Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Да, попечительские советы школам нужны

Но именно поэтому сегодня лучше не торопиться с их повсеместным введением

Министерское примерное положение о попечительском совете застряло в высших слоях власти. Минюст и Главное правовое управление президента (работа ведь началась после указа президента) затягивают принятие окончательного решения, и сейчас идут мучительные согласования по отдельным пунктам текста этого положения.
Хотя на самом деле это примерное положение необходимо не столько для того, чтобы люди действовали по его букве, сколько для того, чтобы те школы, которые считают для себя необходимым создавать такие советы, принимали свои школьные, уже не примерные положения и начинали работать. Удивительное дело, с которым, наверное, впервые столкнулось министерство: обсуждение еще только начинается, а чиновники оказались как бы между двух огней – молотом общественных ожиданий и наковальней правительственных требований.
...В редакцию пришли представители родительского комитета московской школы №1252 на Соколе. Ирина Евгеньевна Бархударова, председатель комитета, и Наталья Анатольевна Горшкова. Принесли огромную папку материалов по попечительским советам. Все опубликованные проекты, все статьи из нашей и других газет. Нам казалось, что идея создания совета обсуждается только деятелями образования: учителями, директорами. Оказалось, родители – не все, конечно, но довольно значительная часть – напряженно следят за развитием событий. И в Москве, и в регионах идет поиск возможностей попечительского влияния на школу. Неожиданный эффект: еще нет самого решения на правительственном уровне, но общество уже увидело реальную возможность проникнуть в школу. Нам звонили родители из Красноярска, пришло письмо из Бурятии, обратилась инициативная группа из Приморья, по электронной почте прислали письмо бизнесмены из Ростова; каждый день мы получаем информацию о том, что дело сдвинулось с мертвой точки, при этом почти все родители отказываются от функции контроля за школой. Всех пугает должность контролера, надсмотрщика, ревизора школьных дел. С другой стороны, родители хотят участвовать в изменении программ, в поиске денег для школы.

Система образования сделала первый шаг – дала возможность обществу принять участие в школьной жизни

– Мы хотим отказаться от практики сбора денег с родителей. Нам нужна легальная возможность привлекать благотворителей – это первое. Второе – нам нужна легальная возможность требовать от учредителей соблюдения ими своих обязательств, – говорят Ирина Бархударова и Наталья Горшкова.
Бизнесмены из Ростова:
– Мы готовы отдавать свои деньги не в общий котел городских налогов или сборов, а целевым образом направлять средства в нашу школу. Нам не нужны льготы – утонем в бюрократических процедурах. Пусть, например, те 5%, которые мы перечисляем в городской бюджет, идут в реальную школу, и мы будем знать, на что эти деньги истрачены.
Об этом же говорят и москвичи:
– Мы знаем, что спонсоры, которые перечисляют деньги на строительство спортивных сооружений, освобождаются от 5% сборов в городской бюджет. Почему нельзя сделать так же и с деньгами, перечисленными в школу?
Действительно, почему?
Оказалось, это проверили сами родители московской школы № 1252: банки, фирмы, предприниматели нуждаются в одном – точно знать, на что идут их деньги.
Суммы взносов могут быть значительные – от 10 000 до
50 000 рублей, но есть два условия.
1. Надо избежать двойного налогообложения: государство или местные власти должны признать, что прямое перечисление средств на счет школы – это уже часть налога. Подчеркиваем: речь идет не о льготе, а о том самом взаимозачете, который сейчас так развит.
2. Попечители хотят через эти средства участвовать в согласовании образовательной программы школы.
Какую схему действий предлагают родители?
– Надо создавать при попечительском совете фонд развития школы. Чтобы он стал юридическим лицом со своим счетом. И чтобы не директора проверяли и держали в узде инспектора и ревизоры – пусть они придут к попечителям. И пусть мэр города, учредитель школы, объясняется не с директорами, а с попечителями.
Правда, директорский корпус сейчас настроен пессимистически – слишком много сил потрачено на создание общественных органов управления школой и слишком они были неэффективны.
“Люди, к которым я решила обратиться за финансовой помощью, все работают на железной дороге. Это единственное место, где у нас работают жители поселка, – пишет директор школы из Забайкалья Т.С.Пакулова. – Семь подразделений нашей дороги и два коммерческих предприятия меня поддержали. Это был как раз конец учебного года, шли экзамены, я выкраивала время и “вылавливала” начальников этих подразделений, тратила все свое красноречие, чтобы объяснить, что за совет мы создаем. Объяснить им, что они могут делать, как помогать. Чтобы потом на своих планерках они могли рассказать рабочим, родителям наших детей, в чем суть дела. При этом я первая внесла свои 10 рублей, чтобы положить начало сбору средств. После этого мы три вечера заседали с родительским комитетом, потому что приходили не все, а я задалась целью каждому объяснить все. На третьем этапе мы распределили деньги на покупку краски, кисточек и всего, что было необходимо для проведения ремонта. Все это я подробно рассказываю для того, чтобы вы поняли, как все это трудно делается в организационном плане. Сколько времени, сколько сил уйдет только на создание попечительского совета! Написать на бумаге и перечислить функции совета – это раз плюнуть, как иногда у нас говорят. Так вот, многие директора и “плюнут раз”, благополучно переписав все из примерного положения в свои планы, что, кстати сказать, у нас в районе уже и делается. Ведь в роно уже потребовали скорее создавать эти советы”.

Как только начнется широкая кампания по насаждению, внедрению, распространению попечительства, это будет гарантированный провал идеи общественного управления школой

...А что если на этот раз поступить по-другому: не требовать создавать советы.
Там, где есть родители, которые хотят стать попечителями, пусть создают.
Система образования сделала первый шаг – дала возможность обществу принять участие в школьной жизни.
Теперь очередь общества: если в нем есть здоровые силы, готовые поддержать школу, то пусть это будет минимальное количество советов, зато они будут действовать.
– Я готов быть подотчетным всем родителям школы, – говорит директор школы из Улан-Удэ Владимир Михайлович Гуляев, – лишь бы те ревизоры, которые приходят к нам из тех же организаций, которые должны нас финансировать, общались с родителями, а не со мной. Не потому, что я их боюсь, директор у нас уже никого не боится. Дело в том, что они меня не боятся, им не стыдно смотреть в глаза директору. Хотя именно эти органы управления отвечают за наше финансирование. Значит, получается так: вначале нам не дали денег, а потом пришли проверить, на какие средства мы выжили. А если бы мы не нашли этих средств, как бы дети учились? Нам нужен такой совет, чтобы стоял, как броня, защищая школу.
...Не нужно заставлять директора создавать себе общественный орган управления. Как только административным способом начнется широкая кампания по насаждению, внедрению, распространению попечительства, это будет гарантированный провал идеи общественного управления школой.
Мы бы хотели предложить два на первый взгляд противоречащих друг другу тезиса.
Первый: попечительские советы школам нужны.
Второй: не будем торопиться. Потому что инициатива создания советов принадлежит не директору, а самим родителям.
Сейчас нужно время, чтобы идея себя зарекомендовала. Сколько времени? Год, два – не больше. Советы все равно возникнут, но только там, где есть реальные люди, которым эти советы нужны. И пусть их будет на первых порах немного: мы же не будем вводить отчетность и вести соцсоревнование по показателям, так ведь? Тем более что показателем является не количество советов, а уровень средств, сумма денег, появившихся в школе после организации совета.
Если через год-два люди увидят, как при помощи школьного попечительского совета можно помогать школе, движение станет массовым.
Если же административными методами через год у нас возникнет по совету в каждой школе, а еще через год станет ясно, что пользы от них никакой, скажут: вот видите, снова пустая затея! Снова реформа – и снова полный провал.
Ну что, разве не так?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru