Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Свобода от перегрузки

Казалось бы, все, что содержится в этом приказе, заслуживает безоговорочного одобрения, которое мы уже собрались высказать, когда
в редакции появился и другой документ, вернее – критическая статья, как раз посвященная Приказу №3.
И, внимательно ее прочитав, мы пришли к выводу, что некоторые замечания нашего постоянного автора вполне справедливы. Впрочем, судите сами...

Дело до смешного доходит: с перегрузкой стали бороться приказами, согласно которым учителя должны контролировать время, планируемое для выполнения домашнего задания учениками.
Начальство пытается превратить серьезную проблему в кампанию по борьбе с вредителями.
И все это, конечно, под бесспорным предлогом спасения детей от перегрузки и, конечно, идя навстречу пожеланиям трудящихся, то есть, извините, учащихся, отвечая на их обращения в газету и непосредственно в органы управления.
“А что плохого? – спросит читатель. – Чем, собственно, вызвано ваше недоумение, товарищ Хвостов, и даже, мы бы сказали, попытка вызвать недоверие к этому, на наш взгляд, абсолютно справедливому приказу? Этот приказ, по нашему глубокому убеждению, свидетельствует о заботе нашего руководства о детях. Он свидетельствует о том, что руководство знает о чаяниях и нуждах наших учащихся и оперативно на них реагирует. И мы этот приказ воспринимаем с чувством глубокого удовлетворения. В отличие, как мы подозреваем, от вас, товарищ Хвостов”.
Правильно, у меня этот приказ чувства удовлетворения не вызывает. Потому что я хочу, чтобы дети учились в автономных, свободных школах. Потому что я хочу, чтобы родители, учителя и даже сами ученики принимали живое участие в становлении уклада школьной жизни, в том числе сами решали, когда начинать занятия и какие будут перемены, когда устраивать каникулы и даже, может быть, на что тратить деньги. Я не хочу, чтобы из благих побуждений уклад школьной жизни определялся приказом.
И в этом смысле считаю такой приказ свидетельством желания вернуть пресловутые времена единообразия и управления командно-административными способами.
Но при этом я должен признаться в одном странном и загадочном ощущении, которое у меня возникло после того, как я дочитал до конца этот приказ.
Дело в том, что в приказе есть вторая часть. Первая, как вы видите, начинается со слова “обязать”. А вторая – со слова “рекомендовать”. И такое у меня ощущение, что эти две части писали два совершенно разных человека. Первую часть писал сотрудник старой закалки, проверенный ветеран отдела школ и учебных заведений райкома партии, может быть, даже и секретарь по идеологии. Чувствуются стиль и хватка, чувствуются искренность намерений, стремление исправить положение, решить вопрос с перегрузкой учеников.
И в то же время вторая часть принадлежит перу другого сотрудника. Знающего современные направления, ориентирующегося в демократических стилях управления, а может быть, даже разделяющего либеральные (да, да, а вы что же, не можете себе представить в Комитете образования носителя либеральных ценностей?), ценности.
Потому что вторая часть приказа, которая, как мы уже отметили, начинается словом “рекомендовать”. Содержит в себе очень прогрессивные и, на наш взгляд, эффективные рекомендации.
Перечислим их: максимально использовать возможности перевода учащихся на индивидуальный учебный план, ввести освобождение учащихся 11-х классов (по заявлению родителей и решению педсовета) от посещения занятий по отдельным предметам либо один из дней недели считать свободным от аудиторных занятий, оптимизировать расписание, использовать педагогические технологии, снижающие психологическую перегрузку учащихся, повышающих мотивацию к учению. Как замечательно! Как это здорово и как современно – рекомендовать технологии, повышающие мотивацию, а не успеваемость. Как это по-человечески, гуманно, прогрессивно и в духе времени. Ай да Московский комитет образования, ай да молодцы!
И, воодушевленный второй частью этого приказа, набравшись духу и окаянства, от имени простых людей, болеющих за школу, я рекомендую: считать первую часть приказа недоразумением. А вторую широко использовать не только в Москве, но и в других частях нашей необъятной Родины.
Есть мнение, что это приведет к глубокому удовлетворению не только учителей и управленцев, но и учеников, и их родителей. Считаю возможным сделать такое заявление.

Евгений Хвостов

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru