Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/1999

Архив

Взрослые, чья профессия – отстаивать детские интересы

С января 1998 года в России приступили к работе в структурах исполнительной власти шесть уполномоченных по правам детей и подростков.

Явление, несомненно, историческое. Хотя начало реализации абсолютно нового для нашей страны института защиты прав ребенка в Волгоградской, Новгородской, Калужской, Московской областях, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге общественностью было почти не замечено.
Огромное впечатление это сообщение произвело на Европу. И потому Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ оказал нам поддержку незамедлительно. Что было весьма кстати. Ведь задачу предстояло решать серьезную.
Организаций и лиц, занимающихся детьми, у нас немало, и появление очередного важного лица для презентаций только погубило бы идею. Тут требовались люди, которые знают правовые вопросы, практическую ситуацию, которые могут определить, как лучше организовать помощь конкретному ребенку, способны справиться с экономическими проблемами и найти для этого внебюджетные источники финансирования.
В отличие от уполномоченного по правам человека, который у нас фигура политическая, комиссар по правам ребенка вне политики. У него совершенно иной тип и технология работы.
Скептики предрекали провал акции: мол, таких специалистов не существует, слишком многопрофильная служба. Но Зинаиде Судаковой – уполномоченному Екатеринбурга – удалось удержать эту высокую планку с первого рабочего дня.
За год ей удалось выиграть 9 судов (в том числе помочь интернату и детскому дому освободиться от педагогов, распускавших руки), ответить на неисчислимое количество звонков, дать сотни консультаций.
Чаще всего к Судаковой обращаются по поводу нарушения прав ребенка в семье – физического, морального, сексуального насилия. На втором месте – нарушения прав учащихся в школах и училищах: ни за что выгнали из класса, исключили из школы на две недели, требовали деньги.
Третьими в списки нарушителей детских прав стоят работники милиции: при задержании ребенка (а им считается “человеческое существо до 18 лет”) никто не имеет права допрашивать его в отсутствие взрослых – родителей, опекунов или других лиц, представляющих его интересы, адвокатов в том числе. Но куда там, об адвокате для подростка в России, конечно, никто и не слышал!
Четвертая, самая распространенная проблема – защита прав ребенка на жилье от всевозможных махинаторов, мафиозных структур и самих родителей. И самая стрессовая ситуация для ребенка – деление его при разводе.
За последние три месяца екатеринбургский уполномоченный приняла 60 человек. Многим удается помочь, проблема только в том, что статус уполномоченного по правам детей не подкреплен законодательно, и в областном суде или других городах Свердловской области ей приходится доказывать, что она имеет право защищать не только детей, прописанных в Екатеринбурге.

Яна ЧЕРНОБРОВКИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru