Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/1999

Архив

...У детей отнимем, но экономику спасем?

12 октября на брифинге в Министерстве труда и социального развития России была представлена информация о том, что в регионах уже идет работа по выполнению нового закона о детских пособиях, который позволит оказывать адресную поддержку и высвободить средства для погашения долгов. Мы решили выяснить, действительно ли этот закон улучшает ситуацию. Но оказалось, что введение в действие Федерального закона 171-ФЗ от 23 июля 1999 года “О внесении изменения в статью 16 Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей” окончательно запутало историю с выплатой детских пособий.

Согласно этому закону право на получение детского пособия отныне имеют только те граждане, чей средний доход не превышает одного прожиточного минимума. До сих пор право на получение пособия не ограничивалось доходом семьи, хотя фактически пособия уже много лет получают лишь малообеспеченные семьи. Поэтому под давлением губернаторов еще в июле 1998 года был принят закон №134-ФЗ, требующий выдавать пособия лишь тем, кто имеет доход не более двух прожиточных минимумов. Однако 134-ФЗ так и не вступил в силу, поскольку федеральными властями до сих пор не определен необходимый для этого размер потребительской корзины.
В нынешнем году губернаторы вновь обратились к правительству с просьбой ввести в качестве норматива уже один прожиточный минимум. Хотя Дума отрицательно отнеслась к этой инициативе, закон все же был принят с оговоркой, что действует он только до 1 января 2000 года.

Какой закон придется выполнять?
Если до окончания действия закона №171-ФЗ от 23 июля 1999 года будет рассчитана и принята стоимость потребительской корзины, с 1 января 2000 года в действие автоматически войдет закон №134-ФЗ, утверждающий два прожиточных минимума. Если этого не произойдет, 16-я статья Закона о государственных пособиях прекратит существование, то есть будет совершенно непонятно, кому платить детские деньги.
“Такого законодательного курьеза в истории Думы еще не было, – считает Валентина Захарова, депутат Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы. – Но мы категорически против того, чтобы оставлять как норму один прожиточный минимум. Скорее всего депутаты этого созыва успеют принять потребительскую корзину, и тогда начнет действовать закон от 1998 года”.

В регионах закон начнут выполнять не скоро
Работники многих региональных органов социальной защиты просто пожали плечами, узнав о законе: и без него в соответствии с местными социальными программами давно оказывают адресную помощь малоимущим. Такова ситуация и в беднейшей Псковской области, и в сравнительно благополучном Татарстане, где людям выдаются не деньги, а талоны на товары и жетоны для оплаты коммунальных услуг, и в Ростовской области. Только неработающие родители детей получают пособия в Брянской области. В Смоленской области пособия выдаются лишь по решению судов и в экстренных случаях. Там же, где и на льготников денег нет, задержка составляет от полутора лет (как в Рязанской и Тульской областях) до четырех (в Северной Осетии).

Нулевой экономический эффект
По расчетам специалистов Министерства труда и социального развития, закон на 20–25% сократит численность семей, получающих пособия.
На самом деле экономия здесь весьма сомнительная. Во-первых, введенный в июле закон еще почти нигде не выполняется, так как для этого каждому региону необходимо определить прожиточный минимум, а затем среднедушевой доход, принимать заново все документы от получателей пособий. Затраты на чиновничью карусель предстоят немалые. Сэкономить, считают работники органов соцзащиты в регионах, удастся лишь за счет того, что кто-то позволит себе не бродить по бесконечным очередям и не собирать заново справки, чтобы потом получать 58 рублей 44 копейки. Но большинство получателей пособия все-таки принесут документы о том, что их доход не превышает указанного в новом законе, и это будет самой настоящей правдой, ведь уже сегодня около 90% семей с детьми имеют доход ниже одного прожиточного минимума.

Кому должен – всем прощаю
Но тогда в чем смысл закона 171-ФЗ? Может быть, недоумевают в регионах, государство собирается благодаря новому закону заморозить или реструктурировать долги по пособиям, начисленные ранее без ограничений по доходу?
“Депутаты Госдумы ни в коем случае не допустят замораживания и реструктурирования долгов по детским пособиям, которые уже сейчас составляют 30,3 млрд рублей, – уверена Валентина Захарова. – Наш комитет будет буквально сражаться за их выплату, даже если федеральные власти издадут нормативный акт об этом”.
Правительство попыталось в очередной раз осуществить экономию за счет детей. Но оказалось, не выйдет ничего, если только не утверждать последовательно в качестве норматива половину прожиточного минимума, а потом четверть, восьмую часть... Детей-то в стране уж очень много, как им всем платить?
Да ничего, говорят, рождаемость неуклонно снижается, глядишь – и сэкономят.

Наталия ИШТРИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru