Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/1999

Архив
A. Сенокосов

Если вы захотите работать в виртуальной школе, в вашем распоряжении будет весь мир

Но технику тоже нужно научить работать на уроке

Сколько бы ни говорили о необходимости индивидуального подхода, учитель, перегруженный уроками и делами, не может осуществить его в полной мере.

Итак, в каждый класс поставим по компьютеру с хорошим экранным проектором и прямым выходом в Интернет. Идет, скажем, рассказ об эпохе Возрождения – и мы можем показать экспозицию ведущих музеев Европы.
Но... эту экспозицию нужно еще найти. Не факт, что в Интернете вообще есть то, что нужно именно вам на конкретном уроке. Причем иллюстрации в Интернете редко отличаются большим форматом и выдающимся качеством. К тому же для успешного использования Интернета в режиме реального, ограниченного времени урока нужен не простой, а высокоскоростной выход. Простая же телефонная сеть будет примерно в течение одной минуты передавать всего лишь одну качественную иллюстрацию.
Качественное проекционное оборудование и мощный компьютер позволяют использовать тематические компакт-диски по самым разнообразным предметам, которых в распоряжении наших учителей пока, к сожалению, считанные единицы. Да и те, как правило, не предназначены для работы в классе на проекционном оборудовании. Исключение составляют многочисленные и качественные компакт-диски по истории. Но не будем забывать, что любой обучающий компьютерный диск навязывает учителю свой взгляд на предмет, заставляя перестраивать собственный, годами проверенный курс.
Похоже, что оснащение какой-либо российской школы самой современной компьютерной техникой вряд ли способно само по себе привести к какому-то ощутимому изменению характера образования и его качества, о которых с восторгом рассказывают американские коллеги.
А, собственно говоря, зачем вообще нужны компьютеры в предметных кабинетах? Ведь ту же математику, литературу, историю вполне можно преподавать по старинке. Хороший учитель обучит и без этих новомодных железок, а плохому и они не помогут. И все же попробуем ответить на этот вопрос.
Использование информационных технологий – непростая задача для многих учителей-предметников. Большинство учителей чувствуют резкую технологизацию нашей жизни и понимают, что школьные методики устаревают на глазах и жизненные ценности учеников уже вовсе не те, что были раньше. Но учителям все еще сложно отказаться от проверки контрольных тетрадей и объяснения нового материала. Не верится, что новые технологии, и в частности мультимедийные системы, способны в немалой степени и разгрузить учителя, и заинтересовать учеников.
Если вы работаете в виртуальной школе, то в вашем распоряжении есть, например, легко адаптируемая к конкретному классу библиотека тестов, которые в любой момент можно распечатать в нужном количестве, раздать ребятам, а затем в считанные минуты проверить. Те же средства, которыми в основном пользуются учителя – мел, доска, в лучшем случае кодоскоп, – в виртуальной школе не нужны. Любой учитель здесь владеет компьютером и другими современными средствами обучения.
Но так ли уж много может дать использование компьютера на уроке? Главное, что эта удивительная машина играет роль мощного аудиовизуального концентратора внимания детей. Ее используют и для иллюстрации основных идей учебного курса, и для проверки качества знаний, и для решения задач, и если обнаружились пробелы в знаниях. Мультимедийная система не только на 10–15 процентов ускоряет темп урока за счет усиления его эмоционального фона, но и может представить предмет изучения с разных сторон, то есть подчинить единой цели несколько школьных дисциплин и учебных циклов. Учитель получает свободу экспериментирования и улучшения отдельных методик. В памяти компьютера постепенно накапливаются все новые электронные наглядные пособия, позволяющие с легкостью в любой момент вернуться к уже знакомым опорным сигналам. Их компьютерные версии, между прочим, ничуть не хуже тех, что когда-то были придуманы Виктором Федоровичем Шаталовым.

Как поймать информатику в сети Интернета

Одиннадцать лет назад перед этим новым тогда школьным предметом были поставлены вполне конкретные задачи. Ребята должны были познакомиться с компьютером и с процессами информатизации как с тем, что им уже сейчас необходимо в жизни. Не так уж много – элементарная компьютерная грамотность и знание текстовых редакторов. Те, кому нравилось работать на компьютере, более серьезно обучались программированию. Была сделана попытка обучать современных школьников алгоритмическому мышлению. А кроме того, в самых обычных школах появились кабинеты информатики – эти домашние мекки новых компьютерных технологий.
Но предмет информатики в обычной школе – это одно, а в виртуальной – совсем другое. Вот, например, в курсе информатики мы изучаем устройство компьютера. А зачем? Для того, чтобы человек понимал основные принципы его работы и мог грамотно общаться с операционной системой. А зачем ему грамотно общаться? Для того, чтобы успешно использовать прикладные программы, тот же текстовый редактор. А зачем ему этот самый текстовый редактор? Для того, чтобы в дальнейшей жизни он смог при необходимости подготовить документ на компьютере.
Или вот еще одна цепочка. В курсе информатики мы изучаем Систему Команд Бездумного Исполнителя:
– для того, чтобы школьники могли на наглядном примере понять, как работают стандартные алгоритмические конструкции;
– для того, чтобы развить в себе один из типов мышления – алгоритмическое мышление.
Новый уровень вопросов и ответов предполагает вопрос “а зачем?”, на который будет дано два относящихся к школе ответа:
– для того, чтобы сделать интересным и действенным школьное обучение;
– для того, чтобы сделать занятия в школе более привлекательными. Ведь информатика существенно расширяет поле творчества ребят и, как никакой другой предмет, помогает их самовыражению. Можно сказать, она надпредметна, отражает все стороны школьной жизни: и учение, и внеклассную жизнь. Вот почему школу, в которой живет дух информационных технологий, называют виртуальной.
Вообще интегративный потенциал современной информатики превосходит все, с чем до сей поры сталкивалось человечество. Стремительное развитие информатики приводит к тому, что она становится “наукой наук” и отнюдь не в философском смысле этого слова, а в самом что ни на есть буквальном. И один из фундаментальных столпов этого развития – создание Единой Мировой Информационной Среды.
И теоретически, и технологически в Большой Информатике давно уже есть средство тотальной интеграции. Дело за небольшим – перенести технологии Интернета (или, что то же самое, интранета – информационной среды одного предприятия или учреждения на базе локальной сети) в школу.
Но ведь американские школы именно этим и занимаются! Фактически они используют большой Интернет в качестве своей школьной информационной среды, подкрепляя это разнообразными учебными компакт-дисками. Американская школа фактически не имеет такого предмета, как информатика, в нашем понимании. Стало быть, если бы нам удалось в рамках единой школьной информационной среды решить все поставленные прежде задачи, то мы бы получили систему интеграции образовательной информации, ничуть не уступающую американской, а в некотором смысле даже превосходящую ее. Тогда и в самом деле можно было бы решать задачи принципиальной перестройки образования.

Приключения компьютерных классов

Одна американская учительница, обосновывая значение технической оснащенности обучения детей, рассказывала, что в каждом классе их школы стоит компьютер с выходом в Интернет. Кроме того, ее ребята могут работать в любой из трех школьных компьютерных лабораторий, оснащенных сканерами, цифровыми фотоаппаратами, проекционной техникой,
а также компьютеризованной библиотекой. Все это техническое изобилие позволяет американским учителям совершенно по-новому организовать учебный процесс
и говорить о принципиально другом подходе
к преподаванию предметов.
Представьте, что в вашем распоряжении есть вся та техника, которую имеет американская школа. Как ею распорядиться? Как выстроить виртуальную школу?

Безусловно, виртуальная школа – нечто большее, чем прекраснодушные, ни к чему не обязывающие измышления о “виртуальных красивостях”, основанные на не менее “виртуальных предпосылках”. Расскажем о многотрудной, полной невзгод и опасностей истории компьютеризации школы №104 города Екатеринбурга.
Итак, в школе создана локальная сеть, а в подавляющем большинстве предметных кабинетов стоят мультимедийные комплексы на базе компьютера, TV-кодера и телевизора. Поначалу комплекс использовался в трех вариантах: ребята просматривали слайды из общешкольной коллекции, насчитывающей несколько тысяч. Причем коллекция постоянно пополнялась за счет сканирования новых иллюстраций. Кроме того, здесь активно использовали во время урока текстовый редактор IBM WORKS или графический CorelDRAW! как “электронную доску” с заранее подготовленными текстами и иллюстрациями, которые можно совершенно свободно передвигать по полю “электронной доски” во время урока. Ребята с успехом работали с обучающими программами, рассчитанными именно на вариант мультимедиа-кабинета (т.е. один компьютер с демонстрационным телевизором в классе).
Про четвертый вариант в “Многотрудной истории...” не рассказано ничего. Но именно этот четвертый вариант стал хребтом создаваемой виртуальной школы.
Было бы смешно, имея общешкольную компьютерную сеть, не попробовать организовать в ней публикацию HTML-документов, хотя бы в рамках изучения сетевых технологий в курсе информатики. Поэтому поначалу виртуальная школа была всего лишь учебным средством по теме “Гипертекстовый редактор”. И располагались в ней только странички учеников. Кроме того, исключительно для оживления работы на сервер была скопирована примерно тысяча картинок на самые различные темы: фантастика, животные, пейзажи, фоновые рисунки, машины, виды города и т.п.
Это дало начало процессу, который иначе как массовым помешательством назвать нельзя. В дополнительное компьютерное время кабинет буквально ломился от желающих поработать. Как легко понять, все занимались созданием собственных страничек, насыщенных картинками, фотографиями, текстами любимых песен, стихами. Конечно, информатика и раньше не требовала заклинаний типа “Учите, а не то...”. Но с появлением виртуальной школы ситуация существенно изменилась. Стало возможным говорить о принципиально новом уровне в изучении предмета.
На уроках информатики шаблонное мышление оказалось не только неприемлемым, но и общественно осуждаемым: попробуйте-ка скопировать свою страничку со странички одноклассника и приготовьтесь выслушать единодушное уничижительное мнение о своих умственных способностях. И если списывание на других предметах воспринимается, скажем, не всегда резко негативно, то на информатике оно стало просто невозможным.
В общем-то дело психологов – разобраться в неожиданном и буквально взрывном интересе к информатике при появлении виртуальной школы, но вполне разумным объяснением можно считать резко возросшую возможность самовыражения, что фактически эквивалентно расширению области приложения творческого начала. И в качестве рабочей модели, вполне адекватно описывающей происходящие события, приемлемо следующее объяснение: успех виртуальной школы базируется на врожденной тяге любого человека к творчеству.
Имея локальную сеть и компьютер почти в каждом кабинете, было несложно направить бьющую через край творческую энергию школьников на создание HTML-страничек по заказам учителей.
Разумеется, учителям пришлось объяснить, что такое гипертекст, как его проектировать, а затем использовать в качестве наглядного материала на уроках. И на это потребовалось чуть ли не полчаса времени. По общему мнению, гипертекст оказался тем самым долгожданным визуальным, внешне привлекательным и эстетически состоятельным средством организации урока, которого до сих пор так недоставало.
К концу учебного года наметилось явное нежелание ребят расставаться с любимой игрушкой в виде виртуальной школы. Справедливости ради заметим, что это стало не только игрушкой для учеников, но и чуть ли не самым необходимым рабочим инструментом многих преподавателей.

На мониторе – вся школьная программа!

Итак, интернет-технология выступает не только как средство создания школьной Единой Информационной Среды, но и в качестве чрезвычайно гибкого инструмента, осуществляющего общее развитие школьников. Создается до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда, что производит буквально революционный эффект в восприятии предмета информатика как такового и его места в школе. Но самое важное, что этот эффект постепенно переносится и на другие учебные предметы.
В Екатеринбургской школе № 104 уже сейчас 10–15% уроков проводится с использованием мультимедийных комплексов, а в ближайшие год-два планируется довести это число до 50–70%. Ученики с громадным нетерпением ждут мультимедийных уроков. А когда видишь горящие глаза учеников, с увлечением созидающих компьютерные слайды и HTML-странички для завтрашнего урока в своем же классе, начинаешь понимать, что ради этого не жалко никаких дополнительных временных затрат.
Несмотря на умеренный скептицизм уже упоминавшейся статьи А.Ю.Уварова, объединение 1, 2, 4 и 5-х задач представляется вполне реальным безо всякого головоломного дележа зон ответственности между предметами естественно-научного цикла, и соответственно без пересмотра программ и дорогостоящей разработки новых учебников. Для этого не надо пересматривать “Обязательный минимум” по информатике, но совершенно необходимо разработать новый курс и новый учебник, ориентированные на создание Единой Школьной Информационной Среды.
Разумеется, требуются и некоторые чисто технические предпосылки в виде кабинета информатики, оснащенного компьютерами хотя бы на базе 486-го процессора, локальной школьной сети и хотя бы одного предметного кабинета с мультимедийным комплексом, подключенным к такой сети. Опыт работы школы № 104 г. Екатеринбурга доказывает, что это более чем реальная задача.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru