Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Идея самоценности детства – это не просто идея, а пропуск к нашим ученикам

14.30 2 октября

Идея самоценности детства – одна из ведущих идей гуманистической педагогики. Конечно же ученики школы сотрудничества не могли не прийти к Ирине Дмитриевне Демаковой, руководителю Молодежного корчаковского центра, когда был объявлен ее урок. Завороженные, сидели взрослые люди, слушая, как поет Ирина Дмитриевна вместе со своими учениками – молодыми сотрудниками центра, с какой серьезностью и страстью рассказывают они вместе о Корчаке, о его видении ребенка и детства.
– У каждого из нас свой Корчак, – говорит Ирина Дмитриевна.
А ребята передают по кругу микрофон, пытаясь найти самые точные слова.
– Корчак – это понимание...
– Это доверие и любовь к ребенку...
– Это мужество и нежность...
Стулья, стоявшие сначала рядами, потихоньку составляли в круг, сдвигаясь ближе друг к другу, словно желая не только ничего не пропустить, но и почувствовать то особенное тепло, которое сразу окутало класс. Было понятно: это не лекция, не урок, а что-то гораздо большее.
– Многие спрашивают: была ли у него своя концепция, своя система? Может быть, ему и не удалось создать нечто целостное, но Корчак, несомненно, внес в мировую педагогику несколько очень важных гуманистических идей. Корчак говорил так: “Мир делится не на бедных и богатых, мир делится на два неравных класса – на взрослых, которые имеют все, и детей, которые не имеют ничего”.
Взрослые создали миф о счастливом детстве. Детство – очень сложное время, в детстве жить страшно. Ребенок осуществляет трудную работу роста, все делая в первый раз, он нуждается в поддержке.
Поддержка – важная категория для Ирины Дмитриевны и ее коллег. Может быть, именно поэтому существует уже много лет лагерь “Наш дом”, в котором живут вместе дети и взрослые разных национальностей, социальных слоев и физических возможностей, не воспитывая и воспитываясь, а просто поддерживая друг друга в творческом полете, радостях и печалях.
– Корчак один из первых сказал, что детство – это не подготовка к жизни, это сама жизнь. Ребенок имеет право на сегодняшний день, на ошибку, тайну и собственность. Но главное: он имеет право быть самим собой.
Мальчишки переглядываются, довольные, – приятно слышать от взрослого такие вещи. Сразу видно – они впускают эту женщину в пространство своего детства.
“Пространство детства” – любимое понятие Ирины Дмитриевны. Его не было у Корчака, но оно многое объясняет. Пространство детства, как и пространство дома, нужно выстраивать всем, кто имеет к нему отношение. Наверное, не случайно Корчак называл домом варшавский детский приют.
– Любой человек, работающий с детьми, приходит в пространство детства. Он входит туда со своими представлениями о ребенке. Кто-то строевым шагом, как завоеватель, а кто-то пытается сделать это пространство уютным и счастливым, принимая ребенка таким, какой он есть. Но этого недостаточно. Это пространство будет существовать только если и дети приняли педагога, выдали ему своеобразный пропуск в страну детства.
Зал хохочет, когда Ирина Дмитриевна рассказывает историю о том, как ей удалось получить такой пропуск.
– Когда я пришла преподавать на физфак, в первый же день сказала: “Ребята, приходите ко мне в гости, поговорим о педагогике”. Они посмотрели на меня как на сумасшедшую и говорят: “Зачем? Мы не хотим”. Как, они не хотят прийти ко мне, такой хорошей? Потом мы начали работать в экспериментальной школе, пришли новые ребята. И через полгода эти мальчики говорят: “Ирина Дмитриевна, а можно мы к вам в гости придем?” Они приходят ко мне домой и рассказывают:
– Когда вы звали нас к себе, мы все думали: что вам надо-то? И, конечно, не верили. Мы стали записывать, что вы говорите, наблюдали и сегодня решили прийти. Мы сказали нашим ребятам: “Она не врет, не притворяется, она просто чокнутая!” Это и был мой пропуск в пространство детства.
Слушатели смеются, но все на самом деле очень серьезно: лишь внимание к сегодняшнему состоянию ребенка и безграничная вера в его силы саморазвития позволяют пробиться в этот мир. Хотя это совершенно не означает, что взрослый все спускает ребенку, ни разу не запретив чего-то.
Ирина Дмитриевна вспоминает, как уволились абсолютно все воспитатели корчаковского детского сада, которых они так тщательно собирали по всей Москве.
– Они сказали: “Мы не можем видеть, как дети прыгают в ботинках по кроватям!” Мы ужаснулись: как такое может быть? А они говорят: “Ну, вы же гуманисты – ребенка нельзя наказывать!”
У Корчака был абсолютный порядок, были дежурства, уборка. У входа в варшавский “Наш дом” висела полка для ведер, щеток и половых тряпок. Никто не прятал их подальше от глаз гостей, как это делаем мы. Наоборот, они занимали самое видное, почетное место: это дом, в котором живут, значит, его надо убирать.
Ребята наперебой вспоминают, что из корчаковских придумок существует в их лагере: почтовый ящик, в который каждый ребенок может опустить письмо для взрослого, газета-дневник, детский суд и парламент. На зеленом флаге, который ребята принесли с собой, – золотой клевер с четырьмя лепестками счастья как на настоящем корчаковском флаге.
Конечно, времена меняются, невозможно все воспроизвести буквально, да и не нужно. Важно, чтобы вокруг детских голов всегда был особый воздух, который позволяет летать. Не зря же одна из любимых песен – “Мой дом летает...” Вероники Долиной. Они поют, положив друг другу руки на плечи, заглушая требовательный звонок. Люди из зала шагают через стулья и встают рядом, подхватывая слова. Они согласны пропустить перемену, заниматься еще и еще, слушать и спрашивать, потому что столько всего осталось невыясненным.
– Скажите, что должен делать взрослый каждый день, чтобы возникла такая жизнь?
– Вы вообще спите когда-нибудь?
– Как вас найти? Оставьте, пожалуйста, телефон, я тоже хочу участвовать в работе лагеря.
– Должна вас предупредить об одной очень важной вещи. Не стоит преувеличивать возможности взрослых в воспитании детей. По-настоящему они лишь могут дать толчок собственному продвижению ребенка. Когда-то меня спросили: “Как вы думаете, какое место занимает взрослый в судьбе детей?” Я гордо сказала: “Самое главное!” И была абсолютно в этом уверена – столько сил, столько времени было отдано им. Потрясение, которое я пережила, было связано с тем, что я услышала в девяностом году в Израиле на корчаковском семинаре. Взрослый не центр детской вселенной, ребенок всему должен научиться сам. Александр Львович Левин, ученик Корчака, профессор Варшавского университета, который читал нам лекции, прочитал однажды текст, который начинался так: “Мы ничего вам не даем. Мы не даем вам Бога, ибо сами трудом собственного сердца вы должны найти Бога. Мы не даем вам родины, потому что сами, трудом собственной души вы должны найти родину. Мы не даем вам любви, ибо любовь – это прощение, а прощение – это огромный труд, который каждый должен совершить сам. Мы даем вам только одно – тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая, может быть, будет. Быть может, эта тоска приведет вас к Богу, даст вам родину и любовь”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru