Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/1999

Архив

Длинный ответ на длинное письмо

Эх, не лирический уклон у нашего приложения! Писем приходит много – и ни одного о серенадах. Корреспонденция деловая, вопросы сложные. Отрадно, что и в самых запутанных, острых ситуациях нашим читателям чужды скандалы и жалобы.
Относительно легко отвечать на конкретные вопросы: нашел соответствующий нормативный документ, дал ссылку. Но мы не можем ответить, почему в законе что-либо трактуется так, а не иначе. Бывают трудности с поиском отдельных документов. Например, приказ бывшего Министерства просвещения бывшей РСФСР о должностях тренеров-преподавателей: им везде пользуются, но текст затерялся где-то в архивах. Мы постараемся его найти и опубликовать.
...И всегда остается ощущение, что сделанного мало. Можно было больше. И тревожно на сердце. Как вы там? Держитесь! Пишите. Мы будем стараться...

Большое письмо, на которое я постараюсь сейчас ответить, из тех, о которых я говорил: половину его занимают конкретные вопросы, а половину – неравнодушные и очень содержательные рассуждения, которые автор письма просит “не считать жалобой”. Она уже обожглась на этом: ее обращение к главе города стало именоваться именно жалобой: что делать, если в перечне типов писем и обращений чиновники не нашли другого названия.

Письмо из города Новокузнецка написано учительницей начальных классов с сорокалетним стажем. Сначала по вопросам; их в письме девять.

1. Из газеты узнала, что с 1992 года размер выплат по больничному листу не зависит от членства в профсоюзе, однако председатель профкома школы объявила, что не члены профсоюза при оформлении их больничных листков должны вносить “взнос солидарности” в размере 1% от начисления. Что это за взнос и какими положениями он определяется?

Если дело обстоит так, как пишет наша читательница, то здесь есть определенные странности. Фонды солидарности, которые создают профсоюзы и иные общественные организации, являются добровольными целевыми фондами. Взносы в них вносят на строго добровольной основе организации, предприниматели и отдельные лица деньгами или иным имуществом с указанием, на какие цели они эти вклады делают. Профсоюзы могут обязать своих членов делать индивидуальные вклады, но могут образовать такой фонд, выделив в него часть собранных членских взносов. К не членам профсоюза это отношения не имеет.

Видимо, местные профсоюзные активисты воспользовались тем обстоятельством, что единственный случай, когда не член профсоюза обращается в профсоюзный комитет, – получение на листке временной нетрудоспособности визы “не член профсоюза”. За эту подпись они хотят получить однопроцентные комиссионные. А уж использовать собранный фонд “солидарности” они будут по своему усмотрению: на помощь бастующим, в поддержку сербов – куда захотят.

Обязательным государственным социальным страхованием, включая выплату компенсаций по временной нетрудоспособности, занимаются с 1992 года Федеральный фонд социального страхования и его органы на местах. Местные органы ФСС могут быть территориальными и отраслевыми. Взносы в ФСС уплачиваются в форме начислений на заработную платы в размере 5,4%. Повторю: не из заработной платы, а начисления на заработную плату. Часть собираемых взносов оставляется в распоряжении бухгалтерии учреждения образования. Из этой части производятся оплата больничных листков, пособий по уходу за детьми и другие выплаты в соответствии с законодательством.

2. Должна ли сохраняться у учителя начальных классов нагрузка 20 часов в неделю? В связи с переходом на пятидневку у автора письма сократилась нагрузка на 1 час. Уроки музыки ведет специалист, а ее догрузили до 20 часов работой по подготовке учащихся к олимпиадам.

20 часов в неделю – это та педагогическая нагрузка, за которую учителю начальных классов выплачивается установленная тарифным разрядом ставка. Разница между этим количеством часов и фактической отработкой будет являться простоем. Простой по вине работника не оплачивается, а если вины работника нет, то оплачивается в размере не ниже 2/3 среднечасовой тарифной ставки. То, что администрация нашла возможность догрузить работника, оплатив дополнительную нагрузку (видимо, из надтарифного фонда), говорит только о том, что администрация школы достаточно хорошо владеет ситуацией и средствами.

3. В школьной столовой питаются только те дети, чьи родители способны оплатить стоимость обедов. Вся работа по сбору денег на обеды, сдача их в столовую повару, учет выданных порций и так далее возложены на учителя. Правильно ли такое положение, тем более что за контроль над горячим питанием стимулируется кто-то другой по Положению о надтарифном фонде?

Нет, неправильно. Предоставление горячего питания, как вы его описываете, становится видом оказания платных услуг школой, а на услуги по общественному питанию у школы лицензии нет. Напротив, доходы от платных услуг, оказываемых учреждением образования (а все возможные виды платной деятельности школы перечислены в соответствующих документах Министерства образования), должны направляться среди прочего на дотации на бесплатное питание детей. Во всех письмах, в том числе и в письме министерства от 15 декабря 1998 года № 57, которое упоминается в вопросах, говорится о создании отдельного целевого фонда на расчетном счете учреждения образования из добровольных пожертвований (в том числе из вкладов родителей), а не о прямой оплате обедов.

4 и 5-й вопросы письма касаются планирования работы учителя. Автор письма возражает, когда руководство школы требует конкретных планов воспитательной работы, составленных по определенной форме, и спрашивает, какие существуют на этот счет документы.

Поскольку вопросы организации учебного процесса отнесены сейчас к компетенции самого учреждения образования, общероссийских таких документов, вообще говоря, быть не должно. Но меня удивляют возражения учителя с большим стажем против конкретности планов работы и против того, чтобы планы составлялись по форме, определяемой администрацией, которая руководит учебно-воспитательной работой. Не могу поверить, что опытный учитель не намечает для себя заранее, что и в какой форме он должен сказать или посоветовать самому ученику или его родителям, как это сказать и когда: при других учениках, при родителях, индивидуально в классе или дома; что он не контролирует действенность воспитательных мер. Если это не так, то получается, что 1,5–2 часа после уроков учитель проводит в общих разговорах?

6. Перекомплект (то есть превышение числа учащихся в классе по сравнению с установленным предельным нормативом) стали оплачивать только с апреля 1998 года. Есть ли нарушения в оплате труда учителя при таком положении?

Если оплата производится, то нарушения нет. Возможно, нарушения в оплате труда были до апреля 1998 года.

7. Школьные библиотеки учебниками не обеспечиваются, родители многих детей не в состоянии приобрести рекомендованные учебники, а учителю приходится оправдываться перед проверяющими за несоответствие учебников рекомендациям министерства. Как быть учителю?

Я поступил в школу в 1944 году. Учебники тогда у нас в школьной библиотеке выдавали один на несколько человек: на двух, на пятерых. И вместе готовили уроки, и передавали по очереди. Я, помню, боялся ходить к одному однокласснику (фамилию его я помню, а имя забыл; он потом был боксером) за учебником, а его старший брат, который, собственно, и был основным пугалом в нашем дворе, поил нас чаем с хлебом (это было до отмены карточной системы в 1947 году). Что делать учителю? Организовать через родителей, чтобы учащиеся могли пользоваться имеющимися учебниками совместно.

8. Зарплату за июнь 1998 года обещают выдать к лету 1999 года, но подоходный налог уже давно удержан с отпускных. Кем устанавливается такое положение? Кто ответствен за это?

Существует два способа уплаты платежей в бюджет (в том числе и подоходного налога): при начислении суммы, с которой должен удерживаться налог, или при выплате этой суммы. Возможно, подоходный налог удержан при начислении зарплаты. Не будем касаться, как он уплачен фактически – путем погашения взаимных задолженностей или другим способом. Это хорошо, если налог уплачен живыми деньгами, потому что из налогов поступают средства и на пенсии, и на зарплату бюджетникам. А как ответить на вопрос “кто ответствен”? За невыплату зарплаты администрация ответственна перед работником по трудовому договору, а за своевременное удержание и перечисление налогов администрация отвечает перед соответствующими государственными органами.

9. Если при классах коррекции открывается группа продленного дня, могут ли ее посещать дети из других классов? Как оплачивается работа воспитателя в таких группах? Какими документами определяется режим работы таких групп?

Воспитателю группы продленного дня выплачивается ставка в соответствии с установленным разрядом за работу с группой не выше установленной предельной наполняемости в течение установленного недельного норматива рабочего времени. При превышении наполняемости и (или) рабочего времени к тарифной ставке должна производиться доплата. Режим работы определяется администрацией, организовавшей смешанную группу.

Еще одного финансового вопроса автор касается в тексте письма. Решением родительского комитета класса ей была оформлена подписка на нашу газету “Первое сентября” из средств, собранных на подготовку класса к новому учебному году. За это завхоз школы, по словам автора письма, “устроила ей выволочку” в присутствии учеников.

Газета верит своим читателям, и я готов поверить, что замечания завхоза были по форме бестактными и даже грубыми. Но по существу верными, потому что деньги, собранные для определенной цели, не могут быть израсходованы на другие нужды. В конце письма читательница сообщает, что в складчину все же была оформлена подписка на газету “Первое сентября” и несколько других изданий. Она представляет это как свою победу (над завхозом?). Здесь нет победы, а только правильное использование имеющихся возможностей.

Такой длинный ответ на длинное письмо. Но мне бы хотелось задержать внимание читателей еще вот на чем. При чтении писем лиц старшего возраста я не могу отказаться от мысли, что сущность этих писем не в тех в общем-то решаемых проблемах, о которых говорится в них, а в другом. Суть в том, что мы, люди старшего поколения, уходим. На наше место приходят или уже пришли молодые. Их знания, возможно, не более основательные, но более перспективные в настоящее время, чем наши. Но у них нет опыта, а к опыту старших они относятся, мягко говоря, с недоверием, а то и с неуважением. Получила же автор письма от завуча: “А вы для меня вообще пенсионерка!” – это что уже и не учитель вовсе? Они еще верят в выполнимость бумажных планов и правдивость бумажных отчетов, составленных по утвержденным формам. Но скажите, уважаемые старшие, наши-то замечания не продиктованы ли часто (слишком, к сожалению, часто) желанием “устроить публичную выволочку” этой молодежи? Но мы уйдем, а они останутся, и наш опыт останется с ними, только если передать его мы сможем в вежливой форме, с пониманием сложностей их работы и с уважением к ним. Я ведь не верю, что завхозы всегда хамы, а директора – формалисты, но в письмах они непременно таковы.

И самое важное. Сегодня увольнение человека на пенсию подобно смертному приговору. Дело не только в том, что меняется привычный порядок жизни: ранее окруженный детьми и коллегами, человек остается один с воспоминаниями и нереализованными идеями в четырех стенах своего дома. Сейчас государственная пенсия, даже выплачиваемая своевременно, со всеми льготами и пособиями, если кто имеет на них право, не обеспечит не только привычный, но и минимальный материальный достаток. И я призываю всех: руководителей органов управления образованием, и директоров образовательных учреждений, и профсоюзы, и родительские комитеты озаботиться вопросом: где будут работать пенсионеры? Нынешнее законодательство позволяет многое сделать в части организации таких специализированных рабочих мест, где требуются опыт и знания при относительно небольшой нагрузке. Но сами пенсионеры или люди предпенсионного возраста вряд ли преуспеют в таком деле без поддержки, не имея опыта административной работы.

Еще одну возможность материального обеспечения стариков открывает предусмотренное современными российскими законами дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Оно может осуществляться через страховые компании или через негосударственные пенсионные фонды. Взносы на негосударственное пенсионное страхование могут уплачиваться из доходов, получаемых учреждением образования за счет оказания платных услуг. Страховые организации (их деятельность контролируется Министерством финансов) и негосударственные пенсионные фонды (их деятельность контролируется Министерством по труду и социальным вопросам) имеются в каждом регионе, и думается, что они не откажутся разработать совместно с учреждениями образования и профсоюзами такие схемы негосударственного пенсионного страхования, в которых при относительно небольших взносах пенсионерам будет обеспечен уровень доходов, близкий к привычному. А взносы будут низкими, если застрахованными станут не только работники старших возрастов, но и все работники учреждения образования. Хотелось бы, чтобы вопросы негосударственной социальной защиты старых учителей, других работников, пенсионеров стали постоянными разделами социальных программ учреждений и вошли бы и в коллективные договора, и в положения о расходовании надтарифных фондов.

Старый учитель, человек с высокой самооценкой (что по большей части справедливо), находится в ожидании своей ненужности и необеспеченности. Чтобы обычная ворчливая старость не превращалась в старость крикливую, нужны и забота о материальном достатке стариков, и простое внимание к ним. Часто ли мы поздравляем пенсионеров, прежде работавших с нами?

Отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru