Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Публикация статьи произведена при поддержке раллийной команды "Autogeneration". Раллийная команда "Autogeneration" предлагает записаться на курсы вождения автомобиля в Москве. Школа контраварийного вождения от раллийной команды "Autogeneration" – это возможность пройти обучение у высококлассных инструкторов, которые научать управлять автомобилем в любых погодных условиях и подготовят к любым опасным ситуациям на дороге. Подробнее ознакомиться с предложением раллийной команды "Autogeneration" можно на сайте http://auto-gen.ru

Василий Кольченко

В школе любая крайностъ опасна

Лет десять назад в первом номере газеты “Перемена”, памятной предшественницы “Первого сентября”, вышла моя статья об издевательствах над детьми, которая называлась “Насилие от бессилия”. Речь в ней шла как о насилии взрослых над ребенком, так и об издевательствах детей друг над другом не только дома или на улице, но и в школе – особенно в школе.

Трудно представить, через какую пытку – душевную, а иногда и физическую – проходят порой дети в школьных стенах, где ребенка, казалось бы, должны защитить и поддержать. У меня и сейчас сердце начинает колотиться, когда я вспоминаю истории из той давней статьи.

Изменилось ли что-то за десять лет? Не много. Теперь я знаю, что эпидемия школьного насилия не ограничена нашей страной. В Америке та же беда, только здесь больше доступного детям оружия и компьютеров. Если добавить к этому равнодушие взрослых, жестокость и душевную отчужденность подростков, то и получится гремучая смесь, которая прошлой весной взорвалась выстрелами в Колорадо, да и в других школах, о которых писали меньше.

Но начинаются трагедии не с выстрелов. Выстрелами они заканчиваются. Все начинается, быть может, с внешне невинного права обидеть товарища, а позже – отнять, избить, преследовать.

В прошлом году американский Верховный суд высказался в пользу судебных исков по поводу сексуальных домогательств в школе (sexual harassment). Речь шла о приставаниях мальчиков к девочке, а обвинялась школьная администрация. Как всегда, решение относилось к конкретному делу.

К девочке 12 лет приставали одноклассники, упорно и жестоко. Она жаловалась, педагоги на эти жалобы не откликались. В конце концов родители подали в суд на школу. После многих решений и апелляций Верховный суд сказал последнее слово: администрация школы виновата, но не потому, что к девочке приставали, а потому, что ей никто не помог. Вот за это – за равнодушие, за пренебрежение – управление образования и будет платить большие деньги.

Такое решение обещает лавину судебных исков по всей Америке. Повсюду школьные администраторы забеспокоились: а вдруг их тоже обвинят в подобном пренебрежении, в том, что не заметили разницу между нормальным подростковым флиртом и оскорбительным нажимом и запугиванием ребенка? Как застраховаться от суда и разорительных штрафов?

Во многих школах стали приглашать особых консультантов и проводить уроки для детей, начиная с пятого класса, растолковывая им эту разницу. Сработал инстинкт бюрократа: на случай суда ему нужно иметь защитную бумажку о том, что профилактику проводили, – что еще с него возьмешь?

Я видел отрывки этих уроков по телевизору. Пятиклассники сидели чуть пристыженные, а взрослая тетя уверенным голосом рассказывала им, за какие места мальчиков и девочек можно трогать, а за какие нельзя. Урок напоминал инструкцию по вождению автомобиля. Но ребенок не машина, для него важно не только за какие места трогать, а и с какими мыслями, намерениями и чувствами.

Тут проходным уроком не обойдешься. Защитники прав детей обвиняют школьных секс-консультантов в лицемерии. В школе гораздо чаще возникают проблемы, когда мальчики издеваются над мальчиком, а девочки над девочкой. Но этот вид унижения не оговорен в решении Верховного суда, поэтому администраторы о нем меньше беспокоятся.

Кто знает, чего от таких профилактических уроков будет больше – пользы или вреда? С них дети выходят с невольно навязанной установкой: все мальчики – секс-агрессоры, все девочки – секс-жертвы. И тем и другим надо теперь постоянно бояться, быть настороже: одним – ждать агрессии, другим – подозрений и обвинений. Чем компенсируешь этот неучтенный душевный ущерб?

Нередко дефект секс-воспитания состоит в том, что детям навязывают роли, которые им не столько помогают, сколько вредят. Рассказывают о технологии, а травмируют душу. В пятом классе вместо юридического секс-урока стоило бы заняться воспитанием чувств, наладить добрые отношения среди детей. Жаль, что на это у школьных администраторов не хватает ни воображения, ни денег.

Воспитание чувств, душевный контакт с каждым учеником – лучшая профилактика подросткового насилия. Но чувства увядают, умирают, когда о них говорят по-казенному. Разговорное их воспитание, не подкрепленное душевным движением, часто дает обратный эффект, ведет к цинизму.

Раз культура чувств без живых чувств и увлечений не развивается, значит, в школе нужна сеть творческих дел, увлекающих всех детей. Создадут ее сами учителя на уроке и вне урока, в общении и в сотрудничестве, ненавязчиво и последовательно. Только как это сделать школьной нормой?

Вот он, ключевой вопрос: как повлиять на школу? В демократической стране есть три основных способа: законы, суды и общественное мнение. При советской власти способ был один: решение партии. Конечно, любой подход несовершенен, и все же хорошо, когда права ребенка рассматривает Верховный суд страны, побуждая людей задуматься. Издевательство детей над детьми – позор любой школы, любого общества. Суд эту проблему, может, и не решит, но и без него, видимо, не обойтись.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru