Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/1999

Архив

Сельская школа:
опыт, проблемы, перспективы развития

Проблема сельской школы на протяжении всей истории отечественного образования была одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была страной крестьянской. С вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий контекст – проблему исторической судьбы крестьянства, деревни в целом. С позиций доктрины о стирании существенных различий между городом и деревней перспектива сельского образования прочерчивалась достаточно отчетливо: деревня постепенно усваивает городскую культуру, образ жизни и растворяется в единой системе расселения, сохраняя лишь отличия, признанные несущественными.
Сегодня мы знаем, сколь губительными были последствия экспериментов, проводимых с целью реализации этой перспективы (строительство агрогородов, ликвидация так называемых неперспективных деревень и т.п.). Трудности, переживаемые ныне селом, помимо других причин, в значительной мере связаны с последствиями названных преобразований.
Исторический опыт побуждает нас сегодня к взвешенному, продуманному подходу к проблемам сельской школы, в особенности на фоне новых попыток форсировать реформирование образования.
Система образовательной сети складывалась исторически вместе с формированием системы расселения, поэтому всякое необдуманное хирургическое вмешательство в нее может повлечь за собой целую сеть необратимых потерь. Сегодня представляется вполне обоснованным утверждать: сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни, а следовательно, и сельская школа будут существовать и развиваться на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические, существенные черты в рамках единой национальной культуры и того поля, которое называют единым образовательным пространством. Поэтому проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. И потому программа сохранения и развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер. Это направление должно стать одним из центральных элементов в разрабатываемой ныне национальной доктрине образования.
Национальная программа отнюдь не отменяет, а, напротив, даже предполагает разработку программ регионального характера. В этом направлении в ряде областей уже проделана немалая работа, в частности в Воронежской, Новгородской, Белгородской областях. Опыт разработки региональной программы имеется и в нашей области.
По школьной образовательной сети наша область типична для Центрального региона России. Из 537 общеобразовательных школ сельских – 386 (более 70%), в них обучается около 37 тысяч учащихся (примерно каждый четвертый учащийся).
За последние годы сеть в основном стабильна (происходят некоторые изменения статуса – закрываются основные, начальные, открываются полные, средние и наоборот). При всех сложностях в текущем году введено в строй пять новых школьных зданий, ведется строительство еще четырех. Проблемы сельской школы для области столь же актуальны, как и для других регионов и России в целом. Поэтому в текущем году была принята законодательным собранием области программа “Сохранение и развитие сельской малокомплектной школы”.
Все множество проблем, определяющих развитие сельской школы, может быть сведено в четыре группы: экономические, демографические, структурные (социальные, социально-поселенческие, управленческие, организационные и т.д.), педагогические.
Каждое из выделенных направлений характеризуется своим набором показателей. При этом, безусловно, необходимо учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность факторов как на региональном, так и на общегосударственном уровне.
Так, при расчете экономических условий нельзя абстрагироваться от обстоятельств, связанных с кризисным положением экономики страны в целом. То, что в последние годы акцент в финансировании общего образования смещен в регионы, не меняет существа картины.
В этой связи показателен факт из истории. Расходы на начальное образование в России за 1896 год составляли 25 млн рублей. Общественные средства, собираемые в регионах, в этой сумме составляли львиную долю – 20 млн рублей (причем 17 млн из них – земские сборы), и только 5 млн рублей – Министерство просвещения. Факт поучителен, когда мы сегодня ведем речь о роли общественности в образовании.
Но поучительной представляется и другая сторона: нельзя забывать, что при таком состоянии государственных и общественных средств (1:5) образование осуществлялось в крайне ограниченных масштабах (известно, что по переписи 1897 года грамотное население России составляло всего 13%). В этой связи нелишним будет напомнить, что рывок в массовом образовании был сделан в советское время, когда государство сконцентрировало в своих руках ресурсы на осуществление столь масштабной задачи. Успех этой политики признан в наше время во всем мире. По-видимому, что-то мешает инициаторам нынешних реформ в образовании извлечь урок из прошлого и признать, что масштабное реформирование образовательной системы без государственных средств обречено на неудачу и может привести к развалу системы.
Из всей совокупности экономических условий при оценке перспективы развития школы своеобразным индикатором являются данные об уровне материального благополучия населения. Именно они позволяют оценить возможности привлечения общественных средств, развития рынка дополнительных образовательных услуг, охарактеризовать особенности демографической ситуации, прояснить экономический статус учительской профессии. Очередной цикл снижения жизненного уровня населения, обозначившийся уже с начала этого учебного года, создает дополнительные трудности в реализации программы.
В частности, сокращение возможностей родительской оплаты не только ставит под угрозу существование системы дошкольных образовательных учреждений, но и препятствует реализации такого направления программы, как комбинирование по модели сельская школа – детский сад.
Мизерными средствами в этом плане располагает большинство муниципальных образований. На этой почве произрастает своеобразный “экономизм” мышления, когда на местах рождаются разнообразные проекты удешевления сельской малокомплектной школы. Экономное расходование средств – необходимое условие выживания в кризисный период. Но применительно к школе необходимо иметь в виду, что это лишь одно из измерений проблемы. Нельзя не учитывать социально-культурную функцию школы, с которой напрямую связана судьба самого поселения. Школьная сеть не должна быть перестроена под кризис. Более того, представляется целесообразным по возможности следовать принципу избыточности сети с расчетом на перспективу улучшения ситуации в стране.
Важная составляющая экономического механизма – хозяйственная деятельность самой сельской школы. Опыт деятельности многих школ Калужской области показывает, что при правильной постановке хозяйства, трудового воспитания школа может преодолевать экономические трудности. При этом необходимо исходить из принципа многоканального финансирования развития сельской школы: использование средств областного, муниципального бюджетов, доходов от хозяйственной и образовательной деятельности школы.
Важным фактором, определяющим перспективу сельской школы, являются демографические процессы. Наблюдающаяся в последние годы тенденция сокращения числа учащихся в наибольшей степени проявилась в начальном образовании. За последние четыре года число учащихся начальных классов в сельских школах сократилось на 30%. Сохранение этого процесса в ближайшие годы неминуемо обострит проблему оптимизации образовательной сети на селе.
В этой связи крайне важно в ряду других учитывать социально-поселенческий аспект. Сельская общеобразовательная сеть дореволюционной России формировалась вокруг выделявшихся духовно-культурных центров (церкви, помещичьи усадьбы), которые играли роль системообразующего начала. В советское время, когда значение этих центров было утрачено, возобладал производственный принцип в развитии системы расселения. Появилось понятие “центральная усадьба”, место расположения органа управления совхозом или колхозом. По этому же принципу шло строительство новых школьных зданий, то есть происходили изменения сельской образовательной сети.
В постсоветское время, когда центральные усадьбы перестали играть прежнюю роль, обострились миграционные процессы, хотя по-прежнему идет исчезновение деревень, появляются на их месте дачные поселения сезонного характера, в этих условиях сеть сельских образовательных учреждений не может оставаться неизменной. Вместе с тем крайне важно избегать поспешности, субъективизма в подходах к решению этой проблемы. Необходимо глубоко и разносторонне изучать складывающуюся рыночную инфраструктуру, прогнозировать демографические процессы, изменения в системе расселения. С учетом этих факторов возможна оптимизация (что отнюдь не равнозначно сокращению) сельской образовательной сети.
Феномен сельской малокомплектной школы нельзя понять без учета специфики ее методической системы – это еще один круг проблем, собственно педагогических.
Существует немало наработок, показывающих, как можно оптимально организовать образовательный процесс в малокомплектной сельской школе. Общими принципами здесь могут быть:

во-первых, нетрадиционное, отличное от общепринятого построение учебного процесса;
во-вторых, учет специфики малочисленной школы;
в-третьих, опора на индивидуальное обучение.

Осваивая Базисный учебный план, школы стремятся по возможности использовать местные условия: вводят курсы и предметы по выбору, факультативы, отражающие специфику села: огородничество, фермерское хозяйство, культура земледелия, ремонтные работы в быту, технология механизированных работ, проблемы рыночных отношений и т.п. В большинстве школ предметы по выбору вводятся с учетом интересов и склонностей учащихся.
При выборе подходов к развитию сельской школы главным условием такого развития следует считать всемерную поддержку опыта работы по проблеме “Школа – центр воспитательной работы”. Именно на этом пути сельская школа, сельский учитель могут обрести поддержку и авторитет среди населения. Школьная библиотека, школьный музей, спортивный зал должны стать притягательными центрами для всей молодежи села.
Краеведческое направление – одно из главных в воспитательной работе. С целью поддержки его разработана и принята областная программа “Малая Родина”, реализация которой осуществляется сейчас во всех образовательных учреждениях области.
Важный раздел программы развития – проблема кадров для сельской школы.
Действительно, представляется нелепым спрашивать у учителя, в каком случае легче работать: в классах с малым или большим количеством учащихся? Оптимальным считается класс в 15–20 человек, а наполняемость до 10 человек большинство учителей считает неприемлемой.
Учителю психологически тяжело (да и ученику) работать в малом классе, поскольку он не получил соответствующей методической подготовки. К этому добавляется вынужденная многопредметность.
В последние годы кадры сельских малокомплектных школ пополнились в основном за счет выпускников педучилищ: Кировского, Мещовского и Кондровского (1997 год – 210 учителей, 1998 год – 194). Однако следует решать проблему учителя с высшим образованием. С 1998 года в соответствии с постановлением губернатора осуществляется целевой набор в КГПУ выпускников сельских школ. В какой-то мере это поможет в решении вопроса, однако проблема педагогических кадров, ключевая в образовании, требует принятия решений в общегосударственном масштабе.
Реализация программы развития сельской школы требует мобилизации значительных общественных ресурсов. Поэтому, чтобы сохранить школу как фактор стабильности и центр духовной культуры, необходимо обеспечение координации и интеграции усилий всех заинтересованных ведомств.

Виктор Филимонов,
доктор исторических наук, профессор,
директор Департамента образования и
науки Калужской области

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru