Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/1999

Архив

А читать по занудному списку я не буду!

Кому не приходилось слышать жалобы родителей: «Не заставишь сесть за книгу!»

А может быть, именно заставлять-то и не надо? Ведь увлечь ребенка чтением совсем нетрудно, если соблюдать некоторые простые правила.

Да, есть немало детей, которые действительно не хотят читать. Не хотят читать то, что навязываем мы. Потому что предлагаемая литература так часто не соответствует их интересам и потребностям, а то и возможностям (сразу оговорюсь, что я не имею в виду старшеклассников). Самостоятельно же выбрать себе книгу дети уже и не пытаются – думают, что все они одинаково скучные. Однажды пришел ко мне в 6 класс новенький и на предложение взять у кого-нибудь список книг для внеклассного чтения заявил: “Не буду я по списку читать, все списки занудные!” Пришлось пойти на пари, поспорить с ним на конфетку. Я утверждала, что в списке (который я составила сама из 20 самых интересных детских книг) он обязательно найдет хотя бы две-три, которые его заинтересуют. Он – что этого не будет. Срок для разрешения нашего спора мы по взаимному согласию установили в два месяца. За это время мальчик должен был прочитать хоть первые несколько страниц из каждой книги... Он подошел ко мне через две недели:

– Инна Яковлевна, нашел! Про Миклухо-Маклая, “Человек с Луны”! Всю прочитал за два вечера! Буду дальше смотреть!

Еще через неделю он “высмотрел” рассказы Юрия Яковлева. А к концу учебного года попросил у меня “еще какой-нибудь список”...

Оказывается, увлечь ребенка чтением совсем нетрудно, если соблюдать некоторые простые правила.

Прежде всего не нужно настаивать на том, чтобы пяти-семиклассник непременно читал классику и вообще “серьезные вещи”. Готовность к восприятию таких книг приходит постепенно. Пятнадцатилетнему подростку будет трудно понять Толстого, если в детстве он не читал Алексина и Яковлева, Майн Рида и Вальтера Скотта, Яна Грабовского и Сетона-Томпсона. Поэтому не будем спешить. Аргументы типа “я в твои годы читал(а) Тургенева и Чехова” несостоятельны. Потому что время психологического (в том числе читательского) созревания у всех разное. (Совсем другое дело, если ваши сын или дочь сами потянулись к “Евгению Онегину” или “Войне и миру”. Но мы говорим сейчас не об этих детях.)

Необходимое условие читательского созревания ребенка – умение взрослых учитывать его индивидуальность, его интересы и склонности. Тот, кто любит животных, не останется равнодушным к рассказам Чаплиной и Яна Грабовского (позже он с удовольствием прочтет и Сетона-Томпсона). Мечтающий о путешествиях и приключениях вряд ли бросит, едва начав, повесть А.Чумаченко “Человек с Луны”. Ну а если пришла пора первых влюбленностей – очень кстати окажется “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви” Р.Фраермана...

Не пугайтесь, если подросток читает исключительно фантастику. Просто вместо низкопробной или посредственной предложите ему хорошую: Рея Брэдбери (“Р – значит ракета”, “Все лето в один день”, “Ночная встреча”), “Неукротимую планету” Гарри Гаррисона, несложные рассказы из сборников Айзека Азимова. Для младших очень хороши “Девочка с Земли” Кира Булычева и “Ковер-Самолет” В.Крапивина (а также другие его повести). Важно, чтобы у ребенка была свобода выбора, даже если у него самого нет пока определенных желаний. Лучше всего положить перед ним сразу несколько книг – уж если, пролистав, выберет сам, то скорее всего прочтет.

Однако правильный выбор книг – это полдела. Не менее важно поведение родителей.

Ни в коем случае не ругайте, не упрекайте ребенка за нежелание читать. Не настаивайте, чтобы ребенок непременно дочитал начатую книгу, если она ему не нравится. Книга не горькое лекарство, которое нужно принять через силу. Она должна приносить человеку радость. Если за нее “засаживают” насильно, никакой пользы не будет. И – что самое грустное – ребенок может так никогда и не найти книг, которые его увлекут. И тогда в будущем, освободившись от родительского давления, он уж точно читателем не станет.

Но как же все-таки пробудить и поддержать интерес ребенка к чтению? Очень просто. Побольше и почаще читайте ему вслух. Даже если у вас катастрофически не хватает времени, хотя бы две странички в день обязательно. Ребенок, который любит, чтобы ему читали, раньше или позже зачитает сам.

Многие родители считают, что читать вслух нужно только дошкольникам или младшим школьникам. Это заблуждение! Вспомним старинную традицию семейных чтений, в которых участвовали и родители, и младшие дети, и подростки-гимназисты. Жаль, что мы ее забыли, ведь ничто не сближает так, как чтение вслух, когда возникают общие эмоции.

Помню, что у меня, десятиклассницы, интерес к Пушкину возник после того, как мой старший двоюродный брат прочитал мне свое любимое пушкинское стихотворение и лирическое отступление из “Онегина” – “Так полдень мой настал...”. И то, что я услышала тогда в его искреннем, задушевном исполнении, стало (и остается до сих пор!) любимым и для меня...

По своему учительскому опыту знаю, что нет такого ребенка, который устоял бы перед этим нехитрым приемом. Настанет момент, когда он возьмет книгу сам.

Инна КЛЕНИЦКАЯ,
учительница русского языка и литературы

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru