Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/1999

Архив

А выпускники, писавшие сочинение, вызывали сочувствие учителей

Потому что по-прежнему непонятно, что же именно должен проверить этот экзамен

Говорят, выпускное сочинение – самый трудный школьный экзамен – требует не только сосредоточенного размышления, но и грамотного письма. Напряжение и страх: вдруг не раскрыл тему? вдруг насажал ошибок? Да и само сочинение – это что: экзамен по литературе (но тогда ему лучше быть устным) или по русскому языку? Но грамотность легче проверить диктантом. Ведь главное – чтобы экзамен стал не столько проверкой, сколько подтверждением достигнутого за одиннадцать лет.

-Темы сочинений в этом году, конечно, интереснее, и выбор больше, потому что их не семь, а девять. На первый взгляд они простенькие, но если посмотреть, самая популярная в этом году тема “Великий сын России. Жизнь, деятельность, судьба Александра Сергеевича Пушкина “ – просто необъятная, она претендует на такую фундаментальность, что это скорее тема для диссертации. Тут, пожалуй, лучше уж сразу решить для себя, что нужно писать эссе. Что обидно: за два года дети подзабыли учебный материал (ведь ни в 10, ни в 11 классе Пушкина не изучают), а на выпускном экзамене с них спрашивают по большому счету. Мы, конечно, сколько могли, повторили на консультациях, и все-таки этого мало. Тем не менее ребята предпочитали эту тему и еще одну пушкинскую – “Татьяна Ларина. Восприятие героини современным читателем”. (Наверное, юбилейный год сказался. Все-таки наша школа за знание Пушкина даже получила три грамоты – за 1-е место на окружном конкурсе “Мой Пушкин”, за 2-е – на окружном конкурсе чтецов, и еще мы стали лауреатами фестиваля “Юные таланты Московии”.)

Среди тем в этом году не было ни одной монографической – посвященной обзорному анализу произведения целиком, если не считать “Рецензии на рассказ А.П.Платонова”, а это небольшое произведение. Другая тема – «Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие. Роль эпизода в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”» – тоже немонографическая.

Были фактически две свободные темы: поэтическая “Мое любимое стихотворение. Восприятие, истолкование, оценка” и философская – “Новый век. Каким он будет? (Размышление молодого человека на рубеже двух тысячелетий)”. И дети с удовольствием писали об этом.
У нас ходят слухи, что на следующий год в 11 классе вместо сочинения будет диктант. Вот и правильно. Наверное, еще правильнее было бы заменить сочинение устным экзаменом по литературе (так и учителю легче проверить начитанность и коммуникабельность, и детям психологически легче), а грамотность проверяли бы диктантом (все-таки сочинение, пожалуй, слишком сложная форма). И проводить их ежегодно обязательным экзаменом, не меняя – как сейчас сдаем региональный: то биологию, то географию.

Раиса ШВАДЧЕНКО,
школа №1102, Москва

-Думаю, что жанр сочинений как таковой вообще себя изжил. Сочинение приемлемо лишь как форма подготовки ребенка к устному экзамену по литературе, ибо в нем дети либо пересказывают критические статьи авторитетов (это лучшие из детей), либо пользуются обычной и общедоступной периодикой типа брошюр “100 лучших сочинений” и прочее.

И потом, все зависит от той цели, которую мы ставим перед собой. Если мы жанром сочинения хотим выявить уровень грамотности ученика, тогда задача становится невыполнимой. Прежде всего потому, что у ребенка есть возможность маневра. Он просто избегает незнакомого слова. Русский язык ведь синонимичен! Школьнику, и это совершенно однозначно, нужен диктант. Все методисты, наблюдая ситуацию в Москве и в регионах, в один голос говорят: уровень грамотности низок катастрофически. Нынче в 10–11 классах даже хотят ввести дополнительно час русского языка. Во-первых, школьники перестали читать. А во-вторых, как мне кажется, в нынешнем образовательном поле сместились какие-то акценты. На первый план вышли иностранные языки. Наши дети, к слову, почти все, выезжают на каникулы за границу. Дети познают мир. Им нужны языки. В нашей школе преподается два иностранных языка. И все очень этим довольны. Более того, родители просят ввести и третий язык. А раз так, то само собой разумеется, что родной речью их дети худо-бедно и так овладеют. Все равно ведь с рождения на нем говорят. Спохватываются родители и дети к классу седьмому, когда курс русского языка становится очень сложным. Ребенок на немецком и на английском вроде бы общается, пусть и с ошибками, а по-русски у него, извините, корова через “ять”. В 9 классе эту ошибку исправить уже невозможно. И ученики пишут заявление на имя директора через “е”! Каковы? Поэтому, по-моему мнению, диктант – единственно возможная проверка обученности школьника родному языку. Своего рода ловушка.

Независимо от того, кем готовится стать ребенок, юристом или переводчиком, он не должен писать корову через “ять”. Более того, эти ребята могут и сочинение написать на экзамене на “отлично”. Они либо придут со шпаргалками, либо с выученными наизусть текстами. Так что ни знания собственно литературы, ни знания русского языка этот экзамен не выявляет. В крайнем случае, чтобы не связываться с неизвестными литературными произведениями, школьники выберут свободную тему. Другое дело – устный экзамен по литературе: в нем как раз нет ничего вольного. В нем все конкретно. Онегин так Онегин. Печорин так Печорин. Списывать они все давно научились, а излагать мысли устно так и не учатся. Из класса нормально, по-человечески, говорят 5–6 человек!

Отдельные темы сочинений, может быть, и хороши. Но должна вам сказать, что тема этого года “Поэт и поэзия в творчестве В.Маяковского” была темой вступительного сочинения на филологическом факультете, когда я поступала в МГУ. Ученику 11 класса обнаружить в этой теме достаточную глубину невозможно. Обычный ребенок самостоятельно над этой темой думать не станет. Ему неинтересно. Он изложит то, что ему рассказал учитель. Вот еще одна тема нынешнего года: “Новый век: каким он будет?” Непонятно, что в этой теме хотят проверить с точки зрения литературы? Какое отношение она имеет к экзамену по словесности? Может, это эссе? Тогда дадим экзамену соответствующее название. Следующая тема: “Великий сын России”. Если ребенок начнет писать о Пушкине, тогда ладно. А если он выберет Черномырдина? Что, собственно говоря, в этом литературного? А вот пожалуйста: “Мастерство Лермонтова в создании характера героя”. Только литературовед может ответить на этот вопрос. И вообще что такое мастерство в создании образа? Ученик должен сказать, насколько профессионально поэт Лермонтов овладел художественно-изобразительными средствами? Ничего себе задача – не иначе как на соискание кандидатской степени!

Ирина КОРОЛЕВА,
завуч московской школы “Сотрудничество”

-Многие темы выпускных сочинений по-прежнему традиционны, вроде той же “Лирики Пушкина” сорокалетней давности. Но нынешняя эпоха, в которой эта стократ повторенная тема звучит, – не просто другая. Не просто не та, что сорок лет назад. Она – полярная. И для учителя-словесника в этом определенная драма. И учителя-словесники очень сильно растерянны. Ибо им пришлось наполнить старые формы новым смыслом, переиначить собственные мозги, сместить акценты. Раньше Пушкин был поэтом-декабристом. Нынче он одинокий лирик, беснующийся по молодости и задумывающийся в зрелости. Когда это мы 20 лет назад изучали лирику Пушкина 1836 года? Эти стихи лучше воспринимать чистыми, незаидеологизированными мозгами. Маяковский же заканчивает жизнь с пистолетом у виска. Представляете, как нам, 30 лет подряд учившим тому, что поэт чистит себя под Лениным, перестраиваться? Если у словесника нет достаточной закалки и ему уже за 60, он почти в панике. Когда я вижу зоологов и математиков, проходящих мимо, я смотрю им вслед с завистью: анатомия – она и при демократии остается анатомией.

Странно, что никто не взялся за тему “Новый век. Каким он будет?”. Хотя, казалось бы, на дворе компьютерная эра. Сочиняй – не хочу. То ли все-таки дети боятся проявить какое-то свое особое видение мира, то ли, болтая об этом без умолку на улице, они не в состоянии выдавить ни слова на листе бумаги? Хотя бы поэтому я не стала упразднять выпускное сочинение как жанр. Все-таки в сочинении ребенок пытается размышлять.

Юлия ТАТАРЕНКО,
педагог-словесник, Москва

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru