Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Оказывается, праздники – это тоже уроки

Всенародные праздники для учеников не только отдых от уроков и контрольных. Праздники сами по себе – тоже уроки. Уроки, которые детям дает не учитель, а общество и власть. Мы думали, что отдыхаем, а оказалось, что у реального образования нет каникул.

Несколько дней отчуждения

Люди продолжают делать свое дело, несмотря на то что май в этом году выдался на редкость нерабочий. Сами судите: первые десять дней месяца – почти подряд гуляния. Праздник солидарности – скорее дань традиции, чем причина для радости. И почему в эти дни надо устраивать шествия и просто не работать? Почему надо переносить выходные?

Кажется, от этих праздников пролетарского единения и великий праздник военного мужества пострадал. По крайней мере в глазах наших детей он был очередным, а не исключительным. И обилие военных фильмов, и показуха торжественных мероприятий создают скрытый педагогический эффект от такого празднования Дня Победы. Этот эффект – отчуждение ребенка от самого события. Взрослым кажется, что они выполнили свой долг – отметили, продемонстрировали память и уважение к прошлому, к своей истории, к жертвам войны. На самом деле все не так. Детское сознание – жестокое.

Да, да, дети могут быть добрыми, а их сознание – жестоким. Потому что в детском сознании все должно быть связано друг с другом и объяснимо. А когда дети видят, что ветераны празднуют свой праздник в глубокой нищете и в прямом смысле со слезами на глазах, то все это делает майские праздники необъяснимыми для детского сознания, будь то победа над немецким фашизмом или пролетарская солидарность трудящихся. Хорошо, конечно, что нынешнему поколению школьников идея пролетарской солидарности и вообще привилегированность рабочего класса над другими кажется даже нелепой.

А вот отчужденность от войны и победы... Эта отчужденность подкрепляется не только помпезностью празднования, но и тем, что нынешняя власть в “лучших” традициях тоталитарной власти действует в своих, скрытых от людей целях. И точно так же посылает людей на смерть, точно так же ведет себя как самый заурядный обманщик. Недоверие к сегодняшнему дню вызывает подозрение и к дню вчерашнему.

Где живет знание?

Представьте себе, что после экзамена по физике вы выходите из класса на улицу и видите, как люди, отталкиваясь от земли, легко перепрыгивают через дома и явно против закона о всемирном тяготении парят в небе, как птицы.

А вы только что сдали экзамен, и в билете как раз был закон всемирного тяготения. И вы получили свою законную пятерку, потому что все ответили правильно, как вас и учили.

Каковы будут ваши ощущения? Либо мир сошел с ума, либо вы перезанимались. Либо вас обманывали ваши учителя. И учебники тоже вас обманывали. А родители старались угодить учителям и проверяли, насколько хорошо вы выучили параграф за параграфом.

В результате у вас наступает полная потеря того, что ученые называют “самоидентификацией”.

Кто я? Где я? Как мне ориентироваться в мире, где все шиворот-навыворот? И кто мне скажет правду?

После майских праздников, когда почти в течение десяти дней была непонятная, против всех законов нормальной логики жизнь взрослых, которую они почему-то называли праздниками, отстраненность этой жизни от идеального образа человека, его связи с миром, с историей, с другими людьми, – эта отчужденность сильно увеличилась. Шекспир сказал бы: “Порвалась связь времен”.

Но дело не только в этой связи. Дело в том, что знание, которое мы даем нашим ученикам, и знание, которое мы же им демонстрируем в жизни, то знание, которым сами руководствуемся, – отличаются.

И становится непонятно: где же настоящее знание? В классе? В учебнике? Или в нищете ветеранов, в фальшивости митингов и речей, в скрытых от народа целях высших руководителей страны?

Кому нужно знание, которое ничего не объясняет?

В чем смысл хороших или плохих отметок, полученных за это ничего не объясняющее знание? И где живет оно, настоящее?

На этот вопрос ответить слишком трудно, но скорее всего дети скажут себе, где знание не живет.

Самый неприятный для нас урок этих праздников – то, что дети вполне справедливо могут решить, что знание не живет в школе.

В той самой школе, которая так гордится высоким качеством образования.

Может быть, они откроют и еще одну тайну – о том, что действительное знание живет в отношениях между людьми. Но тогда им надо согласиться и с тем, что общество и есть самый реальный учитель.

…Пройдет лет двадцать, и дети наших детей спросят своих родителей:

– Кто были ваши учителя, чему они вас научили?

И услышат:

– Наши школьные учителя старались открыть нам мир, но им здорово мешали. И все-таки, все-таки они нас научили добру и справедливости.

Хорошо бы так.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru