Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена ИВАНИЦКАЯ,
Мария ЗАЙЦЕВА

Двенадцать из двадцатого

Выставка арт-магнитов уходящего века

...Начнем ab ovo.
А.С.Пушкин

В Музее личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С Пушкина с 21 декабря 1999 года по 31 января 2000 года проходила выставка произведений художников-скульпторов-дизайнеров Сергея Войченко и Владимира Цеслера. Впрочем, выставка – сказано не совсем верно. Говоря об авангардном искусстве наших дней, предпочтительнее, точнее использовать другой лексикон: Сергей Войченко и Владимир Цеслер представляют художественную акцию «ПРОЕКТ ВЕКА: двенадцать из двадцатого».
В сегодняшней речи значение слова проект заметно сдвинулось по сравнению со словарным. В традиционном значении в соответствии с этимологией ( proiectus – по-латыни брошенный вперед) «проект» обращен в будущее. В новом значении проект – это замысел осуществленный, состоявшийся, именно поэтому в названии работы художников слово проект может непротиворечиво сочетаться с прошедшим веком.
Сергей Войченко и Владимир Цеслер, работающие вместе с 1978 года, избрали для скульптурного воплощения образы двенадцати героев двадцатого века – творцов, «которые выразили и во многом сформировали сознание, вкус, судьбу миллионов современников, а последующим поколениям открылись неожиданными гранями, сообщая импульс к новым творениям». Это Пабло Пикассо, Марсель Дюшан, Эндрю Уайет, Амедео Модильяни, Жан Тингели, Владимир Маяковский, Сальвадор Дали, Франс Мазерель, Гюнтер Юккер, Казимир Малевич, Виктор Вазарели, Иосиф Бродский. Одни имена очень даже знакомы зрителям, другие заставляют рыться в памяти: а кто это? – но авторы заявляют о своем принципиальном праве на субъективность в выборе героев.
Скульптура Войченко – Цеслера отмечена острым своеобразием технического и образного поиска. Впрочем, и слово скульптура не вполне применимо к их созданиям. Вновь приходится подбирать другие термины – креатив, объект, артефакт.
Образы-портреты героев эпохи, «кардинальную идею» каждого художника соавторы запечатлели через систему «равноправных и равновеликих самодостаточных элементов, объединенных общим модулем 210 мм на 300 мм». А проще говоря, формой яйца. В первую минуту это может произвести ошарашивающее впечатление. Двенадцать яиц, совпадающих по размерам с человеческим плодом в утробе матери, со стандартным почтовым листом А-4 и яйцом динозавра, возлежат на ярко-красных высоких подставках. Серовато-палевое мраморное яйцо вытянутых пропорций воплощает образ Модильяни, в шероховатом чугунном яйце представлен «замысел» Маяковского, бесчисленными гвоздями ощетинилось яйцо, символизирующее Юккера, чистейшую каплю воды, магический кристалл поэзии напоминает изготовленный из акрилата символ Бродского, глубокой, словно бархатной, чернотой (на самом деле это эпоксидная смола) отливает яйцо, запечатлевшее образы Малевича и его «Черного квадрата», «идея» Дали выражена прихотливо деформированным яйцом в вызывающе блестящей позолоте...
Молодежь принимает «ПРОЕКТ ВЕКА» на ура.
Думаю, что это закономерно. Акции Войченко – Цеслера присущи одновременно игровые, иронические элементы и начала глубоко серьезные, отсылающие к мифопоэтическим пластам памяти. «Яйцо – одна из самых совершенных природных форм, символ жизни, рождения и обновления, эзотерический и мифопоэтический символ мироздания, контейнер сконцентрированных энергий, запечатанный до будущих открытий» – так слегка лукаво в своем повышенном пафосе объясняет происхождение замысла проспект художественной акции. К этому можно было бы добавить, что мировое яйцо символизирует также творческие устремления, первоначальную целостность и потенциальное разнообразие всего сущего. «Основная цель мирового яйца – найти опору, чтобы укрепиться и осуществить свои плодородные функции», – пишет культуролог В.Н.Топоров. В таком случае алые этажерки символизируют нечто еще более важное, чем даже яйцо, – опору мироздания... Конечно, это я говорю не вполне серьезно, но работа Войченко – Цеслера побуждает и смеяться, и задумываться, и включаться в игру. Зрители с увлечением это и делают.
Акция задумана как послание в ХХI век: если один зал отдан символам-креативам, то в другом представлена инсталляция, которая воплощает идею движения времени «атрибутикой почтового церемониала». Ироническое начало выражено в ней гораздо резче: сваленные по углам ящики для посылок и свисающая с потолка бандероль несут на себе не только марки с портретами авторов, не только имена героев, но и приказы «не кантовать», «handle with care».
Значимым элементом акции являются и тексты Татьяны Бембель, помещенные на бандероли и в проспекте. Особенно выразительны миниатюры, подобные стихотворениям в прозе, дающие зрителям краткую информацию о героях акции. Сдвоенная задача предоставить сжатую справку и поэтически обрисовать образ героя достигается с замечательным мастерством: «Гюнтер Юккер (род. 1930, Вендорф, Мекленбург, Германия). Обычный плотницкий гвоздь, один из самых древних предметов – спутников человека, смысловая и формальная единица, первичный элемент его творчества, точка отсчета в системе координат. Действие – ключевое среди множества воплощаемых им значений, стержень философски-медитативного творчества Юккера». «Владимир Маяковский (Багдади, Грузия, 1893–1930, Москва, Россия). Считал себя футуристом. Колоссальная деструктивная энергия его творчества (поэзия, плакат) слилась с взрывной волной большевистской революции. Стихи Маяковского – всегда открытый вопрос: это оружие или орудие, разрушение или строительство, насилие или преобразование (природы, языка, общества...)?».
Акция «ПРОЕКТ ВЕКА: двенадцать из двадцатого» оставила цельное, яркое, праздничное впечатление и порадовала зрителей знакомством с настоящей творческой удачей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru