Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/1999

Архив

Школа в тени национальной доктрины

“Национальная доктрина образования в Российской Федерации” – новый глобальный документ, определяющий магистральные линии образовательного процесса на ближайшие четверть века (точнее, проект, открытый для обсуждения). Одно из первых и главных положений документа звучит так:

“Система образования должна обеспечить:

– историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
– воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью”.

Первым делом, первым делом патриоты…

Но почему?

Великодержавные сны

Сама по себе доктрина не лучше и не хуже других: декларативна, пафосна, утопична. Если не считать нескольких дельных тезисов (о минимальном уровне зарплаты преподавателей и стипендий студентов), то в остальном авторы строго придерживались законов жанра (“стратегия, не обеспеченная тактикой”), но, вероятно, так и должно быть. Самое замечательное, что государство наконец согласилось признать образование приоритетной сферой развития, и нам остается лишь аплодировать “решимости и воле государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования”. Безумству храбрых, конечно, – но разве есть иные плечи?

Вообще поражает стратегическая отвага доктрины: это какие-то яблони на Марсе. Например, требование к системе образования: обеспечить “непрерывность образования в течение всей жизни человека”. Или претензии государству: обеспечить не только “высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи”, но и “гармонизацию национальных и этнокультурных отношений”. Кажется, для этого нужна не только другая страна, но и иная реальность…

Но, вероятно, подобный документ просто обязан быть мечтательным. Для нас же он важен как некая презентация идеальной модели образования, как демонстрация не столько направлений, сколько государственных ожиданий, предъявляемых школе и вузу.
А они по меньшей мере любопытны. Одна из стратегических задач сформулирована как “восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики”… Благое дело – реанимация мифа. Но именно в контексте этих позывов вполне логичен приоритет патриотического и “высоконравственного” воспитания школьников.

Здесь “хвост виляет собакой”. Патриотическое воспитание – едва ли не единственный лозунг, который реально и в самом скором времени начнет осуществляться. Это вам не “систематическое обновление всех аспектов образования”. И не “создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования”.

Для этого даже много денег не понадобится.

В поисках новой идеологии?

Феномен патриотического воспитания в советской школе мало изучен, а жаль: роскошная тема для психоаналитиков, культурологов и философов. Нынешние выплески черносотенства, массовая ксенофобия и этнофобия, безусловно, спровоцированы событиями последних лет, но фундамент формировался в школе. В те идиллические, на чей-то взгляд, времена, когда советский слон был самым лучшим слоном в мире, а великая общность – советский народ – громко возмущалась расовой дискриминацией в Америке.

Но не только тогда. И в последние годы, когда школа – чего уж там! – нередко злоупотребляла лубочной “Россией, которую мы потеряли” с ее диаграммами экспорта зерна до 1913 года, золотыми куполами и взыскующим черноземом.

Для подросткового сознания та дремучая Русь ничуть не безобиднее, нежели кипучая Русь советская: и то, и другое – злокачественный миф. Конечно, нельзя все валить на школу, но нельзя и не замечать, что сегодня мы пожинаем результат от обратного. Сегодняшний рост национализма и шовинизма есть в значительной степени попытка мировоззренческого реванша, компенсаторная борьба за тот легендарно-самодостаточный образ Родины, который формировался на уроках истории, литературы, географии, военного дела, наконец.

И ни Министерство образования, ни РАО не могут не знать, на какую почву – и в какое время – упадет доктринальная идея школьного патриотизма.

Их, впрочем, можно понять. Им трудно. Мыслимое ли дело – школа, свободная от идеологии?

Не протестантскую же этику предлагать взамен коммунистического воспитания...

В дни всеобщей гармонизации

“Если в ком-нибудь из нас был взращен культ своей родины, ее прошлого, наконец, религии и церкви – это, конечно, было сделано университетом, хотя любопытно, ни одним словом не навязывался нам этот культ; но он возникал сам собою из общего отношения к делу – как общим же отношением к делу, вопреки отдельным зазываниям к этому культу, мы от него непреодолимо отвращались в средней школе”, – писал В.В.Розанов в “Сумерках просвещения”.

Станет ли новейший патриотизм для наших детей опытом этого “непреодолимого отвращения” к Родине? Думается, сегодня мы так просто не отделаемся. Слишком интенсивно, слишком кроваво проходит на юге процесс “гармонизации национальных и этнокультурных отношений”; как никогда громкоголосы и неуязвимы анпиловы-макашовы-баркашовы-кондратенки; как никогда активны подмены социальных задач националистическими спекуляциями.

Любовь, как известно, – чувство в принципе невоспитуемое. Зато вполне можно воспитать национальное чванство, великоросскую спесь, ностальгические или реваншистские настроения. Мы помним, как это делается. Способны ли авторы доктрины предложить какую-то философию патриотического воспитания, которая создавала бы к ним иммунитет?

Очень сомнительно.

Обращаемся к авторам доктрины. Пожалуйста, расшифруйте, что вы понимаете под патриотизмом. Опубликуйте подробную программу, концепцию, проект патриотического воспитания. Аргументируйте, почему, зачем и, главное, как, какими методами и на каком материале вы собираетесь воспитывать в детях это, безусловно, высокое и благородное чувство.

Евгения ДОЛГИНОВА

P.S. Пока пишу эту заметку, идет “Сегоднячко”. Cюжет: завхоз издательства сжег (!) целый тираж учебника “Знаете ли вы театр?”. Прочитал, возмутился и сжег: узнал, что русская культура испоганена инородцами. Например, фамилия Качалова – Шверубович. Невыносимо! Потрясает не только сам факт вандализма, но и полная безнаказанность исполнителя. Патриотическое отправление организма прошло в условиях полного общественного нейтралитета. Неужели игры патриотов будут продолжены при участии школы?

От редакции.

Что такое патриотизм, можно ли его воспитать и должна ли этим заниматься школа?

После того как вы прочитали письма и статьи этой полосы, вы, наверное, согласитесь, что это не умозрительные вопросы, относящиеся к области педагогических теорий, а то, от чего по-настоящему зависит будущее наших детей.

Патриотизм – слово, обворованное взрослыми. Слишком многое им прикрывается. Ну а если речь действительно идет о воспитании любви, то можно ли это сделать?

Взрослые, говорящие о патриотическом воспитании, искренне уверены в том, что ведут речь именно о привитии любви к Родине. Вот почему их проекты так неконкретны и беспомощны.

Беда идеи патриотического воспитания в школе прежде всего в самой формулировке задачи. Когда взрослые вторгаются в личный мир ребенка и объясняют ему, что или кого он должен любить, они получают лишь один ответ: неприятие, отстранение, раздражение. Увы, это почти неизбежно: дети гораздо свободнее взрослых, и их слух быстрее чувствует фальшь. Нам нужно бережнее относиться к слову “патриотизм”, особенно в школе. Ведь настоящий патриотизм (как и другие искренние чувства) не может жить в одном измерении с пошлостью и ложью.

Совсем недавно мы печатали отрывки из детских ответов на вопросы мировоззренческих анкет, в которых был и вопрос о Родине. И, к удивлению взрослых, оказалось, что Родиной дети чаще всего называют не свое государство, а регион, город, улицу, где они живут. Возможно, кому-то это не понравится, но именно такую Родину – конкретную, пусть малую, но ту, которую они любят, – они и готовы защищать. А сделать так, чтобы наши дети полюбили свою страну, при помощи методических разработок или законов мы не сможем.

Пока государство не станет внимательно к ним, пока оно не перестанет бросать их на произвол судьбы в кровавых драмах, прикрываясь бесконечным и безразмерным долгом служения Родине, патриотизм будет для них чужим словом. И стоит ли на пороге школы повторять его лишний раз?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru