Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/1999

Архив

Мария ГАНЬКИНА

Где тонко – там и рвется, или Карета скорой помощи

Словесник иногда пуще других боится какими-нибудь технологиями отбить у учеников вкус к живому языку. Но как помочь тем, у кого не срабатывает языковая интуиция? С логикой-то у них все в порядке, а вот как руке стать умной и писать без ошибок?
Практическое руководство для учеников, учителей и даже родителей

Джентльменский набор

Поздно уже. Звонок в дверь. Юля, моя знакомая. Она математик в соседней школе. У них «завис» третий класс (родная учительница собралась рожать), и закрыть амбразуру предложили Юле: некому, мол, больше, не с улицы же брать, да и дочка у тебя там… Куда деваться?
Она говорит: «Что с русским делать? Уроки я худо-бедно веду: есть учебник, темы даю, упражнения… А вот что делать, чтобы ошибок меньше становилось? Писать-то грамотно как учить?»
Юлина школа – массовая, никакая не гимназия, где дети отобраны и учителя могут погружаться с ними в грамматические категории. У Юли же всякие дети, есть и такие, что двадцать ошибок не предел. Как им помочь?
И я принялась составлять для Юли набор (точнее, аптечку скорой помощи) заданий по русскому языку, которые в образовательном центре “Азъ” уже стали своего рода классикой. Некоторые из этих работ были уже опубликованы в «Режиссуре урока» («Одиночное плавание» – “ПС” №98 за 1998г., «Стенка» – “ПС” №113 за 1998 г., «Дырявый текст» – “ПС” №28 за 1999 г., «Гербарий» – “ПС” №71 за 1999 г.). А сегодня – еще одна, в народе именуемая «клеенки».
Эти работы под силу каждому; одинаково любимы и отличниками, и двоечниками; помогают как бы невзначай открывать справедливость опостылевших правил, удивляться и радоваться русскому языку; способствуют нормальному живому общению учеников друг с другом; занимают мало времени, и их можно проводить чуть не на каждом уроке; являясь своеобразными тренажерами, помогают набить руку в грамотном письме; их можно использовать практически в любом классе начальной и средней школы независимо от темы урока; джентльменский набор обкатан в пяти классах, и учителя, которые рискнули им воспользоваться, не жалеют об этом.
Встречаю Юлю через некоторое время. Она, конечно, меня благодарит, я же придирчиво вглядываюсь в ее глаза – они и в самом деле радостные! Ребята, говорит, с жадностью и удовольствием штопают дырки, наперегонки заполняют «клеенки», из корней выращивают деревья… «С удовольствием» – достаточное ли условие успеха? Но, может, для начала это не так уж и мало?

Долгоиграющая тетрадь

С чего началась эра клеенчатых тетрадей в образовательном центре «Азъ»? Мне часто не хватало чего-то, что поддерживало бы моих ребят в хорошей форме. Чего-то вроде спортивно-лингвистических тренажеров. Положим, ознакомились мы с разновидностями чередования гласной в корне или, допустим, со спряжениями глагола. А как приучить руку безошибочно писать именно корень -бер- (а не -бир-) или в глаголе второго лица единственного числа – окончание именно -ешь (а не -ишь)?
Можно, конечно, просто пройти тему (не мимо ли? – любимая присказка моего учителя Лидии Константиновны Филякиной). Тот, у кого есть интуиция, и до всякой темы писал правильно. А вот как помочь тем, у кого интуиция не срабатывает? С логикой-то у них все в порядке, но произвести логические операции (применить правила) в диктанте или сочинении не всегда есть время и сноровка. А в записке приятелю проверять ошибки просто незачем.
Раздаточный дидактический материал? Заполнил серую бумажку; есть ошибки или нет, все одно – выбросил. Нет, здесь нужно что-то долгоиграющее, многократного использования. И вот сейчас в моем арсенале уже пять клеенчатых тетрадок по русскому языку.
Первые три были вынужденной мерой: периодически я вдруг ужасалась изобилию тех или иных ошибок. Например, за некоторыми спинами аж до третьего класса тянулись хвостом всякие «щявель» и «плачют». SOS! Чтобы покончить раз и навсегда с этим безобразием, мы с коллегой Ольгой Лапиной и придумали первый задачник – на основные фонологические правила: правописание жи-ши, ча-ща и чу-щу; чк-чн и иже с ними; разделительных мягкого и твердого знака.
Второй и третий задачники, посвященные трем китам русской орфографии – безударной гласной в корне, парной и непроизносимой согласной – вышли следом. Эти тоже были аптечкой скорой помощи моему четвертому классу. (А вообще-то первые три задачника можно запускать в работу уже во втором.)
В своем пятом классе я сделала еще два. Теперь уже не авралом, а заранее, предвкушая продвижение в материале. В одном задачнике – именное склонение и все сопряженные с ним трудности правописания окончаний, в другом – еще три больших раздела: чередование гласной в корне, правописание приставок пре- и при- и спряжение глаголов.

Технические характеристики

Все пять задачников были набраны нами в системе WINDOWS. Словесный материал в основном придумывался по ходу дела, некоторые конкретные задания позаимствованы из замечательных книжек Т.Рик и не менее замечательной книжки Г.Граник, С.Бондаренко и Л.Концевой «Секреты орфографии». Тексты для раздела «Всего понемножку» брали из книг, что лежали под рукой, и потом «дырявили».
Две страницы задачника формата А-4, выведенные в печать через принтер, засовываются в так называемый файл (суть прозрачный пакет стоимостью 2–3 рубля за штуку), и получается один лист клеенчатой тетради. Пронумерованные листы сшиваются вместе (в файлах предусмотрены отверстия). Готово!
Тексты упражнений пронумерованы римскими цифрами, а инструкции к упражнениям (см. в конце раздел «Список инструкций») – арабскими. Запись XV – №4, №13 и №20 означает, что с текстом упр.XV вы должны проделать операции,указанные в «Списке» под цифрами 4, 13 и 20.
Инструкции могут быть, например, такими: определите падеж местоимения; поставьте ударения; подчеркните качественные прилагательные; обведите в кружок сомнительную согласную; отметьте корень; выделите основы предложений и так далее. Штук 40 самых разных инструкций.
Это здорово, что к одному и тому же тексту я могу отослать ученика с любым набором инструкций – в зависимости от проживаемого материала, моих задач или конкретных проблем этого самого ученика.

Правила игры

В такой самодельной тетради-задачнике работать нужно только спиртовым маркером, который в отличие от водного собрата не стирается пальцем. Маркер должен быть не красного и не зеленого цвета, потому как красный и зеленый – цвета проверяющего.
Первый заход в задачник – это инструкция №1: «Вставить пропущенные буквы». Эта инструкция выполняется только на время, которое и записывается в конце упражнения (например, t1 = 1,5 м.) Это принципиально! Не ограничь ребят временем – и они будут долго думать, вспоминать орфограмму и, боясь ошибиться, спрашивать у мамы, какую букву вставлять. В итоге все у них будет правильно, и как раз это лишит их возможности еще раз вернуться в данное упражнение. Не голова должна думать, а рука – знать, что писать. На сочинении подчас некогда думать над орфографией – дай Бог закончить мысль. Значит, руку надо приучать быть умной.
Итак, ученик заполняет заданные номера быстро (приблизительно за одну-две минуты каждый) и отдает учителю на проверку. Если учитель не находит ошибок, то он зануляет упражнение, то есть в конце ставит зеленый или красный 0. Или другую цифру – в зависимости от количества ошибок (1 – одна ошибка, 8 – восемь).
Если в упражнении есть хотя бы одна ошибка (не говоря уж о нескольких), ученик ее вначале прорабатывает. Только после проработки (!) – стирает упражнение одеколоном (ноу-хау в этой области – дезодорант и освежитель воздуха) и заполняет его заново. Опять же на время. Появляется t2.
Учитель еще раз проверяет и еще раз выставляет количество ошибок напротив t2. И ученик с удовольствием констатирует, во-первых, что время t2 меньше времени t1. А во-вторых – что ошибок стало меньше! А то и вовсе 0!
Бывают трудные случаи, и упражнение зануляется только с третьего-четвертого раза. И не только потому, что я не проработал ошибки, но и потому, что выплывают новые. В конце концов я становлюсь асом и заполняю упражнение за каких-нибудь 40 секунд и без единой ошибочки!
На зачет по “клеенке” я должен прийти с задачником, в котором занулены или готовы к занулению все номера и выполнены все прилагаемые к ним инструкции. Но непременно будет что-то не так, и вновь по школе поплывут испарения тройного одеколона, проникая во все углы и оповещая всех о нашем зачете...
Мне симпатичны эти клеенчатые тетрадки. Правда, от размазанных одеколоном маркеров они постепенно приобретают синюшный цвет... Их тяжело таскать... Зато я вижу, как в письменных работах моих учеников после очередного задачника резко снижается количество определенного сорта ошибок..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru