Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/1999

Архив

Принципы деятельности общественно-педагогического движения Санкт-Петербурга “Открытое образование”

Сфера образования в современном мире является приоритетом и условием выживания и развития любой страны. Необходимым условием развития самого образования служит наличие полноправного с государством общественного движения, способного инициировать и дополнять государственные образовательные действия. В сегодняшней сложной для отечественного образования ситуации наличие такого движения становится еще более важным. Исторически в России общественно-педагогическое движение, с одной стороны, было инициатором педагогического творчества (вторая половина XIX – начало ХХ века), с другой – его роль по отношению к государственной образовательной политике носила лишь дополняющий характер. Такое положение не может удовлетворять в полной мере запросам образования, что сегодня понимает и само государство (Закон “Об образовании”, 1992 г., ст. 2, п. “Е”). Поэтому идея создания в Петербурге такого движения представляется назревшей. Сегодня предпринимается много успешных образовательных инициатив, но общим является их разрозненность. Объединяющую роль может сыграть только общественно-педагогическое движение.
Под общественно-педагогическим движением понимается такая организационная структура, которая позволяет заинтересованным общественным силам равноправно во взаимодействии с государством решать разнообразные социально-педагогические задачи. Целью такого движения являются разработка стратегических направлений развития отечественного образования в современных условиях и принятие практических шагов, необходимых для их реализации.
Общественно-педагогическое движение должно формироваться на основе следующих принципов:

1. Открытость движения, его демократический характер, возможность вступления и выхода из него участников на любом этапе деятельности, организационная децентрализация, сохранение за участниками движения независимости от него в их конкретной педагогической работе, конструктивный диалог носителей разных педагогических и политических взглядов на проблемы образования.
2. Социальная нравственность движения, понимаемая как преимущество идеи общественного служения посредством образовательной деятельности над частными или организационно-корпоративными интересами.
3. Конструктивный позитивизм и оптимизм, формирование совместного осознания возможности переломить существующее в образовании страны (города) положение к лучшему, возможности решать не только максимально конкретные, но и макропедагогические задачи.
4. Формирование движения на основе равноправного участия и сотрудничества всех заинтересованных в развитии отечественного образования общественных сил, в том числе лидеров негосударственной инициативы, в сфере образовательной индустрии города. Движение не ограничивается в своем составе только сообществом людей, профессионально занимающихся образовательными проблемами.

Среди задач движения:

1. Объединение в рамках движения заинтересованных в развитии отечественного образования лиц, не утративших веры в свой творческий потенциал. Не равнодушные к этим проблемам, готовые к аргументированной дискуссии, возможно, разочарованные в потенциале традиционных способов развития образования, но сохранившие силы и веру в себя, готовые действовать не только за деньги, но и за идею – вот круг его первоначальных участников, способный стать в дальнейшем источником необходимого общественно-педагогического лидерства.
2. Проведение разностороннего научного анализа проблем и перспектив современного отечественного образования и выработка исследовательского прогноза его дальнейшего развития. Движение в начальной стадии своего формирования не может, конечно, претендовать на аккумуляцию всех научно-педагогических сил, необходимых для такого анализа. Однако в кризисных ситуациях именно не скованные стереотипами и социальными ограничениями творческие коллективы часто оказывались способными быстрее реагировать и предлагать конструктивные решения.
3. Формирование общественного мнения по вопросам образования, активное сотрудничество со средствами массовой информации, взаимодействие движения с организационными структурами, влияющими на выработку и реализацию образовательной стратегии – исполнительной и законодательной властью города на общегородском и муниципальном уровнях, общественными организациями, – для совместного и своевременного развития образовательной среды Петербурга.
4. Создание в образовательной среде Петербурга условий, содействующих инициации и поддержке различных общественных инициатив в области образования.
5. Инициирование движением самых разнообразных видов педагогического творчества, способных создать в педагогическом сообществе города условия для профессионально-педагогического роста.

Содержательные направления деятельности движения могут быть самыми разнообразными, но необходимыми видятся, по крайней мере, следующие:

создание организационных форм движения как необходимого условия решения образовательных проблем в городе;
взаимодействие движения с теми, от кого зависит положительное изменение образовательной среды города;
инициирование педагогического творчества, стимулирование внутрисистемных образовательных изменений;
организация тесного взаимодействия образовательного сообщества и средств массовой информации Петербурга.

Среди возможных форм деятельности движения:

интеллектуально-педагогический клуб (семинары и конференции, “круглые столы” и пресс-клубы, аналитические рекомендации и прогнозы, актуальные исследования и проекты);
издательско-публицистическая деятельность (журнал, газета, сотрудничество с разными изданиями и издательствами, с теле- и радиовещанием, компьютерными информационными средствами);
деятельность Агентства педагогической информации по интеллектуальной и информационной поддержке различных творческих образовательных проектов (школ, центров, клубов, позволяющих выработать новые педагогические модели);
сотрудничество и поддержка движением представителей образовательной индустрии города через организацию серии “круглых столов”, создание информационного пространства.

Приглашаем к сотрудничеству!

Андрей КОЛЕСОВ,
Александр ШЕВЕЛЕВ,
Михаил ЭПШТЕЙН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru