Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Остановите инспектора

Борьба за качество образования вновь переходит в количество проверок... Ну сколько можно?

Нужны ли нашей школе проверки?
– Какой глупый и несвоевременный вопрос, – наверняка скажет любой опытный человек, – проверки всегда были, есть и будут краеугольным камнем нашей системы образования.
Опытный человек – сразу видно. Проверки сидят в нашем опыте так глубоко, что уже не найти ни одного учителя или директора, который не прошел бы ну хоть одной.
Ох, какие инспекторские проверки проводились – как вспомнишь, так дух захватывает. Особенно если была партийная поддержка или еще какое-нибудь спецзадание. Почти всегда результат был заранее предрешен, поэтому проверяющим было интересно наблюдать, как какие-нибудь директора или учителя изо всех сил стараются доказать, что работают на совесть, а бумага-то, уже заготовленная, лежит себе дожидается, и вот он, сладкий миг зачтения справки при всем коллективе. И никто не пикнет, никто слова против сказать не может – одно слово – инспекция! Ну как такое могло сгинуть без следа и не возродиться? Да никак.Так было и так есть. Так и будет?
Невозможно
с этим не согласиться, но только смущает одно детское, действительно наивное обстоятельство – а разве то, что проверки всегда были и есть, разве это основание для того, чтобы они и были?
Правда, с середины восьмидесятых до середины девяностых святая инспекция как-то сникла. Управленцы называют это время разгулом демократии. Разгул демократии дошел до такой степени, что инспекторов стали называть методистами.
Причем так и говорили: “Теперь модно называть инспектора методистом”. Сила у инспекции была уже не та, и учителя вместе с директорами стали, что называется, себе позволять.
Инспектора хоть и молчали, но между собой в разговорах все фиксировали:
– Наоткрывали социально-педагогических комплексов, понимаешь!
– Насоздавали авторских школ, Бог знает каких и зачем!
– Развивающее обучение развели где ни попадя, а теперь сами не знают, что с этим делать!
– А главное – когда им финансовый кислород перекрыли, так они что удумали! Стали по всем сусекам деньги на ремонт школы находить, а государству не показывать! Да их бы за такие дела при советской власти – в пыль!
– И вот вместо того чтобы обеспечивать приток денег в казну, они, видите ли, школы ремонтируют, мебель покупают, учебники и компьютеры!
...Как странно, что решение жизненно важных вопросов почти никогда не сопровождается хотя бы логическим объяснением того шага, который мы намерены предпринять.
Отсюда такая любовь к покаянию или оправданиям – потому что никогда не приходит в голову объяснить самому себе заранее: а зачем?
Так и сейчас: сделаны управленческие шаги для возрождения на новом этапе инспектуры – разосланы письма, проведены совещания. При этом считается, что ослабление инспекционного контроля приводит к тому, что управленцы начинают халатно относиться к своим обязанностям, а если контроль усилить, то все будут относиться к своим обязанностям добросовестно. И, конечно, контролю и инспекции должны быть подвергнуты все без исключения результаты деятельности образовательного учреждения.
Тут уж не знаешь – смеяться или плакать. Снова, что ли, будут измерять уровень патриотизма или нравственного воспитания? Школьный уклад или развитие ребенка?
А для пущей важности в разосланных по всем регионам бумагах в функцию инспектуры включена и экспертиза. Это все равно что могильщику поручить заодно и исповедовать. Чтобы сократить фонд оплаты труда.
...Однажды, во время сочинского фестиваля “Авторская школа-96”, я увидел такую картину. В то время никому не было покоя от одного сильно неуравновешенного педагога, который своей повышенной энергетикой и неуемностью не давал никому рта раскрыть и по каждому поводу имел свое особое мнение. И вот одна журналистка, прекрасная, умная и очень влиятельная, решила с ним поговорить. Было это так: она села с ним обедать в столовой и, глядя ему прямо в глаза, как во время гипноза, стала повторять: “Лешка (предположим, Лешка), перестань заниматься глупостями, вернись в науку, не лезь в педагогику, здесь от тебя больше вреда, чем пользы, вернись в науку, вернись в науку...”
И вы знаете, на какое-то время это помогло.
Оказывается, многое вредное делается не со зла, а только потому, что кто-то не сел напротив вас и не сказал, глядя в глаза: брось глупостями заниматься!
Ну хорошо, тогда мы тоже попробуем.
Не какому-то отдельному человеку, а образу инспектора, как возвращающейся статуе Командора, мы скажем, глядя в глаза:
– Бросьте заниматься глупостями.
Инспектура – безнадежно устаревшая форма управления. Процессы школьной жизни так усложнились, что примитивная форма соотнесения готового результата с административной нормой ничего не говорит о качестве образования.
Даже если есть задача укрепления управленческой вертикали, то усиление инспекторства эту задачу не выполнит. Вместо усиления эффективности управления вы добьетесь резкого падения авторитета органов управления. Потому что, когда людям не платят денег или платят крайне мало, усиление административного контроля ухудшает моральный климат.
Не смешивайте инспектуру и экспертизу. Это принципиально разные вещи. Инспектор имеет дело с уже оформившимся образовательным учреждением, а эксперт – с неопознанным образовательным объектом. Экспертизу инновационных проектов нельзя проводить по инспекторским нормам. Инспекция – ведомственная процедура, экспертиза – независимая.
Не связывайте усиление инспектуры с повышением добросовестности работы школы, учителя или директора. Это наивное и опасное в своей непрофессиональной наивности заблуждение. Школа не исправительное учреждение, там люди работают не по принуждению, а по другим мотивам. Даже если вы обнаружите одного халтурщика, то отобьете желание творить и хорошо работать сотне замечательных учителей. А новых на такую зарплату не найдете.
И последнее.
Все-таки объясните сами себе – не нам, мы просто сочувствующие. Не учителям – они жертвы, жертвам, как правило, ничего не объясняют, особенно в инспекторской логике. Не начальству, которое вы, восстающие из праха инспектора, сильно подставляете под общий удар своей махровостью и средневековой уверенностью в том, что человек, если только за ним не следить с плеткой в руках, норовит всех обмануть.
Объясните сами себе: зачем возрождать всесильную инспектуру в конце двадцатого века, в еле-еле дышащей системе образования, когда миллионы учителей из последних сил не покидают школу и исключительно из любви к детям, а не из-за страха перед руководством делают свою работу.
Зачем?
Если не найдете ответа, то скорее всего будет так.
Пройдет десяток лет, и всем станет очевидно, что затея с возрождением и усилением школьного инспектора по-человечески оказалась подлой, а профессионально – вредной. Придется каяться. А сколько судеб к тому времени вы поломаете?
Остановитесь, сами себе потом спасибо скажете.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru