Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/1999

Архив
Марина КОСМИНА

Не закрывайте детский сад!
Лучше сделайте
его бесплатным

Вы когда-нибудь видели человека, объявившего голодовку для того, чтобы добиться не зарплаты, а открытия детских садов для самых бедных?

Ножка стола, конечно, дешевле

...В городе Инза закрывали ведомственный детский садик. Детей исключили, потому что их родители, работники фабрики нетканых материалов, не получали зарплату и не могли платить за детей. Но они все равно ходили на работу, а малышей стали привязывать к ножке стола.
Тогда Лариса Игоревна поехала к директору фабрики. Сказала, как сама считает, нахально:
– Я не буду защищать ваших работников, хотя это, конечно, безобразие, что вы не платите им за работу. Они взрослые люди – пусть сами делают с вами что хотят. А вот за их детей – за ваших детей! – я буду бороться с вами до крови.
Хорошо одетая деловая женщина ответила:
– Это уже не мои дети, я передала сад городу.
– Дети в любом случае ваши, потому что родители работают у вас. И если у них нет даже 80 рублей заплатить за то, чтобы ребенок четыре раза в день целый месяц был сыт, значит, в доме вообще ничего нет и дети хронически голодают. И вы что хотите делайте, но эти 80 рублей для тех, кто у вас работает, где угодно найдите и перечислите в детский сад в первую очередь. Эти деньги – кровавые. И вы их отдадите. Ведь нам нужны даже не наличные деньги. У фабрики есть подсобное хозяйство, мы посчитали, что если она будет давать каждый день детскому саду только хлеб и молоко, это покроет родительскую плату за детей из малоимущих семей.
Нахальство Ларисы Игоревны заключалось не столько в резких выражениях и тоне, сколько в том, что и для этой директрисы, и для этих детей, и для города Инзы она совершенно посторонний человек. Ни грозного чина, ни пугающего удостоверения, ни диктофона для борьбы у нее нет. Она не инспектор и не депутат. Она всего лишь преподаватель Ульяновского института повышения квалификации педагогов. Но ее знают и мэр Ульяновска, и губернатор Ульяновской области, не говоря уж обо всем остальном чиновничестве, которому она просто проела печенки.
Бывшая заведующая детским садом, кандидат педагогических наук, преподаватель менеджмента и маркетинга образования в ИПК и ПРО Ульяновска, Лариса Игоревна Фалюшина несколько лет читает курсы по проблемам выживания детских садов и, конечно, этой темой просто одержима. Но в отличие от всех остальных – от нас с вами, сокрушенно констатирующих, что система дошкольного образования в России разваливается на глазах, что детские сады, особенно в селе, закрываются один за другим, – она смириться с этим не может.
– В администрации говорят: где мы вам возьмем детские пособия? Нам их не перечисляют. А я знать не хочу ничего! Мы вас выбрали, и вы сделайте так, чтобы деньги были! Конечно, их удобно прокручивать. Но это не деньги, это детские слезы голодные, и вы их отдадите в любом случае. На Канары не поедете, премии не получите, новый офис не откроете. Такая у нас должна быть политика: знать ничего не хотим! И если они попробуют их не дать – арестовывать счета.
То, что предлагает Фалюшина, не фантастика: бесплатные муниципальные детские сады работают во всем цивилизованном мире. Дело в том, что во всем мире сумели создать настоящую муниципальную власть, а не то коррумпированное содружество начальников всех мастей, что называется государством в России. Муниципалитет – это выборная власть микрорайончика из пяти дворов или домов, которая неподвластна ни мэрии, ни президенту. Это общественная власть, у которой в руках реальный бюджет (из налогов на недвижимость пяти дворов и т.д.). И детский садик на первом этаже жилого дома всегда открыт и бесплатен для тех, кому не с кем оставить ребенка. Там накормят, понянчат, развеселят малыша; там работают, если хотят, жильцы соседних домов – и за деньги, и просто так. Этот детский сад – забота самих людей, живущих рядом; там содержат их детей за счет их налогов.
А в России отчужденная от людей власть, сидя в фешенебельных кабинетах, ворочает их слезными копейками по своему разумению или по указаниям клана, и на всех уровнях, начиная с районного, начальник – вершитель судеб, а частный человек всегда и всюду – голодный проситель. Но власть все равно почему-то называется муниципальной.
“Детский сад № 7 Инзы нужно сохранить, так как он в поселке единственный. Анализ показал, что в сад легко можно набрать необходимое количество детей. Но из 37 семей, которые нуждаются в этом, только 9 могут платить сами. 29 родителей могли бы доплачивать при условии, что часть платы будет погашаться детскими пособиями из бюджета. 10 детей из очень бедных семей нуждаются в благотворительности.
Для сохранения детского сада необходимо принять следующие меры: через социальную службу обеспечить 29 детей детскими пособиями, так как все эти дети имеют право на первоочередное получение пособий. Эту сумму можно выделять целенаправленно в детский сад.
Десять детей нуждаются в благотворительной помощи. Необходимо 220 рублей в месяц. Мы постараемся найти спонсоров, но, может быть, в этом поможет администрация.
Содержание еще десяти детей работников ЗАО “Фабрика нетканых материалов” должно финансироваться администрацией этого предприятия в сумме 220 рублей в месяц, если детям будет перечисляться пособие, или 800 рублей, если пособий не будет.
Очень просим помочь, так как механизм, отработанный на этом детском саду, поможет решить подобные проблемы в других детских садах”.
(Из письма губернатору Ульяновской области)

А гараж, конечно, удобнее

Сейчас в Ульяновске средняя стоимость содержания ребенка – 750 рублей (но есть и такие, где и 1100, и 1500 рублей). Родительская плата – 120. Значит, те, у кого есть 120, получат из бюджета еще 630 (ведь в зависимости от того, на скольких детей найдется родительская плата, на стольких и будет открыто бюджетное финансирование). А те, у кого нет, не получат вообще ничего. Если у родителей нет 120 рублей – в гороно и финотделе считают, что и детей нет. Чиновники совершенно серьезно говорят: “Мы закрываем сады, потому что нет спроса!” Но спрос есть, и он огромен.
Спад рождаемости? Но вы посмотрите, сколько детей на улице! А детский сад вымирает как явление. Все дело в том, что только 21 процент опрошенных родителей может платить за детский сад. 27 процентов не найдут этой суммы ни при каких обстоятельствах.
– Нельзя, чтобы дети росли, как маугли, в каменных джунглях улицы, и не нужно особых дополнительных средств, чтобы часть садов сделать бесплатными или очень дешевыми для малоимущих родителей, – твердит Лариса Игоревна в кабинетах всевозможных начальников. – Хватит и тех бюджетов, что есть, только деньги нужно тратить по-другому. Вот экономический механизм, вот конкретные предложения, вот законопроект для Госдумы... Давайте откроем для начала хотя бы один экспериментальный детский сад на 100 ребятишек, у нас есть спонсоры...
В апреле спонсоры уже были готовы вносить плату. Но и в июле гороно не подготовил списки. Трудно, понимаете ли, в Ульяновске найти неимущих...
Она носила из кабинета в кабинет свои разработки, пока не поняла, что будет так ходить до конца тысячелетия.
“Я как специалист неоднократно обращалась во все инстанции, однако не добилась реальных действий в защиту прав детей из малообеспеченных семей. Грубо нарушается статья 43 часть 2 Конституции РФ, которая гарантирует “общедоступность и бесплатность дошкольного образования в городских или муниципальных учреждениях образования”. Я считаю: крайне необходимо рационализировать использование бюджетных средств и добиться в этом приоритета социальной защиты малоимущих. Требую принять срочные меры по созданию социального детского сада. Требую сделать реальные шаги по созданию системы эффективного контроля над расходованием средств в системе образования... В случае неисполнения моих требований я вынуждена буду провести голодовку”.
Другими методами? Она уже пробовала. Им-то что? Они ничего не слышат.
– Заведующая отделом образования мне, не стыдясь, заявляет: “У меня своих двое, вот я и думаю о них”. А вот о своих вы как раз можете забыть, говорю я ей. Но про этих детей вы будете помнить. Потому что вы за них зарплату получаете.

Я знаю, как с этим бороться

Где найти 120 рублей для ребенка, если их нет?
Каждому ребенку положено детское пособие – 58 рублей в месяц. Позорная сумма, недостаточная даже для того, чтобы вырастить ребенка на хлебе с водой. Но если платить их не родителям, а переводить на счет детского сада, на 100 детей набирается кое-что, от чего можно оттолкнуться. Эти пособия и не платят почти нигде – нет, видите ли, наличных денег. Но в том случае, когда рассчитываются две организации, всегда есть возможность обернуться с векселями и взаимозачетами.
Оставшиеся 62 рубля на каждого ребенка Фалюшина предлагает получить, сократив по одной ставке педагога в каждом детском саду Заволжского района: получается 15 ставок по 300 рублей плюс 40 процентов начислений на зарплату. И денег получается вполне достаточно (остальное финансировать на общих основаниях). “Однако если учесть, что такие группы можно открывать уже в работающих детских садах, не полностью занятых детьми, то обеспечение этих детей из бюджета будет стоить очень недорого, так как коммунальные услуги все равно оплачиваются бюджетом даже без этих дополнительных детей”.
Я возражаю Ларисе Игоревне: сокращать воспитателей в других детских садах – значит перекладывать проблемы с одних плеч на другие. Пятнадцать сокращенных ставок – это, может быть, 30 ребятишек этих воспитателей, которые сразу превратятся в детей безработных. Нужно искать другие способы, как сэкономить.
– Конечно, сокращать нужно ставки только в элитарных детских садах, научившихся отлично кормиться из бюджета, раздув штаты, – говорит она. – В таких садах имеют ставки предметников, игровиков... Воспитатели дисквалифицируются, потому что они уже не ведут занятия, не играют с детьми – они сидят, пока узкий специалист отрабатывает свою ставку.

Еще одна болезнь – элитарность

– Эти показательные сады называют ростками будущего, а я считаю их чертополохом, который глушит весь огород. Финансируются элитарные сады гораздо выше, на содержание ребенка там уходит в полтора-два раза больше, чем в обычных садах, и все это из бюджета, за счет тех, кого привязывают к ножке стола. Ведь если родитель заплатил 120 рублей, а ребенок (вот по этому отчету, к которому я однажды дорвалась) обошелся саду в 1100 рублей, то ему из бюджета доплатили 980! Вот таблица – расходы на одного ребенка в разных садах: от 400 рублей до 700! В одном районе при одинаковых ценах на продукты, одинаковых ценах на услуги и одинаковой родительской плате! Как это делается? С помощью фиктивных экспериментов, когда, например, вся новация заключается в том, что одну группу закрывают и отдают под театр.
...Прихожу однажды в экспериментальный детский сад, мне с гордостью показывают театр. Освободили группу, куда могли бы ходить дети, и уверяют меня, что это совершенно не сказалось на стоимости содержания ребенка. Я им говорю: отлично. Еще закройте группу – откройте цирк, потом еще одну – и сделайте варьете, а также театр оперы и балета, тир и зоопарк. Вокруг одной группы. Чтобы детей поменьше и один ребенок обходился в полмиллиона.
Ведь от 50 до 60 процентов расходов на ребенка составляют коммунальные расходы. Если половина садика пустует, он все равно отапливается и освещается, подается горячая и холодная вода, вывозится мусор и т.д. и т.п. У нас в Ульяновске подняли родительскую плату до 240 рублей. Я писала мэру: “Вы подняли стоимость сначала на 40 рублей, и часть детей отсеялась, но здания все равно обслуживаются. Стоимость та же, только делится на меньшее количество детей. Вы еще поднимите цену, и у вас в саду останется 5 человек, и каждый из них будет стоить 5 миллионов”.
Ах, если бы мы правда хотели найти источники экономии или доходов! Например, если бы у нас действительно собирали налоги на недвижимость, за счет которых содержатся муниципальные детские сады во всем мире, нам хватало бы на солярии и бассейны в группах. Но по нашему законодательству с роскошных коттеджей, если они не достроены, вообще не берутся налоги. Поэтому их просто невыгодно достраивать до конца. Представьте, какие суммы можно сэкономить, если жить в трехэтажном особняке, где один из десяти эркеров не закончен.

Чтобы кормить детей, нужно чаще считать деньги

– А какое безобразие происходит с питанием детей! Раньше стоимость питания ребенка была 86 копеек в день. Сейчас, когда цены везде разные, единую норму устанавливать нельзя. И нельзя сказать ребенку, чтобы он потерпел несколько дней, потому что не завезли продукты или не перечислили деньги. Ребенок ведь не машина, которую можно выключить, и пусть постоит в гараже. Его нужно кормить каждый день, то есть он должен получить свои 100 граммов мяса, пол-яйца, 30 граммов масла и так далее. Иначе мы подрываем его здоровье, ведь он маленький, и он растет. Это азбучная истина, но ведь этого нет. Часто происходит так: ну нет сегодня денег, мы и без молока неделю обойдемся. А потом, чтобы выполнить норму, неделю четыре раза в день детей кормят и поят только молочным. Но это же преступление! Есть санитарные нормы, и нужно обязать всех экономистов района высчитывать каждый месяц-два стоимость ежедневной нормы каждого вида продуктов: 30 граммов масла в феврале будут стоить столько-то, пол-яйца – столько-то. И вот эту норму детскому саду взрослые обязаны обеспечить. А так как есть постоянные перебои с наличными, родительская плата должна идти только на счет детского сада и только на продукты. Это положение нужно обеспечить законодательно на федеральном уровне, потому что пока, к сожалению, оно встречает серьезное сопротивление местных властей.
Одной из главных причин всех бед детского сада Лариса Фалюшина считает тот факт, что формально ответственность за обеспечение всем необходимым лежит на заведующей детским садом, у которой нет реальных денег. Деньги есть в райфинотделе, но там не несут никакой ответственности за срывы в питании детей. Замкнутый круг: тот, у кого денег нет, отвечает за жизненно необходимое детям, а те, у кого они есть, ни за что не отвечают.
Не говоря уже о том, сколько возможностей для злоупотреблений: дешево закупить большую партию дрянной картошки, которую по доброй воле не берут, провести ее в отчете по нормальной цене, да получить от благодарного поставщика, да мало ли что... Пока у детских садов нет финансовой независимости и хозяйственной самостоятельности, так и будет.
...Разработки Ларисы Игоревны высоко оценили в Федеральном экспертном совете Министерства образования России, дали положительное заключение: “Программа рассматривает актуальную проблему и является оригинальной, так как тема мало разработана в применении к дошкольному образованию”.
Ее поддерживает депутат Государственной Думы России по Ульяновской области А.Кругликов: “В суждениях бунтующего педагога много справедливого и правильного. Система дошкольного образования в Ульяновске, как и везде в России, развалена. Ее необходимо реанимировать. То разумное, что предлагает Л.И.Фалюшина, следовало бы учесть. А пока ей остается одно – чтобы привлечь внимание к массовым нарушениям прав ребенка в России, объявить голодовку”.
Еще у нее есть благословение самого Патриарха всея Руси Алексия. Выслушав ее сомнения (“Ведь сказано: подставь правую щеку. А я грызусь чуть не до смерти. Но ведь если я отступлюсь, дети будут страдать. Так бороться мне или смириться?”), он сказал:
– Я тебя благословляю. Не сдавайся! Единственное – помни десять заповедей, их не нарушай. И пусть не будет тебе никаких преград.
Откроют ли в Ульяновске первый в России социальный детсад? Или будут и дальше бороться с удивительной женщиной?
– Там будет 30 детей, и содержание ребенка будет очень дешево, мне даже не нужно родительской платы. Мы ее сэкономим, у нас получится не 750, а 500...
Ухватится ли министерство за уникальный рецепт? Примет ли Комитет по образованию Государственной Думы ее проект закона? Поймут ли местные начальники, о чем речь?
Впрочем, кто у нас обращает внимание на голодовки, детей и детские сады!.. Рассчитывать, пересчитывать, выкручиваться, отпускать на финансовую самостоятельность... Проще закрыть. Дети посидят дома, ведь там, даже если на столе ничего нет, ножка стола всегда найдется.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru