Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Новая история новейшего времени

Загладин Н.В.
Новейшая история зарубежных стран. ХХ век:
Учебник для школьников 9 класса. –
М.: Русское слово – РС, 1999

Загладин Н.В.
Всемирная история. ХХ век:
Учебник для школьников 10–11 классов.
– М.: Русское слово – РС, 1999

В 1999 году издательство “Русское слово – РС” приступило к выпуску учебников нового поколения. Школьникам предлагалась серия учебных курсов, в которых начиная с третьего и заканчивая одиннадцатым классом они знакомились со всей мировой историей. К концу осени на книжных рынках столицы появились два новых учебника, вышедших в рамках этого проекта. Обе книги, написанные одним автором, охватывают один и тот же период в истории человечества – ХХ век. Однако это не две части одного пособия и не взаимодополняющие выпуски. Каждый из них – вполне самостоятельный учебник – один для девятого, другой для 10–11 классов. Казалось бы, что как раз в изданиях, посвященных уходящему веку, наша школа затруднений не испытывает. Получили широкое распространение курсы новейшей истории Кредера и Сороко-Цюпы. На кафедрах ведущих вузов страны готовятся и выпускаются объемные учебные пособия для общей и средней школы. Есть ли потребность в еще одном курсе? Что нового он может дать российским школьникам?

Плюсы и минусы концентрической системы образования до сих пор являются предметом самых жарких споров. Для авторов учебников главной задачей становится соотнесение материала, предназначенного для 9 класса, с материалом курса старших классов. Образовательный стандарт требует, чтобы сначала школьников знакомили с общими сведениями, составляющими основу ХХ века, а потом переходили к более сложному проблемному материалу. Однако критериев, определяющих такое усложнение, ни стандарт, ни программы не дают. В итоге вся система изучения уходящего столетия сводится к ознакомлению с вехами его истории, которые во втором концентре усложняются за счет новых сведений, цифр и имен. Единственным выходом, который изыскивают авторы, не желающие заниматься переписыванием одного и того же из учебника в учебник, становится создание одного курса – только для первого или только для второго концентра. В таком случае они свободны от необходимости соотносить более ранний курс с более поздним – просто вся имеющаяся у них информация сносится под одну обложку. Старшеклассникам же становится скучно на уроках истории – они вынуждены повторять пройденное, данное в качестве толкования от другого автора. Главные же требования к любому учебному материалу – доступность, многоплановость, интересность. Школьник должен не только знакомиться с историей, но и понимать ее. Он должен усвоить, для чего ему нужен этот предмет, найти в нем что-то интересное для себя. Учебники, которые можно читать, не спотыкаясь на сложных грамматических оборотах, учебники, ставящие вопросы, на которые хочется ответить, учебники, не поражающие своей скучностью или излишней развязностью, – вот то, что действительно нужно современной школе.

Именно поэтому общий курс, созданный одним человеком (или одним коллективом) и реально обеспечивающий изменение сложности общения школьника с историческим материалом, необходим школе сегодня. Однако стоит понять, что более высокий уровень знания в исторической науке достигается отнюдь не увеличением количества фактической информации, а развитием умения оперировать уже имеющимися фактами. Когда автор учит школьника не складировать, а применять накопленные знания, то и произведение его может действительно называться учебником. Естественно, что для этого автор должен сам разбираться в предмете, четко и ясно понимать, чему и как он хочет научить. Именно таким сочетанием доступности и профессионализма являются учебники по истории ХХ века профессора, доктора исторических наук Никиты Вадимовича Загладина.

Просто и легко профессор Загладин объясняет ученикам то, до чего через столь сложные ухищрения не смогли дойти его коллеги. В учебнике для второго концентра он отмечает, что “описание мировой истории как суммы историй отдельных стран, вполне уместное в справочных изданиях, становится совершенно недостаточным и даже нецелесообразным в рамках учебного, школьного курса истории современности. Прежде всего такой подход приводит к перенасыщению курса конкретной исторической информацией (именами, датами, цифрами, названиями). При внешнем ее изобилии овладение этой информацией даст лишь фрагментарную картину мирового развития” (2, с. 6). Действительно, удержанные в голове названия исторических мест, даты и имена, будучи свалены в одну бессистемную кучу, по ценности приближаются к нулю. А ведь многие учебные пособия ставят своей целью создать у ученика общую картину именно путем предоставления ему наибольшего количества разных сведений.

Понимая невозможность или, вернее, бессмысленность механистического запоминания материала, Загладин ставит целью создать для школьников ясную и цельную картину истории ХХ века. Каждая тема, каждый вопрос представляют собой проблему, которую автор лишь адекватно освещает, давая возможность ученику самому решить ее, вникнув во все обстоятельства. Каждая же проблема, затронутая в одном учебнике, неизменно находит отражение в другом, но уже в новой, измененной форме. Ни один вопрос, поставленный в курсе, не звучит сам по себе – он обязательно связан с предыдущими темами, а ответ на него предполагает переход к следующему материалу.

Так, в учебнике для 9 класса одна из глав посвящена путям исторического развития между двумя мировыми войнами, то есть в 20–30 годы. Традиционно этот материал разбивается на параграфы по отдельным странам – обособленно ведущие державы и в одном общем параграфе – отсталые или неразвитые государства. Н.В.Загладин отступает от этого общепринятого страноведческого принципа. Он подходит к этому периоду как к сумме противоречий и представляет его в виде нескольких больших блоков-параграфов, каждый из которых посвящен одной из проблем, оказавших влияние на дальнейшее мировое развитие.

В нескольких словах вступления к главе отмечены главные причины последующих изменений, чьими результатами стала Вторая мировая война. В первый блок (1, §7) включено рассмотрение и анализ тех естественных процессов, которые изменили существующий миропорядок, – это революции в странах Европы и Азии. Следующий блок рассматривает рожденное войной и революциями положение в индустриальных странах (1, §8), а именно политическую жизнь, поведение “правых” и “левых” сил общества, в зависимости от побед которых и формировалась политическая атмосфера предвоенной Европы 30-х гг., а следовательно, и зависимых от нее стран. Далее разбирается положение единственного “победителя” первой мировой – США и на фоне его возрастающего благополучия – причины зарождения и развития страшного экономического кризиса начала 30-х. Для Европы выходом из клубка противоречий становятся два варианта – либо фашистские диктатуры итальянского или германского толка, либо альтернативные им модели преобразований по примеру организации народных фронтов и консолидации всех леворадикальных сил в отпоре фашистскому варианту. В итоге школьники получают представление и о понятиях милитаризма и пацифизма в качестве полярных сторон, противостоящих друг другу.

В учебнике для 10–11 классов этот же исторически конкретный материал разбит на несколько тематических разделов. Он дан уже не в последовательном порядке, а показан в развитии затронутых проблем. Вот и выходит, что в главе четвертой рассматриваются отдельно эволюция либеральной демократии (2, § 10), систематика тоталитаризма (2, § 11) и его дальнейшее развитие в германо- и итало-фашистском (2, § 13) и советском (2, § 14) вариантах, тогда как вопросами дипломатии и международных отношений этого же времени занимается глава “Мировое развитие и международные отношения: 1900–1945” (2, гл. 5). И весь период с 1900 по 1945 год – это преддверие нашего теперешнего мира – делится на отдельные направления, где рассмотрены этапы научно-технического прогресса, сложности и новшества в общественном развитии, изменения в сфере культуры и искусства.

Так, ученику предоставляются условия исторической задачи, ему даны инструменты для ее решения – базовые основы теории и пособие по пользованию этими инструментами. Читая параграф, он получает сведения информативного характера – что и где произошло, узнает положение накануне представленной ситуации, знакомится с документами, освещающими ход событий, после чего ему приходится отвечать, как и почему, в чем суть тех или иных явлений. Хотя часто вопросы учебника требуют от ученика просто воспроизвести усвоенные сведения, иногда именно такая упрощенная форма способствует лучшему пониманию предмета, заостряет внимание на тех или иных аспектах темы.

Просто говорить о сложном – это удается не каждому, но у Н.В.Загладина это, кажется, получилось. Через простые связи простых предметов выводятся логичные умозаключения и следствия. Вслед за автором ребенок учится сопоставлять, анализировать, думать. В курсе 9 класса приобретая вместе с конкретными знаниями способность отвечать на сложные вопросы, обосновывать свою точку зрения на конкретной базе, к 10–11 классу ученик уже может сам задавать вопросы, осознавая причины, по которым ему необходимо знание предмета истории. В преддверии курса второго концентра автор пишет: “При рассмотрении истории ХХ века в традиционном ключе… за конкретным материалом теряется видение тех общих проблем и процессов, которые и определяли ход мирового развития. Большая часть этих проблем связана с переменами в самих основах современной цивилизации – … переход к новому типу производства, его социальные и политические последствия; углубление и интенсификация мирохозяйственных связей: возникновение глобальной зависимости народов и государств в обеспечении военной, экологической, экономической, информационной безопасности и соответствующих интересов. Многие из происходивших на протяжении ХХ века перемен далеки от завершения… Тем большее значение приобретает подготовленность российской молодежи к пониманию современных реальностей во всей их сложности и противоречивости” (2, с.6). И школьник понимает – то, чем он занимается на уроках истории, является для него не просто данностью программы, а своеобразным ключом в будущий мир. Именно на нем лежит обязанность решения проблем, рожденных ХХ веком. А для того чтобы решить проблему, необходимо знать условия ее появления и развития. И быть способным решать их, уметь это делать. Научиться этому он может только на уроке истории.

Также только на истории ученик может впервые узнать о таких науках, как социология, этнология, геополитика, социальная философия. С помощью курса Загладина школьники знакомятся не только с историческими, но и с социокультурными проблемами, узнают имена Ясперса и Фрейда, Хейзинги и Ортеги-и-Гасета, Фромма и Адорно, Фуко и Маркузе. Иллюстрируя материалы параграфа, автор нередко снабжает их книжными цитатами в собственном переводе. Школьники получают возможность знакомиться с литературой, часто неизвестной нашим “безъязыким” научным кругам.

Во всем курсе мы можем найти ряд недостатков, не могущих, однако, сильно испортить общего положительного впечатления. Это и не очень удобный в обращении, слишком “крупно нарезанный” материал отдельных параграфов; и вызванное стремлением автора избежать “перенасыщения курса конкретной исторической информацией” (2, с. 6) практическое исключение точных дат из материала учебников; и отсутствие списка рекомендуемой литературы – полное для 9 класса и явно недостаточное – для 10–11. Этот список могут отчасти компенсировать точные указания источников в разделах “Документы и материалы”, но вряд ли школьники будут ими пользоваться.

Как было уже отмечено выше, часто вопросы к темам носят слишком упрощенный характер. Мы говорили о плюсах этого решения, но нельзя не заметить, что недостаточное закрепление пройденного приводит к его поверхностному усвоению. Освоив методику оценки и восприятия некоторых фактов или событий, школьник будет забывать саму их последовательность. В самом деле, иной трудный вопрос может заставить не только перечитать и продумать все написанное, но и самому полазить по книгам и справочникам. Вопрос – это еще одна возможность “задеть за живое” ученика, сильнее заинтересовать его предметом, и упускать такую возможность никак нельзя.

Но, несмотря на все это, два учебника профессора Н.В.Загладина – “Новейшая история зарубежных стран. ХХ век: Учебник для школьников 9 класса” и “Всемирная история. ХХ век: Учебник для школьников 10–11 классов” представляются на сегодняшний день наиболее полными, удобными и грамотными пособиями по истории настоящего столетия. Остается надеяться, что, будучи допущенными Министерством образования в качестве учебников, они найдут достаточно широкое применение в нашей школе и удовлетворят своим качеством как учителей, так и учеников.

Александр БОЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru