Свобода от перегрузки
Казалось бы, все, что содержится в этом приказе,
заслуживает безоговорочного одобрения, которое
мы уже собрались высказать, когда
в редакции появился и другой документ, вернее –
критическая статья, как раз посвященная Приказу
№3.
И, внимательно ее прочитав, мы пришли к выводу,
что некоторые замечания нашего постоянного
автора вполне справедливы. Впрочем, судите сами...
Дело до смешного доходит: с перегрузкой стали
бороться приказами, согласно которым учителя
должны контролировать время, планируемое для
выполнения домашнего задания учениками.
Начальство пытается превратить серьезную
проблему в кампанию по борьбе с вредителями.
И все это, конечно, под бесспорным предлогом
спасения детей от перегрузки и, конечно, идя
навстречу пожеланиям трудящихся, то есть,
извините, учащихся, отвечая на их обращения в
газету и непосредственно в органы управления.
“А что плохого? – спросит читатель. – Чем,
собственно, вызвано ваше недоумение, товарищ
Хвостов, и даже, мы бы сказали, попытка вызвать
недоверие к этому, на наш взгляд, абсолютно
справедливому приказу? Этот приказ, по нашему
глубокому убеждению, свидетельствует о заботе
нашего руководства о детях. Он свидетельствует о
том, что руководство знает о чаяниях и нуждах
наших учащихся и оперативно на них реагирует. И
мы этот приказ воспринимаем с чувством глубокого
удовлетворения. В отличие, как мы подозреваем, от
вас, товарищ Хвостов”.
Правильно, у меня этот приказ чувства
удовлетворения не вызывает. Потому что я хочу,
чтобы дети учились в автономных, свободных
школах. Потому что я хочу, чтобы родители, учителя
и даже сами ученики принимали живое участие в
становлении уклада школьной жизни, в том числе
сами решали, когда начинать занятия и какие будут
перемены, когда устраивать каникулы и даже, может
быть, на что тратить деньги. Я не хочу, чтобы из
благих побуждений уклад школьной жизни
определялся приказом.
И в этом смысле считаю такой приказ
свидетельством желания вернуть пресловутые
времена единообразия и управления
командно-административными способами.
Но при этом я должен признаться в одном странном
и загадочном ощущении, которое у меня возникло
после того, как я дочитал до конца этот приказ.
Дело в том, что в приказе есть вторая часть.
Первая, как вы видите, начинается со слова
“обязать”. А вторая – со слова
“рекомендовать”. И такое у меня ощущение, что
эти две части писали два совершенно разных
человека. Первую часть писал сотрудник старой
закалки, проверенный ветеран отдела школ и
учебных заведений райкома партии, может быть,
даже и секретарь по идеологии. Чувствуются стиль
и хватка, чувствуются искренность намерений,
стремление исправить положение, решить вопрос с
перегрузкой учеников.
И в то же время вторая часть принадлежит перу
другого сотрудника. Знающего современные
направления, ориентирующегося в демократических
стилях управления, а может быть, даже
разделяющего либеральные (да, да, а вы что же, не
можете себе представить в Комитете образования
носителя либеральных ценностей?), ценности.
Потому что вторая часть приказа, которая, как мы
уже отметили, начинается словом
“рекомендовать”. Содержит в себе очень
прогрессивные и, на наш взгляд, эффективные
рекомендации.
Перечислим их: максимально использовать
возможности перевода учащихся на индивидуальный
учебный план, ввести освобождение учащихся 11-х
классов (по заявлению родителей и решению
педсовета) от посещения занятий по отдельным
предметам либо один из дней недели считать
свободным от аудиторных занятий, оптимизировать
расписание, использовать педагогические
технологии, снижающие психологическую
перегрузку учащихся, повышающих мотивацию к
учению. Как замечательно! Как это здорово и как
современно – рекомендовать технологии,
повышающие мотивацию, а не успеваемость. Как это
по-человечески, гуманно, прогрессивно и в духе
времени. Ай да Московский комитет образования, ай
да молодцы!
И, воодушевленный второй частью этого приказа,
набравшись духу и окаянства, от имени простых
людей, болеющих за школу, я рекомендую: считать
первую часть приказа недоразумением. А вторую
широко использовать не только в Москве, но и в
других частях нашей необъятной Родины.
Есть мнение, что это приведет к глубокому
удовлетворению не только учителей и управленцев,
но и учеников, и их родителей. Считаю возможным
сделать такое заявление.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|