Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александра ЕРШОВА,
кандидат педагогических наук
Вячеслав БУКАТОВ,
кандидат педагогических наук

Шaпкa-ушaнкa

Антинарий для чтения и представления в трех эписодиях с прологом, эксодом и хором древнегреческих учителей

Пролог

Корифей (хору древнегреческих учителей). Для улучшения творческого самочувствия вот вам нехитрое задание. Разделив лист бумаги вертикальной чертой пополам, поставьте знак минус над его левой половиной и знак плюс – над правой.
Теперь заполните каждую из половин эпитетами, которые вы, учителя, применяете к своим ученикам. Под минусом пишите отрицательные характеристики, а под плюсом – положительные.
Не смущайтесь, если в левой части у вас окажется слов больше, чем в правой, или наоборот. Ничего страшного. Надеемся, что вам удалось хоть в одной части набрать не менее пяти качеств.
Это нехитрое задание помогает разобраться в том, какого ученика вы хотели бы иметь перед собою, и то, какие недостатки детей вы реально воспринимаете как препятствие в своей работе.
Допустим, слева у кого-то из вас записано: ленивый, неаккуратный, трус, пассивный, лживый, нахальный, эгоист, тугодум, глупый. А справа: веселый, собранный, сообразительный, активный, внимательный, увлеченный и т.д.
Разумеется, в жизни реальный ученик характеризуется сочетанием качеств из обеих половин: ленивый, веселый, лживый; или – аккуратный, умный, нахальный и т.п.
Вдумчивый учитель, опираясь на достойные качества ученика, дает ему возможность исправить слабые стороны. Забота о переделывании минусов в плюсы требует от учителя кропотливой работы. Но только она превратит пассивного в активного, злого в терпимого, неаккуратного в собранного, эгоиста в человека – и внимательного к окружающим, и ответственного перед людьми за свои поступки.

Хор древнегреЧеских уЧителей (раздосадованно). Но разве не бывает так, что учитель-то хочет научить, а школьники не хотят слушать, им ничего не нужно, они равнодушны?

Корифей. Если это оказывается препятствием на вашем пути, то прикиньте, а куда вы идете? К чему устремляетесь? К какой цели? Спокойно, без хлопот осуществить на уроке все запланированное? Или занимать царственное положение перед классной доской? Подумайте, умеете ли вы сами вникать в чужие заботы? Ведь каждый человек если слушает, то всегда заинтересованно, или не слушает вовсе.
Вообще-то отсутствие интересов является тяжелой и редкой патологией. Подавляющему большинству людей (и школьникам в том числе) от природы присущи интерес и активность, которые особенно ярко проявляются, если их не гасили “воспитатели” на предыдущих этапах развития. Но даже почти погашенные интересы, как показывает опыт, способны у школьников возгораться.

ХОР древнегреЧеских уЧителей. Поэтому при общении с классом и с каждым учеником учителю полезно верить в то, что если он будет заниматься детьми, сегодня и сейчас находящимися перед ним, то можно в конце концов найти пути, способы и средства заинтересовать их работой.

Эписодий первый

wpe622.jpg (46369 bytes)

Корифей. Учительница литературы для урока по изучению романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” подготовила следующие задания:
– Назовите униженных и оскорбленных в романе.
– Встречались ли мы с такими персонажами раньше?
– Найдите и прочитайте места, показывающие отношение автора к униженным и оскорбленным.
Сами по себе задания, казалось бы, не вызывают сомнения в готовности учителя к уроку. Но уже первый запланированный вопрос не заинтересовал старшеклассников. В ответах они были лаконичны и равнодушны.
Не реагируя на пассивность класса, учитель продолжал задавать вопросы, вытягивая из учеников косноязычные ответы и не обращая внимания на насильственный характер такого “мертвого” общения.
(Хор древнегреческих учителей молчит. Одни кивают головой, другие отводят глаза в сторону.)

Корифей (после паузы). Итак, учительница не смогла найти в себе живой заинтересованности, чтобы выявить подлинные соображения учащихся. Она говорила слова, не стремясь, не добиваясь взаимопонимания.
Ученики в ее поведении угадывали такой подтекст: вы можете ответить, но давайте только тот ответ, который я от вас жду!

ХОР древнегреческих учителей. Действительно, мы частенько ждем от детей не их собственного мнения (ведь они еще ничего не знают, не понимают – какое у них может быть мнение!), а всего лишь послушного повторения того, что им было сообщено на этом или предыдущем уроке.

Эписодий второй

Корифей. Другой учитель литературы во время изучения того же материала использовал на уроке методический прием, который называется шапка вопросов.
Каждый ученик на полоске бумаги написал свой вопрос по роману Ф.М.Достоевского и, скатав полоску в трубочку, положил в шапку.
Таких шапок было три. В одну старшеклассники складывали записки с вопросами для проверки знания текста; в другую – связанные с выяснением того, как относится отвечающий к изложенному в записке мнению, впечатлению от романа, суждению о персонажах; и в третью шапку складывались вопросы по роману “Преступление и наказание”, на которые сам спрашивающий ученик затруднился бы ответить.
(Хор древнегреческих учителей усаживается тесным кружком вокруг Корифея.)


Корифей. Среди вопросов в первой шапке были, например, такие: “Сколько раз Порфирий Петрович встречается с Раскольниковым?”; “В какой части романа больше всего глав?”.
Примеры из второй: “Мне не нравится Раскольников, особенно за его отношение к сестре, а тебе?”; “На месте Сони я не стала бы давать деньги отцу (Семену Захаровичу Мармеладову) на водку. Думаю, что я права”.
И, наконец, примеры из третьей шапки: “Я не понимаю, зачем Раскольников сам во всем признался”; “Мне непонятно, чему учит роман. За что некоторые любят Достоевского?”
(Часть древнегреческих учителей понимающе кивают головами; некоторые хихикают.)

wpe623.jpg (18892 bytes)КОРИФЕЙ (продолжая). Трое учеников по желанию вытянули по одному вопросу из каждой шапки и после небольшой подготовки, во время которой можно было пользоваться текстом романа, ответили на вопросы. Пока они готовились, остальные ученики, разбившись по парам, обсуждали свои вопросы и возможные ответы на них.
Когда начались ответы добровольцев, класс слушал их с большим вниманием. Оказалось, что они интересно отвечали и обстоятельно излагали свое мнение даже по вопросам явно несерьезным. И те, кто их задал, в первую очередь были поражены возможностью серьезно на них отвечать.
(Хор древнегреческих учителей одобрительно перешептывается.)
КОРИФЕЙ (продолжая). Задание настолько понравилось, что ученики стали настаивать, чтобы учитель еще раз разрешил теперь уже другим желающим (число которых быстро возросло) испытать себя на вопросах. Педагог нехотя согласился, но с условием, что, так как время ограничено, к шапке вопросов выйдут только пять учеников, каждый из которых ответит только на один вопрос.
Было даже странно видеть, что учитель не заставляет учеников отвечать на вопросы, а, наоборот, вынужден инициативность, захлестнувшую класс, ограничивать (в режиссерской терминологии – жестко распределять).

ХОР древнегреЧеских уЧителей. Прием с шапкой вопросов оказался эмоциональным событием на уроке и явно способствовал возникновению и укреплению интереса учеников как к содержанию романа, так и к изложению своих впечатлений о нем.

Эписодий третий

Хор древнегреЧеских уЧителей. Сразу после урока нам иногда бывает трудно сформулировать сущность произошедшего.

Корифей. Тогда каждый из вас может оценить случившуюся ситуацию с помощью особых режиссерских вопросов:
1. За что боролся (или борется) учитель?
2. Как на цель его борьбы реагировали ученики?
3. В чем учитель видел сопротивление?
4. Насколько изобретательно он вел наступление?
Воспользуемся же и мы этими режиссерскими хитростями.
(Древнегреческие учителя вопрошающе смотрят на Корифея.)

КОРИФЕЙ. Какая была цель общения учителя с учениками? Создать ученикам на уроке условия для активного формулирования (или формирования и уточнения) своего понимания романа Ф.М.Достоевского.
Для достижения этой цели учитель предоставлял инициативу классу – вопросы задавали (письменно на листочках) сами учащиеся.
(Несколько древнегреческих учителей начинают что-то записывать на своих восковых дощечках.)

Корифей (продолжая): Реакция учеников заключалась в появлении и нарастании интереса; они не только добровольно взяли инициативу, но и столь увлеченно стали ею пользоваться, что учителю к концу задания пришлось ее несколько ограничить.
Педагогический парадокс возникшей ситуации заключался в том, что хотя учитель не сам пользовался инициативой (то есть не “учил” детей), но дети тем не менее учили себя и учились с интересом и плодотворно.
(Число записывающих увеличивается.)

Корифей (продолжая). Препятствием на пути такого обучения мог быть отказ любого из учеников
а) придумать, записать вопрос и б) тянуть вопрос из шапки.
Чтобы снять отказ по придумыванию и записи вопросов, учитель разрешил задавать практически любые вопросы по каждому из трех типов. Он даже привел пример: “Сколько стоит книга?”, “Сколько букв в названии?”
Такие примеры вызвали у школьников улыбку, и ни один из них эти вопросы не повторил. В конце урока учитель спросил у учеников, как бы они стали отвечать, если бы им достался вопрос из примера, приведенного учителем в начале урока.
Самыми интересными вариантами ученики признали следующие: на вопрос о стоимости книги отвечать о ее духовной стоимости для человечества; в ответе же на вопрос о количестве букв обратить внимание на “философию” слов, входящих в название; были предложены словарные цепочки:
преступление – переступить (что?) – ступня – ступа – исступление; наказание – казнь – наказ – сказ – сказание.
Отказы тянуть вопросы снимались игровым азартом и тем, что сначала к доске шли только желающие. А они, по нашему мнению, при такой режиссуре урока появятся всегда, т.к. ученики видят, что будут отвечать на вопросы своего же товарища, и поэтому не боятся в формулировке вопроса увидеть указующий и проверяющий перст, встречи с которым они столь старательно избегают.
(Хор древнегреческих учителей бурно обсуждает услышанное.)

Корифей (успокаивая хор). И последний режиссерский ракурс. Изобретательность учителя в том, как он вел скрытое (то есть педагогическое) наступление для достижения своей цели, выразилась:
а) в умелом нагнетании азарта;
б) в тех наводящих вопросах, советах, брошенных мимоходом подсказках, которыми он сопровождал ответы учеников, то особо обращая их внимание на их же собственные слова, то вызывая недоумение. Учитель подхватывал, продолжал, помогал развивать находки, идеи, интерпретации учащихся, чтобы каждый старшеклассник наиболее полно выразил свое личное понимание романа.

Эксод

КОРИФЕЙ. Измерять можно не только ситуации или отдельные уроки, но и эффективность педагогической работы в ходе всего учебного года. Чем успешнее идет работа учителя, тем более широко он предоставляет инициативу классу.
Стиль начала уроков в сентябре не должен повторяться в декабре, марте, мае. Что-то из норм коллективной работы может усваиваться и в первую неделю учебного года, освобождая в планах учителя место новым целям, достижение которых, в свою очередь, позволяет сделать следующий шаг.
Таким образом, дети осваивают все более широкие и глубокие сферы самостоятельности. А это и есть цель борьбы учителя, которая не может встретить сопротивления, так как ребенку свойственно стремиться к самостоятельности.
Значит, не может быть и глухой обороны ученика, не может быть конфликта, а есть только – по режиссерской терминологии – распределение инициативы или в крайнем случае борьба за нее.

ХОР ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ. Так не будем же свои педагогические неудачи списывать на недостатки учеников. Ведь если мы не потеряли в своей работе способность к творческому обновлению, то всякое столкновение с трудностью в общении с учениками станем воспринимать как возможность для нашего профессионального роста.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru