Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/1999

Архив

Здесь родители не готовят детей
к школе. Никто не учит их
ни читать, ни считать

Интервью с обыкновенной швейцарской мамой

Инна живет в Швейцарии уже девять лет, восемь из которых является мамой кудрявого черноглазого Микеланджело.
Из всей разнообразной швейцарской еды Микеланджело (я тоже думала, что это фамилия) ест только спагетти.
(Это чистая правда! Я и сама бы не поверила, что человек может питаться одними спагетти, если б не видела собственными глазами). Самый для Микеле трудный вопрос: «Микеле, на каком языке ты думаешь?» – «На трех!» С папой и его родней – на итальянском, с мамой – на русском, в женевской школе – на французском...
Так вот, у меня была версия, что родительские впечатления, связанные с поступлением ребенка в школу, практически
не зависят ни от географии этого события,
ни от национальности или степени материального благосостояния мам и пап...

– Итак, когда твоему Микеланджело стукнуло шесть лет...
– Здесь, в Швейцарии, дети идут в школу с шести лет. Но Микеле пошел с семи. Мне показалось, что в свои шесть лет он ничего не умеет. Разве что читать. И я для начала отдала его в подготовительную группу в Москве (специально приволокла, чтоб швейцарской школой не травмировать).
Занятия по полчаса. Неутомительно. Опоздал – ничего страшного. (Ведь дети все разные, мой так дите дитем). Если же это школа, то в 8.00 – кровь из носу будь на месте.
Кстати сказать, здешние родители не готовят детей к школе. Никто не учит их ни читать, ни считать. Это принципиально. Они говорят: а что же тогда ребенок будет делать в школе? Ему будет скучно. Ну а уж если ребенок как-то сам по себе выучился – тут уж ничего не поделаешь.
– То есть здешний первый класс – вроде нашей подготовишки?
– Ну да. С той разницей, что учатся они 13 лет.
– Итак, Микеле (Мишка, что ль?) пошел в швейцарскую школу. По какому признаку вы искали для него школу? Какой выбор был у вас?
– Не было выбора никакого. Мы тогда жили в Тичино, итальянской части Швейцарии, в приальпийской горной местности. И отдали его в ближайшую школу.
– Сельскую?
– Ага, в сельскую. Со своими конюшнями и бассейном...

Сельская малокомплектная

– Когда ты повела Микеле в замечательную сельскую школу, ты уже знала, кто у него будет учителем? Как родитель ты имеешь право выбора, кому конкретно отдать своего ребенка?
– Нет, не имеешь. Там всего один второй класс. Впрочем, как и первый, и третий. Каждого класса начальной ступени – по одному. И так во всей Швейцарии. Зато таких маленьких начальных школок в каждом районе (они здесь называются коммунами) – видимо-невидимо. Потом дети из таких игрушечных школ стекаются в средние. А эти уже – огромные, в несколько зданий. И их немного. На всю Женеву, например, четырнадцать (я имею в виду государственных).
– В какой же класс попал Микеле?
– Сначала его определили в так называемый второй. И здесь получилась такая петрушка. Дело в том, что по положению о швейцарских школах в классе не должно быть больше 24 человек. Если набралось 25 – значит, класс делят пополам.
У нас же в Тичино (в швейцарской глубинке) второй и третий класс объединили в один. Всего 24 человека. Получился смешанный класс. Сельская школа, некомплект, сама понимаешь...
– Это уже интересно, потому что в нашей городской школе этого себе представить просто невозможно. Нет, некомплект себе представить можно. Но невозможно, чтобы объединили второй и третий классы!
– Кстати, папа Микеле тоже учился в такой малокомплектной школе, в таком вот смешанном классе. И у него самые лучшие воспоминания. Он учился хорошо, чуть ли не на все пятерки. Потому что, как он говорит, ему страшно было интересно, чего там делают все остальные. И он все время всюду совал свой нос...
– И как же строится рабочий день у первоклассника?
– Каждый день за школьниками приезжает автобус. В восемь с чем-то ребенок должен стоять на остановке. Родители не провожают. Первоклашки садятся в автобус сами, надутые от гордости.
Они учатся, учатся, учатся и в полдвенадцатого заканчивают. Автобус их везет домой обедать. В полвторого начинаются следующие занятия. Они опять едут в школу.
Первая половина дня – это, как правило, чтение и счет. Да и вторая половина – рисование, пение – тоже как бы обязательная, нельзя не приехать. Рабочий день кончается в полчетвертого.

Избаловал он нас

– А как звали учителя-то?
– Маэстро Николо. Это итальянское имя. А дети его звали просто Никола. О, чудесный дядька! Лет эдак около тридцати. Невероятно творческая личность.
Вообще жизнь в классе была хорошая. В швейцарской школе учителю дается полная свобода. Он может как угодно вести уроки, что угодно придумывать, лишь бы дети, если им положено считать до 20, умели это делать.
– А если кто-то так и не научился?
– Ничего страшного. Есть специальный педагог, который называется педагогическая помощь. Он просто приходит на урок и детей, которые хуже читают или считают, может забрать к себе, в отдельный кабинет.
– Он сам решает, кого забирать к себе в отдельный кабинет?
– Как правило, туда периодически наведываются все дети. По ходу учебы. Педагогические помощники работают бок о бок с основным учителем. В том классе, где был маэстро Николо, педагогическую помощь вела его жена. Это была замечательная пара.
Они говорили родителям: «Если ваш сын или дочь нуждается в такой помощи, то не думайте, что он хуже других. Просто у него свой темп развития, и мы ему поможем включиться в общий». Дети не воспринимают это как негатив: ага, ты пошел отдельно заниматься – значит, ты дурак. Наоборот! Они это воспринимают как радость, подарок судьбы – там весело, там они играют...
– Как же Никола с Мишкой занимался – с одним посреди пятнадцати первоклашек?
– Он общается, скажем, со своим первым классом, а Мика у него в это время считает. Потом дает Мике какое-нибудь письменное задание... Никола говорил: что я ему буду программу давать, пусть ему лучше будет интересно! И они с ним за месяц дошли в устном счете до тысячи. Во как!
– Ты помнишь свое первое родительское собрание?
– Знаешь, что меня поразило? Большая половина пришедших на собрание (а явка была стопроцентная) – папы! Как потом с гордостью сказал мой муж, у них в Швейцарии родители традиционно интересуются педагогикой, и папы, в частности, традиционно интересуются образованием и учебными делами своих детей. Традиционно время от времени, я бы сказала... Как и везде. Но факт налицо – пап на собрании было очень много.
– Уроки были ограничены по времени?
– Да, потому что между уроками были общие перемены. Здесь стараются перемены делать на улице. Но не после каждого урока. А полтора часа идет первый урок, после этого большая перемена – чуть ли не полчаса. Дети играют в футбол, катаются на великах...
Учатся они четыре дня в неделю: понедельник, вторник, потом четверг и пятницу. Среда – выходной. В один из четырех учебных дней – горные лыжи. Два раза в неделю – коньки на школьном катке. Раз в неделю – бассейн, но на полдня. Одно время мне все это казалось такой халявой – когда ж они учатся-то?..
И как потом вдруг выясняется, он назубок знает таблицу умножения. У меня глаза на лоб полезли. Какие наши российские дети после первого класса знают таблицу умножения?!

В женевской началке

– А через два месяца вы переезжаете в Женеву…
– Да, и Микеле попадает в обычную городскую школу по месту жительства (вон ее с балкона видно). Во второй класс. Но Мика не говорил по-французски – вот в чем была загвоздка! А Женева-то – чисто французский город…
Надо сказать, что вначале дети его встретили враждебно.
И тут учительница (надо отдать ей должное) посадила Микеле с Карлоттой, которая, оказалось, говорит по-итальянски! И эта потрясающая девочка взяла моего Микелюшу к себе под крыло. Стала переводить все, что говорит учитель, с французского на итальянский. Микуша ходил за ней по пятам как пришитый. До тех пор, пока через месяц не заговорил по-французски.
Сначала он все слушал, слушал. А недели через две пришел домой и говорит: весь класс сегодня очень обрадовался, потому что когда мне кто-то дал карандаш, я сказал мерси. И в классе зазвучало: Микеле сказал мерси! Микеле сказал мерси!
После этого «мерси» он понял, что может еще что-то такое сказать... И пошло, и поехало...
– Когда ты говоришь «отличница», это что, условно? Или в Женеве у них были отметки?
– Нет, но периодически были контрольные работы, в которых из 30 очков надо набрать 20. Если меньше 20 – считалось, что это плохо.
– А в начальной школе задают домашние задания?
– Где как. Каждый из двадцати двух швейцарских кантонов (нечто вроде штатов) сам решает, что ему надо: какие программы, с какого по какое число каникулы, какие языки учить... Устраиваются обсуждения по телевидению... А уж с домашними-то заданиями, наверное, вопрос решается на уровне школы. А то и класса.
В нашей конкретной школе дело обстояло так. На неделю выдавался лист по французскому языку формата А-4 с игровыми заданиями, с какими-то кроссвордами. Выдавался он в понедельник, а принести и сдать его нужно было в пятницу. Плюс такой же лист по математике. Плюс домашнее чтение. Каждую неделю ребенок выбирал себе книжечку, которую он якобы или не якобы читал, но проверять это у них не принято.
– А стиль обучения какой?
– В нашем классе? Написал – идешь учителю показываешь. Или решил задачку – показал.
Нет, сбора тетрадей у них нет. Только когда контрольные работы пишут. Ежедневная проверка проходит прямо на уроке. Написал – неси учителю. Учитель отмечает: хорошо, очень хорошо. Какими чернилами? Да тоже красными.
Мика рассказывает: как весь класс вскочит с парт! как столпится вокруг женевской учительницы! Полная неразбериха!
Хорошо, что здесь существует традиция: основной учитель в начальной школе меняется каждые два года. В первом-втором классах – один учитель, в третьем-четвертом – другой и в пятом-шестом – третий.
Это здорово, потому что дети не зацикливаются на одном учителе, учатся привыкать к разным людям. Да и учитель не зацикливается.

Второгодник по-швейцарски

– Отметок нет. Но как-нибудь поощряют тех, кто больше баллов заработает?
– Допустим, пишут они диктант из нескольких слов. Если ты сделал десять раз подряд ноль ошибок, то тебе выдается какая-нибудь новая красивая ручка. Ребенок подсчитывает: сколько у меня уже набралось работ без ошибок? Ага, завтра мне должны выдать ручку.
Но есть годовые контрольные работы. И они жесткие. Потому что тест – он и есть тест. И там уже надейся только на себя. Если у тебя 30 баллов, допустим, то это очень хорошо.
– Ну а если совсем мало баллов набрал какой-нибудь бедолага? Не тянет программу. Тогда что? Какие у него перспективы?
– Я была свидетельницей развернувшейся по телевидению Тичино дискуссии: что делать с отстающим учеником?
Перспектив три. Первая – подзаняться с репетиторами и подтянуться. Но это стоит больших денег. Вторая – перейти в класс послабее. В средних школах Швейцарии существует иерархия по уровням подготовки. Поэтому в своей параллели всегда можно перейти в класс уровнем ниже.
И последняя, самая популярная перспектива – это остаться на второй год. Да-да! Для нас остаться на второй год – это катастрофа. В Швейцарии это нормальное явление. Оставляют на второй год либо по решению педсовета, либо по желанию самого ученика. Хочешь повторить программу? Что-то закрепить? Чувствуешь себя неуверенно? Много проболел? Хочешь поменять учителя? Пожалуйста – оставайся на второй год. И никто на тебя косо не посмотрит.
В лицеях, в колледжах многие старшеклассники (даже те, кто очень хорошо учится!) по своему собственному желанию еще раз повторяют предпоследний год. Чтобы в выпускном классе были самые высокие баллы. А вот последний год повторять, увы, нельзя.

Хобби – дело второе

– Ну а как тут у вас в Швейцарии дело обстоит с внешкольными занятиями? Мучают здешние родители своих детей музыкальной школой?
– К сожалению, не мучают. Нет, если ребенок хочет, то пожалуйста. Но как правило, это не очень высокий уровень и очень большие деньги. Здесь хобби считают делом несерьезным. Вот школа – это основное, главное. А все, что вне школы, – уж как придется. Очень все по-любительски. Нет традиций. Я сравниваю с самой обычной советской музыкалкой.
Все свободное от школы время дети болтаются. Мама нашей трехъязыкой Карлотты сказала: ну зачем нагружать ребенка? Дети должны быть детьми... Да и потом, это стоит денег! (Вообще-то это одна из самых богатых семей в Швейцарии.)
Мне казалось, что кроме школы надо развивать какие-то способности у ребенка, если они есть...
Определила я Мику в гимнастику. Ему очень нравились эти занятия, и то он все время упирался, потому что под окнами гуляют мальчишки, играют в футбол, катаются на велосипедах... А почему я должен идти, почему все гуляют, почему никто ничем не занимается, а я должен заниматься? – и так далее. В России он не задает таких вопросов. Потому что все с утра до вечера чем-нибудь занимаются...

Все еще хочет в школу?!

– Итак, ты все же не утерпела и привезла Микеле в Москву. С тем чтобы дать сыну зачатки фундаментального образования и не дать закрепиться его разгильдяйским привычкам, которым всячески потакает швейцарская школа (я правильно все сказала?). И как, ты не жалеешь?
– Я пока не разобралась – слишком мало времени прошло. Но Мике нравится учиться – это факт.
Бывает, задержимся где-то, придем домой поздно. Утром звонит будильник. Я говорю: Мика, может быть, нам не ходить в школу? А он: ка-а-ак не ходить?! Вскакивает как ужаленный – и бегом в школу.
Так было всегда в Швейцарии. Может, сейчас на автомате?
– Инна, можешь мне поверить, что в России ты почти не найдешь второклассников, которые бы хотели в школу или хотели бы учиться.
В первый-то класс хотят все! Казалось бы, вот они, первоклашки, бери их тепленькими! Ан нет... Проходит совсем немного времени, и дети ликуют, узнав о болезни учителя.
Подумай: может, потому у швейцарских детей и нет никаких внешкольных дополнительных хобби, что вся самая интересная жизнь сосредоточена как раз в школе! И замечательный хор, о котором ты сама же с восторгом рассказывала, и выпечка какой-нибудь тарталетки вместе с ее поеданием, и песни под гитару?..
Так что спасибо Николе! Спасибо и женевской школе! Там якобы только и знают, что развлекаться. Но Мишка хочет учиться, ему нравится учиться!
Разве этого мало?

Беседовала
Мария ГАНЬКИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru