Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Василий Кольченко

Задача школъного администратора -– работатъ для детей и учителей, а не боротъся с ними

В Нью-Йорке ищут нового начальника управления образования. Я писал о прежнем начальнике полтора года назад, когда на него возлагали большие надежды – настолько большие, что зарплату ему дали выше, чем у президента Клинтона. Это обсуждалось тогда в местных газетах: начальник нью-йоркского управления образования обогнал по зарплате не только мэра, но и самого президента! Люди удивлялись, но соглашались, что у него исключительно важная и трудная работа.

Нью-Йорк – огромный город, здесь больше тысячи государственных школ, больше миллиона учеников, школьный годовой бюджет исчисляется миллиардами долларов. Но не в размере только дело. Белое население здесь уже давно составляет меньшинство, а в школах – тем более.

Нигде в Америке нет столько недавних эмигрантов, чьи дети плохо знают английский и не успели привыкнуть к новой жизни. В городе много бедных районов, неполных семей, малограмотных и многодетных родителей. Попробуй научить детей читать, если их словарный запас ограничен почти как у Эллочки-людоедки сотнями, а то и десятками слов.

Но именно такая задача стояла перед канцлером Кру – его официальный титул не “начальник”, а “канцлер”. Он энергично взялся за дело. Ученики начальной школы плохо читают и считают – канцлер объявил: к третьему классу все должны уметь читать и считать, иначе оставим на второй год. Большинство нью-йоркских школьников проваливают стандартные тесты по разным предметам – сделаем успех на тестах условием для получения аттестата.

Неудивительно, что такие драконовские меры предлагают городские бюрократы и политики, мало понимающие в школьном деле. Удивительно то, что и сам канцлер, педагог по образованию и опыту, верил в их эффективность. Ему казалось, что он взмахнет дирижерской палочкой – и городской педагогический оркестр слаженно заиграет энергичную мелодию. Вскоре выяснилось, что почти каждого музыканта в этом оркестре надо сперва научить играть.

Канцлеру Кру понадобилось четыре года, чтобы увидеть утопичность своих планов. Эти планы выражались словами Цезаря: пришел, увидел, победил. Но результаты тестов, которые были главной целью канцлера, упорно не улучшались. Влияние политических и административных рычагов, которыми он искусно управлял, почти не доходило до класса, до детей. Он открыл обязательную Летнюю школу для неуспевающих – многие дети не явились. Ввел дополнительные занятия после уроков – многие учителя не захотели задерживаться после рабочего дня.

А политики уже подступали с новыми планами школьной приватизациии и ваучеров. Деморализованный канцлер вступил в спор с губернатором и мэром. Похоже, он подсознательно искал повода, чтобы уйти в отставку: пришел, увидел, отступил. Почти год вся Америка следила за борьбой между мэром и канцлером. Дело кончилось тем, что нью-йоркский совет по образованию проголосовал против продления его контракта.
Временный его заместитель, назначенный в январе, дудит в ту же дуду: повышай учебные стандарты. Правда, с него спрос невелик – через четыре месяца выберут постоянного. Выбирают из узкой номенклатуры высших школьных администраторов и бизнесменов. Ищут очередного Цезаря, решительного и непреклонного, не замечая самого главного – ложного пути.

Но так уж устроены бюрократические системы. Если поставлена непосильная задача, система будет идти на штурм опять и опять, каждый раз обвиняя в поражении следующего начальника. Вместо этого полезно было бы задуматься о самой задаче. Хорошо учить всех детей – святое дело, но разве добьешься этого угрозой массового второгодничества? Для успешной учебы нужна кропотливая педагогическая работа, а не административная атака.

Не случайно средняя продолжительность работы канцлера в Нью-Йорке – два года. В других крупных городах Америки – чуть больше. Что можно успеть за это время? Разве что привыкнуть к новому кабинету.

А ведь школьный администратор может стать не только крепким кадровиком и завхозом, но и вдохновителем педагогических перемен. В свое время мне повезло близко познакомиться с нынешним начальником управления образования Киева Борисом Михайловичем Жебровским. Тогда он был первым заместителем начальника и одновременно председателем творческого союза учителей города.

Наш союз был творческим не только по названию. Помню поздние заседания прямо в кабинете Бориса Михайловича, горячие споры, сборы учителей, детей, выпуск газет и журналов. Каждую субботу хозяин кабинета отправлялся в школу, где он читал историю старшеклассникам. Может, если бы канцлер Кру вел уроки в нью-йоркской школе, он лучше бы видел свою задачу и пути ее решения.

Простая истина: задача школьного администратора – работать для детей и учителей, а не бороться с ними. Его цель – не только управлять, но и вдохновлять школьный мир.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru