оказалась между главой о внимании и способностях. Аналогичная ситуация создается на уровне отдельных параграфов. Ощущение незаконченности всему учебнику придает отсутствие общего заключения.

Хотелось бы также, чтобы при последующих изданиях данного учебника не было таких оплошностей, как отсутствие ключей для тестов (по профориентации).

Важно отметить, что, несмотря на все недочеты, содержание учебника скорее всего будет хорошо усваиваться благодаря языку изложения, интересным упражнениям и тестам, нестандартным вопросам, диалогичному построению текста, а также наглядности в подаче материала.

В заключение еще раз укажем на главные достоинства учебника. Он действительно может заинтересовать читателя, а также показать связь психологии с практической деятельностью. Мы надеемся, что под руководством опытного педагога этот учебник станет надежным средством начального познания науки психологии. И тогда на вопрос “А чем вы занимаетесь, психологи?” хотя бы молодое поколение сможет дать грамотный ответ.

Юлиана НОВОЖИЛОВА,
психолог

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта iNDIVIDUAL. На сайте проекта iNDIVIDUAL собрано большое количество статей о психологии, отношениях, красоте, здоровье, воспитании и многом другом. Если Вы пережили разрыв в отношениях и хотите узнать, как понять близкого человека и вернуть его назад, то прочтите последнюю публикацию «как помириться с любимой девушкой?». Интернет проект iNDIVIDUAL поможет лучше узнать себя, дорогих Вам людей, преодолеть жизненные невзгоды, правильно организовать домашний быт, узнать больше о воспитании ребенка и просто интересно провести Ваш досуг.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru