Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Василий Кольченко

Если зал аплодирует, это еще не значит, что деньги у школы уже в кармане

Каждый год в середине зимы американский президент выступает на совместном заседании обеих палат конгресса с речью “О состоянии союза”. Конечно, имеется в виду союз пятидесяти штатов – США. Из семи основных американских телеканалов эту речь транслируют пять.

На экране все выглядит очень торжественно, празднично и в то же время без избыточной помпезности, попросту, по-семейному. После громогласного объявления: “Президент Соединенных Штатов Америки!”, сопровождаемого общими аплодисментами, Клинтон идет по проходу, пожимая руки, улыбаясь, переговариваясь, похлопывая по плечу своих соратников и противников, словно он заглянул в соседний кабачок и рад видеть давних приятелей.

Это признак силы, а не слабости. Точно так же Белый дом поразил меня как вполне достойная и все же весьма скромная резиденция президента. Американцы могли бы построить дворец до небес, но не захотели. Не этим утверждается могущество демократической державы. Если точность – вежливость королей, то скромность – вежливость президентов.

Кроме членов парламента и кабинета министров, послушать выступление Клинтона приглашены уважаемые люди – ученые, проповедники, артисты, спортсмены, педагоги – от всем известных лиц до малоизвестных героев, которых президент представил в своей речи. Это напомнило мне ссылки на знатных сталеваров и доярок в речах советского времени. Разница в том, что у американцев меньше фальши и лучше подбор героев.

В итоге создается желаемое впечатление, будто вся страна в зале. Подводят итоги года, обсуждают задачи на будущее. Клинтон известен своими длинными и очень искусными, мастерскими выступлениями. За длинноты его ежегодно ругают в прессе. Мастерством политика – восхищаются.

Каждый год я слушаю его речь – как не послушать! – и поражаюсь преображению зала. Большинство в конгрессе его недолюбливают, многие терпеть не могут. Всего год назад это враждебное большинство проголосовало за импичмент, фактически отдав президента под суд.

Они готовы были растерзать его на части – и вот аплодируют, встают, улыбаются, подчиняясь не только политической необходимости, но и обаянию Клинтона, его сердечности, умению находить контакт с публикой, перевоплощаясь в ее лучшего друга и завоевывая симпатию слушателей простой житейской логикой.

Нынешняя речь – последняя за восемь лет его президентского срока. Она оказалась самой длинной – растянулась на полтора часа. За девяносто минут зал аплодировал сто двадцать шесть раз, почти после каждой фразы. Аплодисменты в этом случае – своего рода открытое голосование. Если человек поддерживает высказывание президента, он аплодирует. Если считает высказывание очень важным, аплодирует стоя.

Конечно, в этом чувствовалась демонстрация единства нации и уважения к президентскому посту независимо от того, кто его занимает. Но Клинтон умело выбирал тон и темы, не позволяющие усидеть никому: рост числа рабочих мест и доходов населения, налоговые льготы, помощь науке и школе.

К содержанию речи я все же прислушивался с осторожностью. Если президент призывает выделить миллиарды долларов на школы, а зал встает и хлопает, то это еще не значит, что деньги у школ в кармане. Аплодисментами тут не отделаешься. Проголосует ли за это предложение конгресс? Дойдут ли средства до класса или утонут в бюрократической трясине? А если и дойдут – что изменится для детей и учителей?

Важны не столько конкретные предложения, сколько точно расставленные акценты и отобранные приоритеты. Президент говорил о многом – от генома человека, расшифровка которого завершается в этом году, до равноправия наций, на котором основана сегодняшняя Америка. Связав обе темы, он напомнил, что на генном уровне различие между расами ничтожно – около одной десятой процента.

Обещания научной революции в наступающем веке, надежды на продолжающееся благополучие в Соединенных Штатах и прогресс во всем мире – таков итог президентской эпохи Клинтона.

Клинтону и повезло, и не повезло. Повезло – не пришлось бороться с глобальными катастрофами. Не повезло – не было случая показать свой президентский характер и выдержку. Пожалуй, лучше всего он смог их показать, выступая перед конгрессом с речами “О состоянии союза”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru