Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ecтественно-научная картина мира для гуманитариев

Демина Л.А.
Естествознание в вопросах и ответах: Тетрадь-задачник для 10-х классов.
– М.: МИРОС, 1999

Колтун М.М.
Естествознание: Экспериментальное учебное пособие для 10-х классов.
– М.: МИРОС, 1999

Гухман Г.А.
Естествознание: Книга для учителя.
– М.: МИРОС, 1999

Происходящие изменения в социально-экономической жизни нашей страны не могли не затронуть и общеобразовательную школу. Создание новых типов школ, гимназий, лицеев, совершенствование всей системы обучения потребовало создания новой учебной литературы. Существующие в настоящее время учебники, несмотря на широкий выбор, не всегда отвечают потребностям новых, развивающихся видов учебных заведений.

На данном этапе, когда многими авторами активно ведется работа по созданию учебников по конкретным школьным предметам, значительно отстает разработка фундаментальных интегрированных учебных пособий, использование которых помогло бы школьникам получить более полное и объемное представление об окружающем мире, его объектах и явлениях, рассматриваемых с позиций нескольких наук. Особенность таких пособий в том, что, кроме решения мировоззренческих и общеинтеллектуальных задач, они позволяют подготовить учащихся к целостному восприятию природы, показать общность ее законов и взаимосвязь всех явлений окружающего мира. Не секрет, что существующая система естественно-научного образования в средней школе грешит тем, что учащиеся в течение ряда лет изучают отдельные предметы естественно-научного комплекса: физику, химию, биологию, программы которых не связаны друг с другом. При этом одни и те же объекты Природы трактуются со столь разных позиций, что ученики зачастую не понимают, что речь идет об одном и том же.

Начало выпуску принципиально новых учебников было положено изданием интегрированного экспериментального учебного пособия “Земля” (авторы М.Колтун, Л.Демина, Г.Гухман; Москва, МИРОС, 1994) для 8–9 классов. В 1999 году издательство “МИРОС” выпустило в свет новый комплект учебных материалов тех же авторов “Естествознание-10”, предназначенный для завершения изучения комплекса естественно-научных дисциплин в средней школе. Создание интегрированных курсов – это поиск новой учебной книги как отклик на происходящие изменения в содержании школьного образования.

Принципиально новый по содержанию и конструкции комплект “Естествознание-10”, рекомендованный Министерством образования в качестве учебного пособия для средних школ, включает: основную книгу-учебник, рабочую тетрадь для учащихся, методическое руководство для учителя. Такой набор облегчает учителю преподавание нетрадиционного учебного предмета, а ученикам дает возможность интересной самостоятельной работы с материалом учебника.

К созданию обоих интегрированных пособий издательство привлекло квалифицированных ученых, хорошо разбирающихся в школьных курсах и особенностях их преподавания. Основная книга пособия написана автором многих научно-популярных книг для детей доктором технических наук профессором М.М.Колтуном. Рабочая тетрадь, содержащая активизационный материал (кроссворды, вычислительные и качественные задачи, описания простых опытов), составлена кандидатом химических наук Л.А.Деминой. Методические материалы для учителя разработаны кандидатом технических наук Г.А.Гухман.

Содержание и структура учебного пособия “Естествознание-10” отражают то обстоятельство, что курс предназначен для будущих гуманитариев – людей, сделавших уже свой жизненный выбор в пользу гуманитарных наук и зачастую не проявляющих к точным наукам никакого интереса, считающих естественно-научные проблемы весьма далекими от их будущей профессии. Поэтому в учебном пособии не только осуществлена интеграция естественно-научных дисциплин между собой, но особое внимание уделяется выявлению точек соприкосновения естествознания с историей, психологией, различными видами искусства.

Вопрос о связи естественных наук с гуманитарными является очень непростым как в теоретическом плане, так и в практическом воплощении. Совершенно очевидно, что естественные и гуманитарные науки объединены тысячью нитей и способны постоянно обогащать друг друга. Авторы показали это в курсе “Естествознание” довольно полно и убедительно.

Свои замыслы авторы пособия проверили на практике благодаря помощи руководства и преподавателей физико-математической школы-лаборатории № 444 города Москвы. Здесь ученым была предоставлена возможность провести апробацию учебных пособий, используя творческий и организационный потенциал, а также экспериментальную базу школы. И “Естествознание-10” органически влилось в общую школьную программу обучения по предметам естественно-научного цикла. Курс завершает обучение и обобщает знания, полученные учащимися в 9–10 классах по физике, химии, биологии, экологии.

Почему была выбрана школа №444? Этому есть объяснение. Наша школа имеет статус школы-лаборатории Департамента образования города Москвы, что дало возможность привлечь для апробации проекта специалистов и учителей-предметников. Несмотря на то что школа по профилю является физико-математической, курс “Естествознание-10” вызвал большой интерес учащихся.

Сегодня в школе № 444 курс “Естествознание-10” изучается в двух 10 классах. Он не заменяет и не отменяет входящие в школьную программу отдельные предметы естественно-научного цикла – физику, химию, биологию. Он дополняет их, являясь интегрированным обобщающим курсом.

Поурочное планирование курса рассчитано на его изучение за один учебный год (136 часов, 4 часа в неделю). Школьники последовательно изучают разделы комплекта: сначала материал главы из основного учебника, затем соответствующий этой главе активизационный материал рабочей тетради. Главная цель учебных текстов – помочь школьникам составить общее представление о единой и неделимой Природе, понять суть основных явлений окружающего мира и законов, ими управляющих, представить себе место и роль Человека в этом мире. Вопросы и задания к учебным текстам составлены с учетом того обстоятельства, что работать с ними будут школьники с гуманитарными склонностями. Тем не менее эти задания, направленные на расширение кругозора учащихся, интересны и для моих учеников.

Неподдельный интерес десятиклассников вызывают практические задачи, предлагаемые в пособии. Они не требуют, как правило, дорогостоящих реактивов и оборудования и выполняются учениками на факультативных занятиях или предлагаются в качестве домашних заданий.

Особого внимания заслуживают опыты и задачи экологической направленности. Экспериментальная база нашей школы дает возможность проводить в рамках экологического факультатива ряд достаточно серьезных исследований экологической обстановки вокруг школы.

Как мне представляется, учебные пособия такого типа, как “Естествознание-10”, хотя и рассчитаны на школы гуманитарного профиля, могут быть с успехом использованы и в других общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, так как содержание и способ изложения учебного материала отражают стремление авторов заинтересовать ребят проблемами естествознания, заложить основы научного мировоззрения, помочь приобрести практические навыки, полезные в повседневной жизни.

Татьяна ЮРЬЕВА,
учитель-методист по биологии школы № 444,
заслуженный учитель, соросовский учитель

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru