Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Марина КАРИНА

Восторженный щебет, нежный румянец и домик в сердечках

В чем секрет успеха Барби? И нужно ли с ней бороться, объясняя ребенку, что эта кукла создана для воспитания потребительского стандарта? Или стоит пойти на поводу у своих детей?..

Все пройдет, только Барби никогда не состарится. Может быть, в этом ее трагедия – она живет в розовом доме с солярием на крыше, у нее розовая мебель, розовая посуда, розовое покрывало на кровати. Барби – вечная невеста, ездит с женихом на океан, жених всегда в шортах, платья у Барби как из дешевого кабаре. При этом у нее поразительно много денег. Чем она занимается – я долго пыталась выяснить.

Профессия у нее такая: сидеть на диване с подружками и говорить: а не устроить ли вечеринку? О, какая замечательная идея, отвечают восторженные подружки. Ты наденешь это, а я вот это. О, мы будем жарить барбекю! Это кольцо подарил мне Кен. Щебет, легкий визг, нежный румянец. У меня сводит скулы – у ребенка сводит живот от восторга. Вот она, новая женственность.

А почему бы, собственно, и нет?

Барби – достойное изобретение цивилизации. Не менее, может быть, значительное, чем телефон – телеграф – телевизор. Чем космический спутник или посудомоечная машина. Потому что Барби концентрирует в себе эпоху с той же непредвзятой полнотой, как автомобиль “Феррари”: новая эстетика – провокатор нового содержания, новых поведенческих моделей и вкусовых пристрастий. Новая (и то сравнительно) она только для нас. Культ Барби у нее на родине то вспыхивает, то угасает; Барби модернизируется чуть ли не ежегодно, как модель компьютера. Вот она на роликах, вот она на дельтаплане, а вот везет семилетнюю, что ли, сестренку в банк, открывать для нее накопительный счет в банке. При этом рассказывает невыносимой тупости “Сказку про денежку”: жила-была денежка, была маленькой – стала большой. Машина у Барби тоже, конечно, розовая, в сердечках.

Я ненавижу эту девочку. И мне кажется, это взаимное чувство.

В нашей системе ценностей Барби – беззаботная прожигательница жизни. Правда, иногда тяжелая красавицына судьба заносит ее то в модельный бизнес, то ведущей на телевидение, то тренером на ипподром, но это все так, для знакомства с новыми молодыми людьми. Хотя и старые никуда не уходят. Они приходят, чтобы удивиться Барбиной красоте.

Секрет успеха Барби у не самых глупых девочек – в ее восхитительной безмозглости. Листая журнал, выклянчивая наклейки, они питают свою великую мечту. Мечта у них незатейлива – стать такой же красавицей, как Барби. Потому что – здесь важно – они вдруг встречают тот тип девушки, которая всяких жизненных удовольствий и радостей достигает не благодаря труду, замужеству или хотя бы просто удаче, а как бы в благодарность за неземную красоту.

Это очень тревожно.

Тревожно, когда маленькие девочки начинают считать, что бело-розовые интерьеры, машины, банки, квартиры, путешествия – все это достается красавице по одному только праву рождения.

Это возмутительно.

Но я никак не объясню ребенку, что Барби создана не для звуков сладких и молитв, а для воспитания потребительского стандарта. Стандарта фигуры (вперед в спортзал), одежды и обуви (вперед в дорогие бутики), прически (вперед в элитные парикмахерские) – но это все еще полбеды. Барби, грубо говоря, паразитка, и уже третий год я пытаюсь выяснить, на чьи же деньги она существует. Если на деньги Кена (он тоже не работает, только бодибилдинг и пинг-понг), то это не характеризует Барби с лучшей стороны. Если на деньги родителей – то и это озадачивает…

Однако – златовласость и голубоглазость, талия и ноги, капельный рот и такой же носик. Однако – добрая, славная, умильная. Наверное, мы со многим смирились бы, если бы не то количество рептильных сюжетов, барби-мифология, которую строят для нее дизайнеры и создатели одноименного журнала. Истории, с которыми, кажется, пятиклассник справился бы лучше. Про то, как Барби нашла драгоценности королевы, украденные бедным электриком, и все ее благодарили. Про то, как она искала пропавшую лошадку – и нашла. Счастье само идет Барби в руки – она только доверчиво подставляет их…

Конечно, и это пройдет. Ребенок перебесится. Он перестанет любить диснеевскую большеглазость и парчовые туфли, будет считать розовый цвет моветоном и найдет себе другую героиню – Жанну, к примеру, д’Арк… Но Барби все равно останется лучом света, эстетическим ориентиром, квинтэссенцией обывательской удачи. И я не знаю, хорошо это или плохо, но каждый месяц методично покупаю журнал “Барби”, и для ребенка уже трава не расти – не слышит ничего и не видит…

Как замечательно, что мы еще не разучились идти на поводу у наших детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru