Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/1999

Архив

Похоже, всех воспитывать одинаково не прикажут

И на том спасибо. А ведь могли бы и приказать...

На последней коллегии в Министерстве общего и профессионального образования обсуждалась Программа развития воспитания в системе образования на 1999–2001 годы. Проект подготовлен Министерством образования совместно с Государственным НИИ семьи и воспитания РАО и предназначен прежде всего для органов управления образованием.

Представляя проект, первый заместитель министра Елена Чепурных обратила внимание на то, что эта программа должна стать основой для разработки региональных и муниципальных программ развития воспитания.

Наиболее значительный момент в программе – отказ от доктрины воспитательной работы. Как подчеркнул министр образования Владимир Филиппов, Министерство образования переходит от прежней стратегии крупномасштабных экспериментов к стратегии программного развития на основе широкого общественного согласия.

Но только лишь прозвучали слова о том, что единой и абсолютной концепции воспитания быть не может, как некоторые участники коллегии, в том числе и члены самой комиссии по подготовке программы, выразили беспокойство по поводу возможности утратить единое образовательное пространство при предполагаемом разнообразии воспитательных систем. Еще более резкую реакцию на отказ от доктрины воспитания можно ожидать и от чиновников в регионах.

Тем не менее в программе четко сформулирован принцип вариативности воспитательных систем, организаций, форм и методов. Воспитательная работа рассматривается как относительно самостоятельная деятельность образовательного учреждения. К тому же нынешние основы государственной политики в области образования позволяют педагогам и общественности принимать участие в моделировании программ воспитания, основывая их на национальных, исторических, культурных традициях.

Программа подробно рассматривает пути взаимодействия с общественностью. С этой целью будут созданы межведомственные общественно-государственные комиссии по проблемам воспитания и региональные волонтерские центры воспитания детей и подростков.

В проекте обстоятельно проработаны вопросы социальной адаптации и социальной защиты. Один из принципов программы – свобода самоопределения учащихся в социальном и культурном окружении исходя из приоритета личности над социальными и культурными стереотипами.

И, наконец, очень важный момент в программе – введение в образовательные учреждения должностей: классный воспитатель, социальный педагог, педагог-организатор. Однако не совсем понятно, как предполагается построить работу воспитателей. Может быть, она будет проходить в виде дополнительных занятий во внеурочное время? Но это еще раз увеличит нагрузку детей.

Нам представляется разумным такой выход: необходимо не дополнять школьное образование новой надстройкой воспитания, а полностью перестроить систему школы, выдвинув в качестве ее основы не традиционное усвоение знаний, а социокультурное развитие и адаптацию личности в быстро меняющемся мире.

В ходе работы Комиссии по подготовке программы более 55 территорий участвовало в обсуждении проекта. Все регионы поддержали программу и выразили уверенность в ее необходимости, заметив тем не менее нечеткость механизмов финансирования развития воспитания.

В выступлениях участников коллегии практических предложений почти не прозвучало. Так, заместитель министра Виктор Болотов предложил усилить в программе роль родителей, но осталось не ясным, как именно это сделать.

Член комиссии по разработке Программы Евгений Бунимович обратил внимание на необходимость использования Интернета в воспитании путем создания страниц для детей и юношества, хотя сельские школы почти не имеют компьютеров.

Как заверил участников коллегии министр образования, представленный проект Программы развития воспитания будет еще и еще раз пересматриваться с учетом предложений и критики. Однако основное согласие по программе достигнуто благодаря демократичности проекта, не предлагающего единую воспитательную идеологию, а предоставляющего возможность разрабатывать воспитательные системы на основе потребностей местных и региональных сообществ.

Наталия ИШТРИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru