Когда бедность – не порок
Как сохранить хорошее образование в
депрессивном регионе
До революции образование Вятской губернии
славилось по всей России. Плотность учебных
заведений была едва ли не самой высокой в стране.
Не случайно за свою деятельность по народному
просвещению вятское земство в начале ХХ века
получило золотую медаль в Париже. Сейчас о
европейском признании можно только мечтать:
денег нет даже на то, чтобы вовремя платить
учителям мизерную зарплату. И в то же время в
опубликованном журналом «Карьера» списке ста
лучших школ России четыре – кировские. Выходит,
традиции еще не угасли…
Роковую роль в судьбе некогда процветающей
губернии сыграли два ярких явления
социалистической действительности – Гулаг и
ВПК. Расположенный на северо-востоке европейской
части страны лесной регион оказался чрезвычайно
удобным местом для того и другого. В результате
экономика области оказалась ориентированной на
выпуск военной продукции и лесозаготовки: на
севере широко раскинулась империя Вятлага. И
поныне три основные отрасли в Кировской области
– оборонка, лес и сельское хозяйство.
Состояние этих отраслей до недавнего времени
оставляло желать лучшего. Оборонные предприятия
в основном стояли, лесное хозяйство и
деревообработка были запущены, урожаи в зоне
рискованного земледелия никогда не были
высокими. Дотации из центра составляли треть
регионального бюджета. Социальные последствия
очевидны: 60% населения живут ниже черты бедности,
ни в одной из сорока четырех территорий не
выплачивалась вовремя зарплата, область
лидировала по количеству безработных, устойчиво
росла преступность, в том числе детская. В разных
районах дети совершали от 14 до 30% всех
преступлений.
В этом году началось некоторое оживление
оборонных заводов, получивших крупные заказы.
Крупные города – Киров, Кирово-Чепецк, Вятские
Поляны, Слободской – рассчитались с долгами по
зарплате. На треть сократилось число
безработных. Расширяют производство четыре
спиртоводочных завода – универсальные доноры
любого бюджета. Введен пост вице-губернатора по
лесному хозяйству: областная администрация
намерена по максимуму использовать главное
богатство региона.
Бюджет образования (23% от консолидированного
бюджета области) даже в самые трудные годы
выполнялся на 5–10% выше, чем в среднем по региону.
За этот год он уже выполнен почти целиком.
Практически выплачены долги по зарплате за
прошлый год. За этот год средняя задолженность –
в пределах месячного фонда зарплаты.
Прекратились учительские забастовки, которые
год назад шли повсеместно.
Образовательная политика Анатолия Чурина
Главе Департамента образования Кировской
области нет еще и пятидесяти лет, однако он с
полным правом может считаться ветераном
отечественного просвещения: уже двенадцать лет
Анатолий Чурин бессменно рулит отраслью. Таких
«долгожителей» в России – буквально единицы:
кресло руководителя образовательного ведомства
всегда было самым неуютным во всех региональных
администрациях.
Профессионализм – наверное, основная причина
того, что первые секретари и губернаторы
меняются, а Чурин остается. Анатолий Михайлович
не сидел в райкомах и обкомах – вся его биография
неразрывно связана с образованием. Закончил
среднюю школу на рабочей окраине Кирова, затем
исторический факультет местного пединститута.
После службы в морской пехоте – учитель,
директор, заведующий роно. Возглавив облоно,
Чурин не сменил ни одного сотрудника: он
принципиально против модного нынче принципа «я
пришел со своей командой». Кстати, Кировская
область – одна из немногих, где нет традиционной
напряженности между администрациями региона и
областного центра, по крайней мере в сфере
образования.
Особенности вятского характера –
осмотрительность, основательность, здоровый
консерватизм. Главное хобби Чурина – фотография
– занятие для людей именно такого склада. Шеф
кировского образовательного ведомства не
радикал-реформатор, но и не ретроград. Он десять
раз подумает, прежде чем пойти на модный
эксперимент или провести эффектную
реорганизацию, но в то же время не будет
искусственно поддерживать что-то давно отжившее.
Так, с твердостью морского пехотинца Анатолий
Михайлович противостоит натиску всевозможных
ветеранско-патриотических организаций,
требующих по примеру соседей из Марий Эл ввести в
школах начальную военную подготовку. В отличие
от большинства регионов ни одно образовательное
учреждение Кировской области, частное или
государственное, не платит введенный в 1997 году
федеральный налог на пользователей автодорог:
Чурин сразу обратился к областной думе, указав,
что Закон “Об образовании” освобождает учебные
заведения от платежей такого рода. Не поддались
здесь и всеобщему ражу принудительного введения
во всех школах регионального компонента: школы
Кировской области могут свободно выбрать из
предложенных департаментом четырех предметов –
граждановедение, краеведение, экология,
экономика – либо что-то другое, соответствующее
направленности учебного заведения.
Главный вектор образовательной политики
Анатолия Чурина – почти донкихотское
противостояние положению Закона РФ «Об
образовании», снизившему планку обязательности
со средней до основной школы. Вдумайтесь: в
отдельно взятой области, причем одной из самых
бедных в России, фактически вопреки
существующему законодательству проводится курс
на сохранение всеобщности среднего образования!
Чурин не устает убеждать учителей, директоров,
заведующих роно, что сегодня как раз то время,
когда можно и нужно учить всех. Просто нужно
разводить потоки учащихся по тем программам,
которыми они способны овладеть, а не учить всех
по единому шаблону. Для сильных ребят в области
открываются инновационные школы – сейчас таких
48, классы с углубленным изучением отдельных
предметов (489), профильные классы (442). Для слабых –
классы компенсирующего обучения (388), классы
выравнивания (108). За двенадцать лет количество
средних школ увеличено на 183. Одновременно
департамент развернул настоящую борьбу со
второгодничеством и отсевом учащихся из
основной школы. Чурин уверен: если оставлять
проблемных подростков за дверями школы,
показатели детской преступности взлетят вверх
так, что никому и не снилось… За последние годы в
области идет сокращение второгодников и
отчисленных из школ.
Результаты чуринских усилий впечатляют: если в
80-е годы, когда существовал обязательный всеобуч,
в старшие классы поступало чуть больше половины
выпускников основного звена, то сейчас эта цифра
выросла до 66 процентов. В общей же сложности
среднее образование получают 96% молодежи. Не
приходится говорить и о существенном снижении
качества: в 1988 г. в области было всего 37 золотых
медалистов, сейчас их – 220.
Однако, придавая первостепенное значение
именно добротной массовой школе, открытой для
всех, в Кировской области не забывают и про юных
граждан, отмеченных печатью одаренности.
Качество работы кировских педагогов в этом
направлении признано их соседями: коллеги Чурина
по ассоциации «Образование Большой Волги»
заказали ему разработку модельной
межрегиональной программы «Одаренные дети». И не
случайно. В области создан центр по работе с
одаренными детьми. Ежегодно организуется Летняя
математическая школа, которая фактически
превратилась во всероссийскую базу по
подготовке одаренных математиков. Создана целая
система проведения предметных олимпиад, в
которых активно участвуют вузовские
специалисты. За десять лет из стен Кировского
физико-математического лицея вышли пятьдесят
победителей всероссийских олимпиад. Кировские
выпускники активно поступают в самые престижные
вузы: в МГУ уже появилось целое землячество. В
отличие от многих студентов из провинции
кировчане не теряются в большом городе – ни один
не отчислен. Преподаватели говорят о высокой
готовности вятских студентов к самостоятельной
работе.
Кировская инноватика
Об инновационных учебных заведениях Кирова
стоит рассказать подробнее. В областном центре
за последние годы сложилась целая система школ с
продвинутой формой обучения: гуманитарная
гимназия, экономико-правовой,
химико-биологический, физико-математический
лицеи, православная гимназия, востоковедческая
лингвистическая гимназия… Их директора тесно
общаются между собой и даже начали обмениваться
детьми: ведь склонности ребенка проявляются не
сразу. Три года назад они активно участвовали в
разработке регионального положения об
инновационных учреждениях, в котором
предусмотрены десять дополнительных ставок
кружковой работы и полторы тысячи
дополнительных часов. А директор Вятской
гуманитарной гимназии Александр Галицких
является членом коллегии департамента
образования, где успешно отстаивает интересы
инновационщиков.
Вятская гуманитарная гимназия (в Кирове ее
называют короче – ВГГ) – старейшая в городе: она
была образована в 1991 г. на базе английской
спецшколы № 29. Та, в свою очередь, имела
предшественником созданное в 1908 г. частное
восьмиклассное коммерческое училище, здание
которого до сих пор является основным учебным
корпусом. Селекции на углубленные и
общеобразовательные классы здесь нет: все классы
– гимназические. Среди преподавателей – два
доктора наук, пять кандидатов, три соросовских
учителя. В вузы поступают свыше 90% выпускников,
диапазон – от МГИМО до Академии ФСБ.
Галицких называет свое учреждение школой
воспроизводства вятской интеллигенции: свыше 70%
детей – из семей врачей, учителей, ученых,
вузовских преподавателей. Видимо, конкурс пять
человек на место отпугивает «новых русских»: им
проще сдать ребенка в частную школу. Тем не менее
ВГГ, семь лет назад перешедшая на новый
хозяйственный механизм, активно зарабатывает
дополнительные средства. Основных источников
три: платные образовательные услуги,
внебюджетный родительский фонд поддержки
образования (собирают по 25 рублей в месяц с тех,
кто в состоянии платить, таких примерно две
трети) и попечительский фонд (гимназия имеет
порядка тридцати попечителей). В общей сложности
внебюджетные и бюджетные средства соотносятся
как 1 к 10. Раз в полгода в гимназической газете «Long
Live Gymnasia!» публикуется полный финансовый отчет.
Кировский экономико-правовой лицей в рейтинге
ста лучших школ России занимает семнадцатое
место, а среди лицеев – шестое. Его воспитанники
традиционно получают призовые места на
Московском олимпийском марафоне, в российских
олимпиадах по праву. 98% выпускников поступают в
вузы, 70–80% – трудоустраиваются по выбранной
специальности. Конкурс – шесть – восемь человек
на место, основной контингент учащихся –
опять-таки дети интеллигенции, четверть учеников
– иногородние. Лицей вообще уделяет большое
внимание работе с ребятами из области: здесь
действует заочная экономическая школа для детей
из сельских районов, научно-методическая служба
обеспечивает работу тридцати сельских школ по
преподаванию экономики.
Советские дети
Качественное образование для сельских детей,
составляющих почти треть от всех школьников, –
постоянная головная боль Анатолия Чурина. С
одной стороны, вроде бы чем ближе к дому учится
ребенок, тем лучше. С другой – нельзя в школе с
тремя десятками воспитанников обеспечить
полноценное образование. Закрывать же
малокомплектки хорошо только на бумаге: там не
согласны родители, здесь нет денег на автобус, а
где-то нет дорог… В итоге в райцентровских
школах стали создавать классы с углубленным
изучением предметов: там могут учиться те, у кого
есть желание и возможность. А для самых ярких
«звездочек» было решено открыть лицей в городе
Советске.
Советск – настоящая жемчужина Кировской
области, центр планируемого здесь национального
парка. Это не мешает району быть глубоко
дотационным: доходная часть составляет всего
половину бюджета. На образование выделяется 13
млн рублей (25%), долги просвещения – 12 млн. «Проще
говоря, мы банкроты», – оптимистично заявил
начальник районного управления образования
Владимир Тихомиров. Задолженность по
учительской зарплате – семь месяцев, по
книгоиздательским компенсациям вообще тянется с
1996 года. Учителя неоднократно бастовали, суд
периодически блокирует счет роно, в котором нет
даже компьютера… Именно здесь теперь учатся
двести старшеклассников из четырнадцати
сельских районов области.
Два года назад в Советске закончился ремонт
здания, в котором до революции располагалась
местная гимназия. В нем и было решено разместить
лицей. «Мой дед в семнадцатом году закрыл
гимназию, а мне довелось ее открывать», –
улыбается Владимир Сергеевич. Сейчас в лицее
преподают лучшие педагоги Советска – завучи
школ шли сюда простыми учителями. Два профильных
блока – гуманитарный и физико-математический.
Учебный процесс приближен к вузовскому:
лекционно-семинарская система, зачеты.
Современный компьютерный класс. Лицей работает
лишь второй учебный год, но первые результаты уже
есть: больше половины воспитанников учатся на 4 и
5, двое – дипломанты пушкинского конкурса юных
поэтов. Правда, сами лицеисты больше гордятся
другим – победой в районных спортивных
состязаниях, где они обошли даже местное
педучилище. Что ж, стереотип «ботаников» разбит…
Четвертая часть лицеистов – из многодетных или
малообеспеченных семей. Многие только здесь
впервые в жизни увидели компьютер. Общежитие
бесплатное, качественное четырехразовое питание
обходится родителям в 10 рублей в день. Никаких
платных услуг здесь пока не оказывают,
внебюджетных средств нет. Сейчас директор лицея
Людмила Шарина думает об открытии платных
подготовительных курсов и очно-заочного
отделения.
Лицей – не единственная образовательная
достопримечательность Советска. На 36 тысяч
жителей здесь 63 образовательных учреждения, в
том числе три детских дома, пять школ-комплексов,
два ПТУ, три техникума и единственная в области
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат II вида для слабослышащих детей. В
ней учатся 165 ребятишек со всех районов области,
из них 92 инвалида. Большинство детей – из
неблагополучных семей, преимущественно
сельских; есть такие, чьи родители лишены прав,
есть находящиеся на полном государственном
обеспечении.
Школа работает уже 60 лет, и за это время она стала
своеобразным областным методическим центром:
здесь проводятся занятия для педагогов и
директоров специализированных и массовых школ,
сотрудники на собственном автобусе выезжают в
села, встречаются там с учителями, родителями,
осматривают детей. Среди бывших выпускников –
врач-кардиолог, зубные техники, воспитатели,
библиотекари; учителя нередко буквально творят
чудеса, открывая детям возможность полноценно
войти в большую жизнь. Вместе с тем материальная
база вызывает в буквальном смысле слезы: в
учебном корпусе нет ни одного компьютера,
практически нет другой техники, здание интерната
отапливается дровами, в маленьких комнатках в
два яруса, впритирку друг к другу – старые
кровати. «Какие попечители, – вздыхает директор
Нина Перминова, – основная масса родителей не в
силах чем-либо помочь: привезут ребенка даже без
нижнего белья и оставят у ворот…»
Жена фермера – это не призвание, а профессия
В Кировской области работают 52 учреждения
начального профессионального образования. Здесь
не имеют средств для того, чтобы по примеру
Самарской или Московской областей взять училища
в региональную собственность. Однако внимание
системе начпрофа уделяется повышенное.
Политика области в сфере НПО определяется
тремя основными направлениями. Первое состоит в
повышении уровня квалификации выпускаемых
специалистов: рабочие первого-второго разрядов
сейчас никому не нужны, поэтому училища области
дают третий – пятый разряды. Восемь лучших
училищ получили статус профессионального лицея,
где наряду с начальным можно получить среднее
профессиональное образование.
Второе направление – расширение спектра
профессий на основе изучения потребностей рынка
труда. В отличие от самарских коллег здесь не
пошли по пути волевого закрытия неперспективных
профессий, связанных с машиностроением. Просто
перечень профессий во всех училищах был
существенно увеличен, а набор на неперспективные
– временно прекращен. За несколько лет ввели
около тридцати новых специальностей – таких, как
секретарь-референт, владелец малого предприятия,
коммерсант, бухгалтер-экономист, фермер, хозяйка
усадьбы (проще говоря, жена фермера), мастера
ремесел. Широко практикуется подготовка по
смежным специальностям: например, портной с
умением моделировать одежду или мастер ремесел с
навыками организации малого предприятия. За счет
регионального компонента во многих профессиях
введены такие предметы, как бухучет, организация
малого предприятия, правовое обеспечение
предпринимательской деятельности.
Третье направление – привлечение внебюджетных
средств за счет развития производства и платных
образовательных услуг. В регионе есть учебные
заведения, которые зарабатывают по полтора – два
миллиона рублей в год. Кировская область – одна
из немногих, где вовремя поняли всю абсурдность
создания специальных учебных центров при службе
занятости и передали все переобучение
безработных учреждениям системы начпрофа. Так,
лишь за 1998 год переобучили 4300 человек.
Итоги, как говорится, налицо. Средний конкурс в
училища по области – от четырех до пяти человек
на место. Если четыре года назад почти половина
выпускников шли со свободными дипломами, то
сейчас количество нетрудоустроенных
сократилось до 12%: это значительно выше, чем в
среднем по России или в соседних областях.
Один из примеров новых подходов к организации
начпрофа – профессиональный лицей № 49,
созданный на основе кулинарного училища. «Нас
достал Хазанов со своим студентом кулинарного
техникума, и мы решили перестроиться!» – смеется
директор Татьяна Корепанова. Рабочая профессия
– повар, кондитер, на базе лицея дают среднее
профессиональное образование по специальностям
техник, технолог общественного питания и
коммерсант, по желанию можно дополнительно
получить квалификацию бармена или официанта.
Конкурс – 10–12 человек на место.
Производственной деятельностью лицей не
занимается, но за счет платных образовательных
услуг зарабатывает 700 тыс. рублей в год.
Частное образование: ребята, давайте жить
дружно!
Как ни парадоксально, в очень небогатой
Кировской области весьма неплохо развито
частное образование. Несколько частных школ, 79 (!)
негосударственных учреждений начального
профессионального образования, 7 – среднего, 18 –
высшего (из них 8 аккредитовано). И хотя к качеству
работы «частного сектора» – особенно школ –
есть немало вопросов, Департамент образования не
надувает губки и не сторонится брезгливо, а,
напротив, всячески старается помочь. На все
частные учебные заведения в полной мере
распространяются те же права и льготы, что и на
муниципальные и государственные. По инициативе
департамента создана Ассоциация
негосударственных образовательных учреждений,
включающая пока только вузы, но планирующая
объединить всех негосударственников. Наконец,
директор Кировского филиала негосударственного
Московского гуманитарно-экономического
института Лариса Копысова включена в состав
Совета ректоров.
Выбор пал именно на Копысову не случайно. Ее
филиал выгодно отличается от многих своих
собратьев тем, что изначально стремится
поставить себя в равные условия с
государственными вузами. В те же сроки, а не позже
проводятся вступительные экзамены, арендовано
внушительное здание НИИ, открыто большое дневное
отделение, прекрасная библиотека на 50 тыс. томов,
производственная практика на пятидесяти
предприятиях, учреждениях и фирмах, ежегодные
научные чтения, куда съезжаются ученые от Москвы
до Новосибирска… Филиал имеет три великолепных
компьютерных класса, компьютеризированы и
завязаны в одну сеть все службы, начиная с отдела
кадров и заканчивая четырнадцатью кафедрами. Его
криминалистическому комплексу может
позавидовать любой университет. Филиал МГЭИ –
единственный негосударственный вуз в Кирове,
конкурс в который достигает пяти человек на
место, при том что плата за обучение здесь самая
высокая – 9 тыс. руб. в год. 11% абитуриентов –
золотые и серебряные медалисты. Выпускники
трудоустраиваются по специальности практически
стопроцентно.
Конечно, учреждение Копысовой – скорее
исключение, чем правило, и не только для Кирова.
Важно другое – сам факт сотрудничества
управленцев и негосударственников, столь
нехарактерный для многих других регионов. Когда
я, уже прощаясь с Чуриным, сказал ему об этом,
Анатолий Михайлович пожал плечами: «Если школы и
вузы конкурируют между собой – выигрывают дети».
Как все, оказывается, просто…
Сергей ПОЛЯКОВ
Киров – Москва
P.S. Автор признателен Александру ИЗМАЙЛОВУ
за неоценимую помощь в работе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|